В этом году я написал заметку про опыт «Живая коммуникация пропагандиста в корпорации зла» с помощью внутренней коммуникации. Текст получился на века.
Направлением «внутренняя коммуникация» или, так называемый, «пиар / бренд работодателя» мне не знаком, но есть примеры, которые захватывают дух по качеству материала. Для тех, кто занимается выстраиванием бренда работодателя, будет немного полезно изучить эти примеры — документальный фильм, книга, интервью + бонус.
Буше
В Санкт-Петербурге я прожил около 3 лет. В городе невероятное количество пекарен, кофеен и так далее, что меня, как провинциального жителя, очень удивляло. Разумеется, все места я не постил в связи с низким уровнем культуры потребления, но свой рейтинг кондитерских у меня есть: Север-Метрополь (дорого, но качественно), Булочная Ф. Вольчека (бюджетное и доступное), Буше (что-то современное и молодёжное).
В сети-кафе Буше я был всего 2 раза. Первый мой визит в кафе, расположенный около Финляндского вокзала, был действительно эмоциональный — блюдо из овощей было невероятно вкусно (название я не запомнил, фото не сделал), что я был поражён насколько вкусно можно приготовить овощи. Больше я этого блюда в меню не нашёл, посетив ещё раз данную сеть кафе.
Рекомендую посмотреть фильм о компании Буше под названием «Буше. История о том, как мы живем». Документальный фильм рассказывает о том, как всё начиналось, продолжалось и продолжается. Качество картинки и повествование завораживает.
https://www.youtube.com/watch?v=0mSQukHYoKk — ссылка.
Можно ли сыграть искренность? Думаю, что «да». Но могут ли её сыграть все участники фильма? Думаю, что «нет».
Основатель и сотрудники гордятся своей работой. Это дорого стоит и я сейчас не про деньги говорю.
В общем и целом, стоит посмотреть на кондитерскую индустрию изнутри с помощью этого фильма, потому что бывает совсем другая реальность — Обзор на этнографическое исследование труда "Сбои и поломки" О. Пинчук*.
* — Чтобы написать свою книгу, Ольга Пинчук проработала год в цехе кондитерской фабрики в Подмосковье (простой рабочей). Труд титанический так как смена на работе и потом смена в описание исследования итак целый год (2016-2017). И этой мой обзор так как книга стоит того для прочтения.
Северсталь
Это сталелитейная и горнодобывающая компания. Гигант индустрии. В этой компании необычный главный акционер. Когда-то я работал в структуре активов акционера и все, кто видел его или взаимодействовал с ним говорили только положительные отзывы о человеке. Боялись или действительно уважали? Скорее всего, было уважение.
В 2025 году вышла книга об истории становления Северстали в наши дни — «Можно ли сделать из советского завода мирового лидера металлургии? Короткий ответ — «Да!» — https://vmeste.severstal.com/expert/korotkiy-otvet-da-severstal-vypustila-knigu-o-stanovlenii-effektivnogo-chastnogo-biznesa-v-rossii/
Книга к 70-летию Череповецкого металлургического комбината компании «Северсталь» рассказывает, как предприятие, созданное в советскую эпоху, превратилось в одну из самых эффективных металлургических компаний мира. Команда авторов Лаборатории “Однажды” под руководством журналиста Дмитрия Соколова-Митрича изучила архивные материалы, провела десятки интервью с руководителями и сотрудниками «Северстали» и погрузилась в жизнь комбината, чтобы создать эту историю.
Масштаб преобразований поражает и книга открывает небольшую завесу тайн о том, как происходит управление изменениями на практике.
Для тех, кому книга покажется про «успешный успех», рекомендую тогда прочитать историю преобразований на Братском алюминиевом заводе и сравнить подходы в повествовании — «Сломай стереотип! Производственная система Братского алюминиевого завода» — https://www.litres.ru/book/sergey-filippov/slomay-stereotip-50910976/
Интервью бывшего руководителя активов миллиардера о взаимодействии с главным акционером — Выводы после работы с миллиардерами от ex младшего партнёра McKinsey | Ольга Соколова — https://youtu.be/1xQlEtKZ4_8?si=LfmqhGRvkYDxLfdw — тайм-коды: 21:08 Лучший урок от миллиардера, 01:06:04 - Как мыслят олигархи из Forbes
Кофемания
Если поискать в интернете, почему Кофемания так мощно выросла, то чего там только не пишут. И про хорошую еду с буржуйским ценником, и про атмосферу, и про удачное расположение, и про лояльность аудитории, и про статусность, и вообще про что угодно и как угодно. На самом деле Кофемания — это просто как известный ресторан быстрого питания (Вкусно и точка), но только для другого сегмента (целевая аудитория).
В общем и целом, Кофемания — это такой "общепит для богатых". Именно в этом секрет успеха данной сети, по-моему. Другое дело, чтоб выстроить и поддерживать эту баз необходимо приложить усилия и «поймать удачу за хвост». Кофемания хорошо с этой задачей справляется как будто ей в этом помогают высшие силы какие-то.
«Кофемания». Феномен самой быстрорастущей и закрытой сети ресторанов Москвы — https://youtu.be/oWjb22cfbGE?si=6iAKOR3EKtqmpgB9 — интервью и обзор бизнеса с основателем и командой.
Когда я посмотрел этот фильм, то была одна эмоция — сотрудники фанаты своего дела. Директор до меня тоже посмотрел это интервью и у него была другая эмоция — не было рассказано о проблемах. После обсуждения и споров мы пришли к следующему выводу:
После изучения «завистливого» материала, необходимо задумайся над тем, что нам / тебе надо сделать чтоб стать лучше.
Для сотрудников Кофемании (можете подать предложение по улучшению), если каким-то чудом они прочитают этот текст:
Проблему с одноразовыми ложками, которыми не удобно есть горячий суп, можно решить с помощью выбора столовых приборов клиентами во время заказа онлайн — ложка пластик, вилка деревянная или ложка и вилка деревянная.
Не гоже мучить клиента из-за принципов борьбы с … .
Итого
В статье было показано 3 примера, как можно рассказать о компании, которые вы можете применить на практике. Да, это не дешёвое дело, но главное история, а не картинка.
Задумался вот о чём: создадут ли про вашу компанию такой материал, сможете ли вы душевно рассказать о своём ремесле и не из пальца высасывать "успехи"!?
Бонус
Люблю смотреть обзоры на рестораны высокой кухни, особенно меня поражает как готовятся блюда в транспорте (поезда, самолёты, корабли) из-за сложности работы в подвижной среде.
1. Самый роскошный ресторан в мире - Le Louis XV
https://youtu.be/-RAmiqe2neU?si=I1hg6pkA1nvu8T4c - ссылка.
В Монако находится ресторан Le Louis XV - Alain Ducasse в отеле L'Paris Monaco. Здесь вы сможете почувствовать, каково это - быть королем. Это дворец чистой роскоши.
2. Поездка на 7-звездочном роскошном спальном поезде Японии | Семь звезд на Кюсю
https://youtu.be/KoUEQca_k9I?si=wvmqnopSC3acKOTA - ссылка.
Этот поезд известен как вершина роскошных путешествий и, возможно, самый сложный поезд в мире. Стоимость: 7 000 долларов США. Маршрут: Хаката - Хаката (2 ночи 1 день / 825 км.
3. Ресторан с НУЛЯ в России! / Борис Зарьков про ресторанный бизнес, ошибки и налоги
https://youtu.be/ZuWQ8dYugLc?si=OepL3VvbJVhvoyY0 - ссылка.
В гостях Борис Зарьков — российский ресторатор и предприниматель, основатель ресторанного альянса White Rabbit Family.
Борис активно развивает ресторанную империю, в которую входит больше 40 заведений. Он известен своей философией управления и умением превращать своих сотрудников супер-звезд. В своей карьере Зарьков получил множество наград, включая три звезды гида MICHELIN и национальной премии «Гостеприимство».
Совет мне от шеф-пора как получить вкус к еде: надо пробовать разные блюда чтоб появилась насмотренность.
Ресурсы автора
ТГ "О бизнес-системах в беседах по душам" (https://t.me/BSTalks) - основной ресурс с еженедельными публикациями.
ВК "О бизнес-системах в беседах по душам" (https://vk.com/bstalks) - вспомогательный ресурс с ежедневными публикациями.
Бусти "Bstalks" (https://boosty.to/bstalks) - контент без цензуры.
Книга - Рыба не гниёт с головы, или почему Вам не надо становиться директором.
Образовывайтесь. Возможно, и вам когда-нибудь дадут свободу.