Автор - Александр Иваненко
По документам украинских националистов. Все события и фамилии подлинные.
Автор искренне благодарен Сергею Викторовичу и неизвестному меценату, благодаря которым стал возможен выход этой статьи.
В юности, одной из книг пробудивших интерес автора к теме борьбы с украинскими националистами, стала повесть "Тревожный месяц вересень" писателя Виктора Смирнова. Отличалась она от всей другой советской литературы про войну с бандеровцами так же, как бессмертный роман Владимира Богомолова "В августе 44 -го" от великого множества худлита про борьбу с немецкой разведкой. Но в отличие от Владимира Осиповича, Виктор Васильевич до сих пор никак не прокомментировал свое самое известное произведение.
У повести оказалась редкая судьба - ее дважды экранизировали в советское время и современное, при этом Смирнов писал сценарий и в первом и во втором случаях. Но фильм - это не книга. По мнению автора статьи, продукция киностудии Довженко 1976 года - это откровенная халтура, которую снимали либо отбывая номер, либо тайные симпатизанты делу Степана Бандеры (ирония, если что). Потому что хороший актер Виктор Фокин всем своим видом и игрой там похож не на дивизионного разведчика, с кучей разведвыходов за спиной, а на сельского дурачка, на котором форма и винтовка як на корові сідло.
Для сравнения как выглядели реальные советские войсковые разведчики той поры:
На перезрелую Варвару смотреть грустно, все таки Ирине Буниной там 37, а книжная Варвара была значительно моложе. Но дело не столько в возрасте - на femme fatale, пусть и масштаба Глухаров, Ирина Алексеевна никак не тянет.
Как не тянет на матерого волкодава бывшего пограничника Гупана, кабинетный интеллигент - начальник РО НКВД в фильме.
Опять же для сравнения -
В сериале "Лето волков" ситуация намного лучше. Там глядя на работу Яна Цапника в кубанке веришь - такой голову оторвет любому боевику. Оно и неудивительно - все таки у Яна Юрьевича за спиной служба в разведывательно - десантной роте.
Да и Мария Куликова куда больше подходит на роль роковой красотки, повязанной с бандеровцами.
Потому что таковые красотки в УПА имели место быть.
И молодые бойцы истребительного отряда в гражданке тоже не вызывают претензий:
Потому что в реальности они так и выглядели
Но вопросы к "Лету волков" тоже имеются - куда пропал мировой посредник Сагайдачный, который сам по себе - отдельная глава? И зачем был вставлен в сериал сказочный душещипательный сюжет с бандитом, которого Капелюх отпускает(!) в банду с оружием (!!)?. В общем ни тот фильм, ни другой не смогли передать глубину и суть книги, так же как киновариации на тему "Момента истины" не смогли отобразить шедевр.
Тут надо учесть, что оба автора не могли рассказать всего, и поэтому ограничились намеками, понятными только людям в теме. Например у Смирнова действие происходит вовсе не на Западной Украине, как до сих пор думают многие, смотревшие только фильм. Это советская довоенная территория УССР. Судя по наличию рядом заброшенного УРа - речь идет о Коростенском УРе на территории Житомирской области. И вот здесь действует отряд УПА под командованием Горелого. Это полностью соответствует истории - именно там еще при немцах орудовали бульбовцы - среди которых основную часть составляли граждане СССР до 1939 года. Потом уже их прибрали к рукам эмиссары Шухевича, пристрелив особо самостийных.
Советская пропаганда не любила об этом вспоминать, потому что согласно ее канонам, бандеровцы могли действовать только на Западной Украине и состоять только из западных украинцев. На самом деле отряды УПА действовали кроме Житомирской и на территории Киевской области. Например секретное донесение начальнику ГлавПура генерал - полковнику Щербакову Военного Совета Южного фронта ПВО от 13 июля 1944 года фиксирует систематическое появление отрядов УПА в Иванковском, Макаровском и Кагановичском районах Киевской области, недалеко от столицы Советской Украины. Да и в белорусском Полесье они действовали аж до начала 50 - х гг. Понятно не в таком масштабе, как в Галиции, но тем не менее группировка боевиков УПА в БССР к лету 1944 г. насчитывала около 12000 человек, по оценке авторов документального сборника "ОУН - УПА в Беларуси 1939 - 1953 год. Документы и материалы."
В чем секрет? На этот вопрос отвечает один из героев книги ястребок Попеленко: "Чего б они возле села отирались? И опять-таки, кормит их кто-то. Ведь ни разу не слыхать было, чтоб кого ограбили. Что ж они, святым духом живы? Кто-то кормит... Факт! И обстирывает". Другими словами Смирнов намекает на общеизвестную истину - любые диверсионные формирования держатся годами исключительно за счет поддержки части местного населения. Как только поддержки нет - такое подразделение уничтожается очень быстро. Пример - советские разведгруппы в Восточной Пруссии. Укомплектованные опытными разведчиками, имевшими три года войны за спиной, они понесли потери уровня 90 % и погибали в течение месяца. Аналогично и разведгруппы абвера из эстонских националистов, заброшенные в Архангельскую область. Прибалтийские спецы без всякой иронии, умудрялись проводить диверсионные акты и разведку в течение нескольких недель, после чего были выявлены и ликвидированы.
И в книге очень четко показана позиция боевиков, учитывающая настроения местного населения - когда Попеленко описывает встречу с бандеровцами: "Нам, — говорят, — голову тебе оторвать — как огурец перекусить. Только мы украинцев, которые многодетные и аккуратно держатся, мы таких не давим, а по первому разу пояснения даем... Ты нас пойми!» «Пояснили» они мне по морде раза три и отпустили."
Вот эти слова - "Только мы украинцев, которые многодетные" мы не услышим ни в первом фильме, ни во втором. Их нет и в советском украинском переводе. Но такие эпизоды бывали, когда захватив без сопротивления украинцев - ястребков или красноармейцев, боевики некоторых из них отпускали. Гуманизм тут ни при чем. Когда надо Безпека спокойно ликвидировала украинцев целыми семьями, включая детей. Вот что написано в Летописи УПА, ТОМ 49. ТЕРНОПІЛЬЩИНА “Вісті з Терену” та “Вістки з Тернопільщини” 1943 – 1950 ".23.ХІІ.44... того самого рай. боївка СБ спалила хату, в якій згинуло 9ть осіб, а саме: сексотка, її мама, її троє дітей, мама її чоловіка та з другої хати жінка і її двоє дітей..." ("23.12.44 районная боевка СБ спалила хату, в которой погибло 9 особ, а именно - сексотка, ее мама, ее трое детей, мама ее мужа и с другой хаты женщина и ее двое детей"). Но террористам был нужен имидж благородных борцов, поэтому пропагандистские акции, чередовались с акциями устрашениями. В противовес постоянным советским объявлениям амнистии.
Ладно на Украине, а кто же их поддерживал в белорусском Полесье? А дело в том, что украинские националисты как известно (на самом деле нет) претендовали на Брестскую область, еще со времен Гражданской войны. И на своих картах обязательно это подчеркивали. Среди местного населения - полешуков велась усиленная пропагандистская кампания, с целью внушить идеи украинского национализма. Идеи эти живы до сих пор. Вот что пишет доктор философских наук Петро Кралюк - "Не викликає особливих сумнівів «українськість» нинішніх Брестського, Кобринського, Малоритського, Каменецького, Жабинського, Іванівського районів Брестської області, які знаходяться неподалік від Бреста." Ему вторит доцент кандидат географических наук Андрей Байцар: "Берестейщина — українська історико-географічна земля у середній течії річки Західний Буг...Сьогодні входить до складу Берестейської області Білорусі"
С другой стороны - вот что пишет начальник оперативного пункта транспортного отдела НКВД Белорусской ж.д. Головнев 3 января 1942 года о предвоенной ситуации в Брестской области: "Надо отдать должную справедливость нашим белорусам, они всецело были лояльны к советской власти и немцев ненавидели всей душой, исключая, конечно, некоторых уродов....Украинцы-националисты, эти законченные враги и предатели, всецело ориентировались на Германию и активно готовили удар в спину." Нюанс - поскольку после 1939 г. полешуков Брестской области поголовно записывали белорусами, складывалось ложное впечатление о поддержке боевиков УПА со стороны белорусского населения. Это не так, УПА действовала в тех районах где преобладали полешуки с украинской самоидентификацией.
В повести Смирнова мы видим яркий пример - боевики отпускают украинца Попеленко, но зато безжалостно расправляются с белорусом ястребком Штебленком. Для жителей Глухаров Штебленок чужой - "Нельзя сказать, что Глухары тяжело переживали его смерть. За военные годы к смертям вообще притерпелись, а главное, Штебленок был пришлый человек." У Штебленка своя месть - за уничтоженную украинскими полицаями семью. И опять же - это намек Смирнова на шуцманшафты украинских националистов, действовавших на территории Белоруссии под символом тризуба.
Также в фильмах мы не услышим слов Гупана - "Потому что — не для огласки будь сказано! — банда Шмученки прорывается на запад. Мельниковцы. Двести восемьдесят человек, все обученные, и терять им нечего, понял?". И здесь снова намек Смирнова на нападения отрядов УПА в 1944 -м не только на села, но и на города. Вот как это выглядело согласно "Сведениям о бандпроявлениях в областях, обслуживаемых соединениями войск НКВД Украинского округа" - "20.8.44 г. - банда напала на районцентр, уничтожила охрану КПЗ, освободила заключенных и скрылась.". Намек в тексте был и на то что среди УПА действовали и мельниковцы, несмотря на разногласия Мельника и Бандеры. Подводя итог - книга Виктора Смирнова "Тревожный месяц вересень" требует дальнейшего глубокого изучения и данная статья - первый небольшой шаг в этом направлении. И конечно всем читателям автор желает приятного и неоднократного чтения этого замечательного произведения.
Цикл Волки и волкодавы - все статьи
Работа над созданием таких статей требует многочасовой работы с документами, это затратный труд в свободное от основной работы время. Поэтому желающие поддержать проект "Волки и волкодавы" могут оставить свой комментарий к статье, а также перевести пожертвование автору на карту - 2202 2011 4078 5110. Следующая статья цикла выйдет, когда накопится 3000. Мир Вашему дому, уважаемые читатели