Иноземцы в романе…
Мы слышим от героев немало упрёков, обращённых к ним, и, естественно, чаще всего совершенно справедливых (чего сто́ит, к примеру, Джеймс, требующий, чтобы таможенники носили его в портшезе!), но и здесь, помимо инженера Резена, есть исключения.
Один из эпизодических, но очень ярких персонажей романа – генерал Гордон, лицо историческое.
Несколько слов об этом незаурядном человеке, одном из верных соратников молодого Петра, много лет прослужившем в России: он прибыл в Москву в 1661 году, в возрасте двадцати пяти лет, и оставался на службе до своей смерти в конце 1699 года.
Патрик Леопольд Гордон оф Охлухрис, а в России - Пётр (или Патрик) Иванович был представителем одного из древнейших и знатнейших кланов Шотландии; родину он покинул во время кромвелевской революции, но до самой смерти считал себя подданным свергнутой британской династии Стюартов и оставался ревностным католиком и якобитом, как сообщают нам биографические словари. России служил верно, был любим и уважаем не только «немцами», но и многими русскими людьми. Гордон оставил после себя интереснейший дневник, к сожалению, сохранившийся не полностью, и именно в нём впервые назвал петровских «потешных», для превращения которых в боеспособные регулярные части многое сделал, гвардией (почему и считается «крёстным отцом» российской гвардии).
В романе мы видим уже очень немолодого, многое повидавшего человека. Он подчас вызывает улыбку у читателей (например, в эпизоде потешного морского сражения: «На рассвете лодка Гордона перевернулась, и шотландец в своих доспехах камнем пошёл ко дну. Иевлев, срывая с себя кафтан, бросился за генералом, неловко схватил его за парик, - парик остался в руке. Пришлось нырять второй раз. Генерала вытащили на палубу "Нептуна", он смотрел ошалелыми глазами»), но улыбка эта добрая.
Мы ясно видим, с каким презрением относится генерал к тем, кто видит в службе России лишь источник обогащения, и побуждает русских самих постигать науки. Очень интересен его разговор с царём:
«- Ничего, ничего! - с угрозой сказал Пётр. - Покуда терпим... есть иные - предполагают, что и не видим мы, так оно зря: видим. Видим, да куда подашься? На дюжину недобрых иноземцев может, один с умом попадётся, искусник, делатель. От него польза немалая... Погодим, Патрик...
Гордон перебил:
- Погодим, - нет! Нельзя больше погодим, Питер».
Он внушает царю: «Русский человек всё может. Я вижу, да, я знаю. Школу надо, очень хорошую иметь школу». Иевлеву, пожаловавшемуся, «что латынь трудна», он скажет: «Трудна – да. Но для тебя надо, молодец. Борзо надо. Сам будешь знать - тогда нас совсем без...» И, поясняя, «качнёт своей длинной ногой, как бы наподдавая ненужному человеку».
Когда Уркварт станет рассказывать «гиштории» «про плавания в дальних морях, про выгоды, которые дают государствам корабли, про пиратов, про доблесть конвоев, про жестокие морские штормы, про страшного царя китов», он крикнет: «Не верьте ему, молодцы! Он есть лжец, да, так! Он сам, пёс, продал себя пиратам. Он - плохо, я - знаю, ты всё не знаешь - дурак!» И ведь будет совершенно прав!
Ему присуще чувство справедливости. Когда Пётр не поверит Рябову, попытавшемуся указать на недостатки иноземной карты, Гордон упрекнёт царя: «Сегодня ты был несправедлив, мой царственный друг Питер. Ты любишь правду… Знай же её: такой мореход, как есть Рябов, - лучше, чем любой иной мореход. Они имеют красивые карты, но можно ли предполагать, что они знают это... природу... море лучше, чем он знает».
Случайно ли найдёт он общий язык с владыкой Афанасием, с которым хоть и будет «ругаться о вере», но которому признается, что жить «бывает скучно очень»? А архиепископ вдруг предложит: «Вон, ты енерал, а я поп, возьмёмся на земле в пристойном месте - кто кого одолеет? Шпагой-то я колоться не научен, а вот на кулачки - поспособнее. Выйдешь со мной, а?»
И главная сцена с ним - его «крутой разговор» с зятем, полковником Снивиным.
В романе как будто подчёркнуто одиночество Гордона, что, видимо, не совсем соответствует действительности: исторический генерал был дважды женат, имел достаточно много детей. Нашла сведения, что одна из его дочерей была замужем за состоящим на русской службе Карлом Шневенцем (видимо, отсюда русифицированная фамилия полковника).
Разговор состоится после царских слов: «Твой-то полковник Снивин в Архангельске что творит? А? Ты упреди. Тебя жалея, до поры терплю. А не то... слышь, Патрик?» - на которые генерал безжалостно ответит: «Слышу, Питер. Я его предупрежу. Но, государь, сие будет напрасно. Такие люди, как полковник Снивин, должны быть повешены в назидание иным на Кукуе. Большой столб и перекладина...» И добавит: «Я не имею желания, чтобы ты меня жалел, Питер».
Объяснение будет тяжёлым, но генерала не остановит даже любовь к внукам. Предупредив зятя, что царю «ведомы» его «подлые деяния», и услышав возмущённый возглас, он скажет: «Вы оскорблены? Вы желаете сатисфакции? Вы намерены предложить мне поединок? Я буду счастлив заколоть вас, ибо покончить с вами - значит спасти доброе имя Патрика Гордона». Он пообещает сказать своё слово в защиту Крыкова: «Я употреблю все мои силы к тому, чтобы несчастный вернулся к должности, занимаемой им доселе. У меня есть достаточно терпения, вы знаете эту черту моего характера».
И даже когда ему станет плохо, он постарается побыстрее покинуть дом полковника, отказавшись от услуг лекаря Дес-Фонтейнеса, но поспорив с ним в ответ на заявление, что «московиты недостойны уважения». Ему очень трудно, он сам скажет: «Когда мы служим русским честно, то нас ненавидят наши соотечественники, не правда ли? И нашёптывают русским про нас всякие мерзости. И русские, вероятно, правы, когда не совсем доверяют нам. С какой стати они должны нам доверять?» Он будет «молиться о ниспослании спокойствия тяжко живущим людям, о ниспослании мира на свою грешную душу, о ниспослании разума тем, кто теряет его в суете сует».
Но он будет верить в русский народ. По его словам, «это случается со всеми, кто живёт тут долго, у кого есть уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть, и кто, разумеется, не совсем глуп».
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале
Путеводитель по циклу здесь
Навигатор по всему каналу здесь