Автор - Александр Иваненко
По документам украинских националистов. Все события и фамилии подлинные.
Автор сердечно благодарит Сергея Викторовича, Дарью Александровну, Камиля Сахабовича, Ивана Ч., Сергея Владимировича и других неизвестных меценатов, благодаря которым продолжается цикл "Волки и волкодавы".
Оуновцы на службе английской разведки - это любимая тема советской пропаганды. И чем больше она об этом говорила, тем меньше ей верили, особенно к концу СССР. Что же было в реальности? Автор цикла в своих статьях принципиально не использует работы российских специалистов по истории ОУН - УПА - чтобы его не обвинили в подлогах. Посему в "Волках и волкодавах" приводятся цитаты украинских историков и публицистов. Из них тему тризуба в туманном Альбионе подробно исследовал молодой д.и.н. Ярослав Антонюк - автор 127 научных публикаций по истории ОУН - УПА. Что же мы узнаем из его работ?
Украинский нацдвиж традиционно курировался германскими спецслужбами до 1945 года. И только разгром Третьего Рейха заставил оуновцев искать нового покровителя. На джентльменов выходили из разных точек - например из итальянского курорта Римини, где располагался лагерь для военнопленных эсэсовцев из "Галичины", контакты завязал Богдан Пидгайный - друг Шухевича. Еще в далеком 1926 году они совместно организовали атентант на школьного куратора Галиции Станислава Собинского. Затем сидел в польской тюрьме, откуда его выпустили немцы. Ни о каких достижениях в борьбе с гитлеровскими оккупантами Украины не упоминается, зато украинские источники сообщают что в "Галичине" Пидгайный служил командиром роты и одновременно тайно был референтом краевой связи ОУН. Тайное стало явным после 1945 года, когда в Британии получили убежище большинство из 8000 эсэсовцев.
С более высоких сфер зашел Ярослав Стецко - тот самый провозгласивший 30 июня 1941 г. "Новопоставлена Українська Держава буде тісно співпрацювати з Націонал-Соціалістичною Німеччиною, що під проводом свого вождя Адольфа Гітлера творить новий лад в Європі і світі та допомагає Українському Народові визволитися з-під московської окупації". Строгие немецкие господа пассаж про украинскую державу не оценили, и Стецко уехал на пару с Бандерой в комфортабельный коттедж лагеря Заксенхаузен. Это не ирония, а информация львовского историка Василя Расевича.
Осенью 1944 г. Стецко был выпущен, успел посотрудничать с Третьим Рейхом, ну а после его краха, вошел в контакт с британской разведкой. Посредником выступил как пишет Антонюк: "німецький професор-сходознавець Герхард фон Менде". Правда Ярослав Николаевич не стал уточнять биографию профессора - востоковеда, но мы это сделаем за него. Герхард фон Менде во время Второй Мировой работал начальником кавказского отделения Министерства оккупированных восточных территорий под руководством Розенберга. Владел русским и восточными языками, до войны еще издал книгу "«Национальная борьба тюркских народов России". Специализировался на создании тюркских частей в Вермахте и организации джихада против СССР. Будучи разносторонним специалистом, на восточных сепаратистах не зациклился, а помог еще и ОУН. После создания ФРГ Менде возглавил "Исследовательскую службу Восточной Европы".
Сэры сразу взяли тризубов за рога. По инструкциям "Оса" и "Муха" Secret Intelligence Service интересовало следующее: 1) построение авиабаз, укреплений, баз снабжения; 2) военная подготовка гражданского населения; 3) размещение советских воинских частей (численность, личный состав, вооружение, качество техники, снабжение, настроения солдат и офицеров); 4) военные учения Советской Армии; 5) Работа стратегических предприятий (интенсивность, продукция, направление снабжения); 6) настроения населения относительно перспектив войны; 7) разговоры между советскими военными о войне; 8) насыщенность приграничных регионов военными; 9) ход мобилизации и демобилизации; 10) эвакуация предприятий. Интерес этот распространялся не только на Западную Украину. Поскольку призывники из этого региона служили по всему СССР, то в 1949 году в селе Пятничаны Каменец - Подольской (ныне Хмельницкой) области сотрудники МГБ нашли в оуновской крыивке разведывательные отчеты из нескольких областей РСФСР и Казахской ССР. У референта СБ "Мартина"изъяли отчеты о воинских частях Карело-Финской ССР, а у проводника Рогатинской округи ОУН Михаила Иванила-" Мирона " — о самоходно-артиллерийском полку 7-й механизированной дивизии в Порт-Артуре, а также записи бесед с солдатами, служившими в Калининграде и Восточном Берлине.
На этом знаете ли не закончилось. Во время ликвидации боевки "Дуба" на территории Ярославского леса Львовской области нашли разведывательный отчет о 7-й кавалерийской дивизии Забайкальского округа. Среди документов проводника Турийского района ОУН Григория Грушовца-"Фомы" сотрудники МГБ обнаружили разведывательные данные о стратегических объектах на территории Монгольской Народной Республики, а среди документов референта СБ Львовской округа ОУН Михаила Кушнира-"Трефа" — информационные отчеты о Третьей танковой Харбинской дивизии за 1949 год. Это то, что чекисты нашли. Автор смеет предположить, что господа из квартала Вестминстер, получили несколько больше материалов о Советской армии.
Нередко рядовые оуновцы из крестьян, даже не подозревали о том, что их руководство работает на английскую разведку. В диаспоре на Западе знали, но не все одобряли такую "борьбу за независимость". Как писал один из эмигрантов Василь Нич про Миколу Лебидя "если бы он шпионил против Москвы, Ленинграда, то я ничего не имел бы против этого, но он шпионит за Украиной, чтобы атомные и водородные бомбы уничтожили миллионы украинцев". Но Operation AERODYNAMIC (операция Аэродинамик) набирала ход. Именно так был назван совместный проект спецслужб США и Британии с использованием украинских националистов.
Согласно оценке Антонюка: "Среди спецслужб стран Запада именно британские больше всего помогали оуновцам готовить разведчиков, диверсантов и радистов. Только на территории Баварии и Нижней Саксонии им удалось организовать более десяти специализированных школ. Такие школы действовали в Мюнхене, Миттенвальде, Регенсбурге, Херфорде, Бинди, Бад-Роттенфельде, Ляйпхайме." К примеру, школа в Ляйпхайме содержалась в одноэтажных казармах бывшего немецкого авиационного подразделения. Большинство курсантов происходили из Бучацкого района Тернопольщины. Обслуги не было-поэтому в свободное время курсанты готовили себе еду, стирали белье, убирали помещение и территорию.
Обучение длилось от 9-ти до 17-ти, перерыв на обед — от 12-ти до 14 часов. Курсантам преподавали топографию, пользование картой и компасами, фотодело, радиодело и азбуку Морзе. Для практических занятий организовывали автовыезды в лес. Пропагандистская выучка основывалась на чтении газеты "Самостийник" и журнала "Сурма", которые издавали в Мюнхене. Большинство преподавателей были оуновцами. Один из них-референт СБ Модест Рипецкий — "Горислав" - на лекциях рассказывал об особенностях советского паспортного режима. Он, к примеру, отмечал, что получить фиктивные документы и легализоваться намного проще и безопаснее в Польше. Относительно методов работы органов МГБ преподаватель предупреждал о разветвленной сети тайных сотрудников, которая охватывала все населенные пункты Западной Украины. Одна из британских разведывательных школ для подготовки курьеров ЗЧ ОУН была расположена в Лондоне (район Гайд-парка). В течение февраля-марта 1951 года в ней подготовили 20 курсантов, которым выдали военную форму с нашивками Royal Pioneer Corps и фиктивные документы польских солдат британской армии.
После подготовки происходил заброс за "железный занавес". По данным органов КГБ, только в течение 1947-1957 годов на территорию западных областей УССР их прибыло 17 групп (48 человек). Среди них: ЗЧ ОУН — 8 групп (25 человек), зарубежного представительства украинского Главного освободительного совета — 4 (12 человек), Провода Украинских Националистов — 5 (11 человек). Их ждала различная судьба. Самым громким провалом был заброс группы курьеров под командованием референта СБ Мирона Матвиейко - "Улыбки". Про эту историю написано достаточно, вкратце Матвиейко согласился работать под контролем госбезопасности и затем выступил с разоблачениями ОУН на Западе. Данные мероприятия проводились в рамках противодействия "Аэродинамик" под названием "Звено". В ходе ее большая часть курьеров попала в теплые объятья советской госбезопасности. Всего в ходе оперативных мероприятий советской контрразведки с 1951 по 1959 год в рамках операции «Звено» МГБ УССР удалось обезвредить 33 агентов ЦРУ и английской разведки (18 из них были убиты или покончили с собой при задержании).
Но иногда курьеры успешно выполняли свои задачи. В течение 1955-1957 годов органы КГБ, скажем, тщетно искали на территории Днепропетровской области разведчика ЗЧ ОУН Ивана Медведчука (в прошлом известного футболиста). Последняя курьерская группа ЗЧ ОУН (три человека) во главе с Михаилом Типышем ("Богданом") нелегально пересекла польско-советскую границу 18 октября 1960 года в районе Перемышль-Добромиль
В дальнейшем путем связи ОУН с антисоветским подпольем на территории УССР стали туристические путешествия. Туристический поток в УССР быстро рос. В 1973 году страну посетили 4873 иностранца, в 1974-м — 5734, в 1975-м — 6626. этим обстоятельством воспользовались десятки курьеров ОУН. В течение 1967-1970 годов 18 из них обнаружили сотрудники КГБ. Главной задачей курьеров было тайно вывезти разнообразные произведения самиздата. Их фиксировали на микропленки, а при переходе границы прятали в потайных местах одежды или обуви. Периодически случались и громкие провалы. Ощутимый ущерб украинским диссидентам, а также всему украинскому нацдвижу нанес арест курьера ЗЧ ОУН гражданина Бельгии Я. Добоша. Сразу после прибытия в УССР он попал под надзор КГБ. В течение 29-31 декабря 1971 г. встречался в гостинице "Днепр" с З. Франко, И. Светличным, Селезенком. Диссиденты передали фотопленку работы С. Караванского "Украинские рифмы" и 6-й выпуск "Украинского вестника". 2 января 1972 г. Я. Добош уехал во Львов, где встретился с диссиденткой С. Через два дня на пограничном пункте Чоп (Закарпатская обл.)он был задержан. Во время допросов курьера ЗЧ ОУН сотрудниками КГБ проявилась его недостаточная подготовка.
Без всяких пыток, Добош "потек" и дал показания о диссидентах, с которыми встречался, а также согласился публично выступить в Киеве и Львове с покаянными речами. Последствия провала Я. Добоша были катастрофическими для подполья националистов. В течение 1972-1973 гг. органы КГБ УССР арестовали 89 диссидентов, фигурировавших в оперативной разработке "Блок". Из них 55 - в Западной Украине (в том числе 13 Во Львове) и 48-в Центральной и Восточной (28 В Киеве). Цифры не сходятся, но это информация, данная диссиденткой Людмилой Алексеевой в книге "История инакомыслия в СССР. Новейший период" и затем воспроизведенные Антонюком в статье "Протиборство спецслужб закордонних центрів ОУН із КДБ (1960-ті – початок 1990-х рр.)"
Последний громкий провал произошел 1 августа 1977 года. Органы КГБ арестовали тогда студента педагогического колледжа Кингстон-он-Голл Андрея Климчука. Его готовил референт СБ Теренового провода Канады Александр Матла. Несмотря на неопровержимые доказательства, курьер вел себя спокойно, отрицал вину и отказывался предоставлять какие-либо объяснения. В конце концов, в начале 1978 года его депортировали из СССР.
Тем временем продолжалась подготовка молодых националистов для возможной войны с СССР. Военно-пропагандистские учебные центры ЗЧ ОУН действовали в Великобритании до окончания Холодной войны. 27 февраля 1981 года возле городка Уэстон-он-Трент руководство Союза украинцев в Великобритании организовало тренировочный лагерь. Учебную программу составили по образцу британских десантных подразделений. Молодежь обучали огневой подготовке, приемам рукопашного боя и основам диверсионной работы. Особое внимание уделяли идеологической выучке, готовности "в любой момент отдать жизнь за независимую Украину". Инструкторами были украинцы, прошедшие военную службу в армиях НАТО. Подобные учебные лагеря СУВ действовали вблизи городов Олдхэм и Сток-он-Трент. Курсантам выдавали британские военные униформы.
Однако времена менялись и коммандос уже не потребовались. С наступлением Перестройки спецслужбы зарубежных центров ОУН сосредоточили свои усилия на поддержке массового протестного движения в УССР. Оказывалась всесторонняя помощь первым легальным организациям националистов -Народному движению Украины за перестройку, украинскому Хельсинкскому Союзу и украинской народно-Демократической лиге. А дальше д.и.н. Антонюк пишет следующее: "Через "фонд допомоги жертвам Чорнобиля" їм переказували кошти, надсилали комп'ютерну, копіювальну техніку, засоби факсимільного зв'язку, відео- та радіоапаратуру" (Через "фонд помощи жертвам Чернобыля" им переводили средства, присылали компьютерную, копировальную технику, средства факсимильной связи, видео - и радиоаппаратуру"). Пропаганда национализма и раскачка страны под видом помощи пострадавшим от Чернобыльской катастрофы - это просто пять. Референт СБ Тернового провода ЗЧ ОУН Великобритании В. Олеськив заявлял, что силы подполья должны быть готовы к свержению "отмирающей власти".
Что же было после развала УССР? Оуновские ветераны вовсе не ушли на покой, а занялись работой с молодежью. Например руководитель разведки ЗЧ ОУН Степан Мудрик участвовал в развитии "Тризуба" им. Степана Бандеры (террористическая организация, запрещена в России) . Основной задачей была "забота о безопасности Конгресса украинских националистов". Впоследствии члены " Тризуба "принимали активное участие в обоих майданах и стали учредителями многих подразделений националистов для борьбы с русским Донбассом. Подводя итог: все о чем врала нам советская пропаганда....ну вы поняли. Такие дела.
Цикл Волки и волкодавы - все статьи
Работа над созданием таких статей требует многочасовой работы с документами, это затратный труд в свободное от основной работы время. Поэтому желающие поддержать проект "Волки и волкодавы" могут оставить свой комментарий к статье, а также перевести пожертвование автору на карту - 2202 2011 4078 5110. Следующая статья цикла выйдет, когда накопится 3000. Мир Вашему дому, уважаемые читатели