Найти в Дзене
Parblo Россия

Как передать динамику персонажей в рисунке: 5 ключевых советов

Оглавление

Рассказываем, как рисовать персонажа в движении.

Передача движения — одна из самых сложных задач для начинающих художников. Вроде бы поза есть, пропорции соблюдены, линии аккуратные — а персонаж все равно будто застывший. Нет той самой «жизни», нет ощущения действия, напряжения или полета. Это происходит, потому что картинка теряет главное — динамику.

В этой статье разберем, что именно мешает передать движение в рисунке и какие техники помогут оживить персонажа на бумаге или экране. Мы собрали 5 основных приемов, с которых стоит начать новичкам.

Совет 1 — линия действия

Линия действия — это основа движения. Это одна плавная линия, проходящая через все тело и задающая направление и ритм позы. Именно с нее стоит начинать любой рисунок в динамике — до проработки анатомии и деталей.

Представьте бойца в прыжке — это дуга. Уклон — наклонная линия. Атака — резкий изгиб. Одна такая линия уже передает характер действия и делает позу выразительной.

Источник: https://www.pinterest.com/pin/2251868557944351/
Источник: https://www.pinterest.com/pin/2251868557944351/

Как тренировать:

  1. Делайте быстрые наброски (по 30 секунд) с референсов, рисуя только одну линию, без деталей.
  2. Придумайте 5 разных поз, начиная каждую с новой линии действия.
  3. Смотрите кадры из анимации или комиксов — пытайтесь найти и срисовать только их линию движения.

Сильная линия действия делает позу живой. Если она работает — работает и весь рисунок.

Совет 2 — противовес и вес тела

Чтобы персонаж выглядел убедительно, важно правильно передать вес и равновесие. Без этого даже динамичная поза будет казаться ненастоящей — словно персонаж «завис в воздухе».

В реальности каждое движение уравновешено: если одна нога вперед — корпус наклонен назад, если рука замахивается — другая часть тела компенсирует. Это и есть противовес — способ сохранить равновесие при движении.

За изменением положения одной конечности или позы целиком меняется положение всех частей тела, чтобы сохранить баланс. Это естественно для тела, поэтому учитывайте этот момент всегда. Нельзя изменять положение одной части изолированно от других. Источник: https://www.pinterest.com/pin/11259067813390014/
За изменением положения одной конечности или позы целиком меняется положение всех частей тела, чтобы сохранить баланс. Это естественно для тела, поэтому учитывайте этот момент всегда. Нельзя изменять положение одной части изолированно от других. Источник: https://www.pinterest.com/pin/11259067813390014/

Следите за центром тяжести — он должен «опираться» на опорную ногу или перемещаться по логике действия. Например, если персонаж бежит — центр тяжести смещен вперед, если стоит на одной ноге — тело слегка наклонено в сторону опоры.

Как тренировать:

  1. Смотрите фото спортсменов и бойцов: куда падает вес, где противовес?
  2. Пробуйте сами встать в нужную позу — почувствуйте, как тело балансирует.
  3. При набросках отмечайте центр тяжести точкой и проверяйте — «держится» ли персонаж на ногах.

Даже небольшой наклон корпуса или разворот таза может полностью изменить ощущение движения. Правильный противовес делает позу не просто динамичной, а физически правдоподобной.

Совет 3 — флоу и ритм

Чтобы движение выглядело естественным, в рисунке должен быть флоу — общее течение линий. Это когда тело и одежда «текут» в одном направлении, поддерживая основное движение.

Скорость и ярость в движении атакующего персонажа подчеркивается одеждой — она не просто висит на нем, а показывает динамику: развевающаяся накидка на бедрах, резкие складки, даже движение волос. Источник: https://www.pinterest.com/pin/13510867627298254/
Скорость и ярость в движении атакующего персонажа подчеркивается одеждой — она не просто висит на нем, а показывает динамику: развевающаяся накидка на бедрах, резкие складки, даже движение волос. Источник: https://www.pinterest.com/pin/13510867627298254/

Например, если персонаж делает удар рукой вперед — спина, вторая рука, складки на одежде и волосы могут слегка «тянуться» назад, создавая ощущение инерции. Такие перекликающиеся линии направляют взгляд зрителя, подчеркивают движение и делают позу цельной.

Ритм в рисунке — это когда линии тела «перекликаются» между собой и как будто продолжают движение друг друга. Например, если рука вытянута вперед, линия плеча может плавно перетекать в бок, затем — в бедро и дальше в ногу. Взгляд зрителя скользит по этим изгибам, как по волне, и ощущает движение всей фигуры.

Направляющие для «ритма» по сути обтекают тело, создавая нечто гармоничное, что перетекает от большого к меньшему или наоборот. Источник: https://www.pinterest.com/pin/21392166972726223/
Направляющие для «ритма» по сути обтекают тело, создавая нечто гармоничное, что перетекает от большого к меньшему или наоборот. Источник: https://www.pinterest.com/pin/21392166972726223/

Бывает, что линии повторяются — скажем, изгиб руки и бедра направлены одинаково. Тогда они усиливают друг друга, как повтор нот в мелодии. А иногда линии чуть смещены — как скобки, идущие одна за другой. Это создает ощущение потока, перетекания энергии. Такие ритмы выглядят живо и естественно.

Если провести направляющие по границам тела, первая поза будет выглядеть более статичной, так как линии будут идти практически симметрично. Зато на второй и третьей благодаря перспективе меняется композиция полностью, соответственно, и рит у позы иной — уже есть более крупная направляющая линии, ассиметричная более ровной и мелкой с другой стороны. Отсюда и динамика. Источник: https://www.pinterest.com/pin/21392166972726223/
Если провести направляющие по границам тела, первая поза будет выглядеть более статичной, так как линии будут идти практически симметрично. Зато на второй и третьей благодаря перспективе меняется композиция полностью, соответственно, и рит у позы иной — уже есть более крупная направляющая линии, ассиметричная более ровной и мелкой с другой стороны. Отсюда и динамика. Источник: https://www.pinterest.com/pin/21392166972726223/

Если же линии полностью симметричны и зеркально повторяются — движение «глохнет». Все выглядит слишком ровно, скучно и статично. Даже стоячая поза должна включать небольшую асимметрию — например, плечо выше таза, грудная клетка немного наклонена. Это и есть живой ритм тела.

Как практиковать:

  1. Обводите на референсах основные линии тела и одежды, чтобы увидеть, как они текут.
  2. Пробуйте рисовать фигуру одной длинной линией, от головы до ног.
  3. На готовом рисунке проверяйте: линии усиливают движение или мешают ему?

Флоу и ритм связывают все тело в одно действие. Без них персонаж может выглядеть разрозненно, даже если поза правильная.

Совет 4 — перспектива и укорочение

Если вы хотите добавить персонажу движения и выразительности, используйте перспективу и эффект укорочения. Это не про теорию, а про то, как выстраивать позу так, чтобы зритель чувствовал: перед ним не плоский силуэт, а живое тело в пространстве.

Перспектива помогает «втянуть» зрителя в сцену. Представьте, что герой тянет руку вперед — если вы изобразите ее крупной, а тело — меньшим, это создаст ощущение, будто персонаж выходит за пределы кадра. Так поза становится мощнее, ближе, агрессивнее. Главное — смело искажайте пропорции: вытянутая вперед рука может быть в два раза больше головы, и это нормально.

Персонажи в покое и не двигаются, но мы подсознательно ощущаем динамику благодаря ракурсу. Источник: https://www.pinterest.com/pin/10133167906078132/
Персонажи в покое и не двигаются, но мы подсознательно ощущаем динамику благодаря ракурсу. Источник: https://www.pinterest.com/pin/10133167906078132/

Укорочение (foreshortening) — это когда части тела как бы «сплющиваются» по направлению к зрителю. Например, если нога направлена прямо в камеру, она будет выглядеть короче, чем в жизни. Это сложно, но очень эффектно. Чтобы натренировать глаз, попробуйте рисовать по фото с низкой или высокой точки — ищите необычные ракурсы, в которых тело искажено.

Источник: https://www.pinterest.com/pin/1618549864273647/
Источник: https://www.pinterest.com/pin/1618549864273647/

При укорочении ищите простые формы — цилиндры, шары, конусы. Сначала стройте тело примитивами, а потом уточняйте анатомию. Это даст прочную базу и избавит от «ломаных» ошибок.

Совет 5 — детали, которые движутся

Добавьте движение через второстепенные, но выразительные элементы — это сильный инструмент. Даже если поза статична, развевающийся шарф или пряди волос мгновенно создают ощущение действия, скорости, ветра или рывка. Такие детали «продлевают» движение, помогают зрителю его считать и усилить эмоциональный отклик.

Что работает лучше всего: длинные волосы, плащи, шнуры, ремни, ленты, складки ткани. Представьте, как тело двигается, и добавьте запоздалую реакцию этих элементов. Например, персонаж прыгает вперед — волосы и шарф отстают, создавая дугу позади. Или он резко разворачивается — складки одежды скручиваются по инерции.

За движением идут и одежда, и волосы. На вещах есть очевидные складки, которые соответствуют позе, волосы двигаются за счет динамики головы, она здесь выступает как противовес вместе с верхней часть тела. источник: https://www.pinterest.com/pin/1477812374067067/
За движением идут и одежда, и волосы. На вещах есть очевидные складки, которые соответствуют позе, волосы двигаются за счет динамики головы, она здесь выступает как противовес вместе с верхней часть тела. источник: https://www.pinterest.com/pin/1477812374067067/

Не рисуйте их просто так. Подумайте, откуда дует ветер, в какую сторону идет движение. Вторичные формы должны подчеркивать основное направление действия. Ошибкой будет, если они «живут своей жизнью» и идут вразрез с телом.

Берите сцены из фильмов или аниме и анализируйте — как двигается ткань, где ее натягивает, где сдувает. Пробуйте перерисовывать, утрируя. Сначала — как формы, потом — с деталями.

Динамика начинается с удобства: что помогает учиться быстрее

Чтобы научиться рисовать динамично, мало знать теорию. Важна практика — регулярная и удобная. Начните с простого: делайте наброски движущихся фигур по 30–60 секунд. Это помогает «разогреть» руку и перестать бояться ошибки.

Копируйте позы из фильмов, анимации, спортивных роликов — так вы нарабатываете визуальную память и чувствуете, как работает тело в движении. Замедляйте видео, останавливайте на сильных кадрах, рисуйте силуэт — не анатомию, а саму энергию.

Источник: https://www.pinterest.com/pin/32580797303073657/
Источник: https://www.pinterest.com/pin/32580797303073657/

Полезно делать одно и то же движение по памяти, снова и снова — так рука «запоминает» жест. И здесь важна не только регулярность, но и инструмент, с которым вам удобно.

Например, когда вы работаете с графическим планшетом, вы не просто рисуете — вы учитесь управлять линией. Можно быстро отменить, поправить, провести заново. Слои позволяют экспериментировать без страха испортить основу. Сравнивать варианты. Пробовать разные ракурсы на той же базе. Это ускоряет прогресс: больше попыток — быстрее навык.

Мы в Parblo помогаем находить «свои» планшеты, с помощью которых можно комфортно рисовать и профессионально работать.

Представляем вам графический планшет для детей Parblo Intangbo S Stars Black — отличный выбор для цифрового рисования. Планшет предназначен для создания иллюстраций и других художественных произведений на компьютере, делая процесс максимально комфортабельным и приятным.

-11

Чувствительность планшета позволяет варьировать толщину линий в зависимости от силы нажатия, его скорость отклика мгновенно отражает ваши движения.

Простота использования и высокое качество делают Intangbo S Stars Black идеальным выбором как для начинающих, так и для опытных художников.

Если ты хочешь начать рисовать, но не знаешь, за что браться в первую очередь — выбери удобный планшет, с которым ты сможешь сразу погрузиться в новую вселенную. Посмотреть другие характеристики и особенности модели можно на странице нашего планшета на Wildberries.