Развитие легких танков разных стран в 1942-43 годах
Появление легких танков на полях сражений Первой мировой войны стало результатом необходимости получения массовой боевой машины, которая выполняла роль подвижной огневой точки. Точнее, подвижного пулеметного гнезда, а чуть позже и подвижной огневой точки с 37-мм пехотной пушкой. В дальнейшем развитие легких танков шло по нескольким направлениям. Самым главным моментом стало то, что легкий танк в межвоенный период оказался оптимальным с точки зрения соотношения цена/эффективность. Строить их могли те страны, которые не были готовы к выпуску средних или тяжелых танков.
К началу Второй мировой войны основу всех без исключения армий мира составляли легкие танки. Это совсем не означало, что военных это устраивало. В ряде стран ставку делали на средние танки, другое дело, что их выпуск шел не в тех темпах, которые хотелось. Ситуация начала меняться в 1940-41 годах, когда легкие танки стали постепенно терять лидирующие позиции. Впрочем, радикальные изменения в их судьбе случились позже - в 1942, а также 1943 годах. Интересно, что в ряде стран процессы, связанные с легкими танками, оказались очень похожими.
Как-то тема легких танков поднималась, но всё же стоит еще раз повторить пару тезисов. Для начала, понятие "легкий танк" включало в себя несколько классов боевых машин, весьма отличавшихся друг от друга. К ним относились малые танки (или танки-разведчики), имевшие боевую массу 3,5-6 тонн. Как правило, они отличались высокой подвижностью, а вооружение состояло из пулемета, далее добавился либо крупнокалиберный пулемет, либо малокалиберная автоматическая пушка. Более массовым явлением были классические легкие танки, которые можно назвать как "средние танки поменьше". Очень часто они привлекались к задачам, более свойственным средним танкам. Просто потому, что оных было мало. Также существовали специфичные категории, вроде штурмовых танков. Да и сами классические легкие танки могли быть разными. Например, англичане ввели понятие пехотных танков.
Вторая мировая война вызвала скачок развития танков, в том числе и легких. Первые два года войны четко показали, что некоторые ветви развития являются тупиковыми. Что привело к смерти малых танков-разведчиков в их исходном виде. Некоторые, конечно, пытались их развивать, но без особого успеха. При этом основная масса классических легких танков стала обрастать бронёй. По этой причине некоторые из танков, находившихся в иных категориях, стали восприниматься как легкие. Одной из жертв подобных заблуждений является Infantry Tank Mk.III, он же Valentine. Не все в курсе, что исходный пушечный пехотный танк имел боевую массу 15 тонн. То, что получился Infantry Tank Mk.II (Matilda), это вопрос к тем, кто его так "надул". А так вообще Valentine - это пехотный танк средней весовой категории.
Если оставлять за бортом исключительные случаи вроде Т-60, то можно заметить общемировую тенденцию. Легкие танки к 1941 году либо подошли к отметке в 10 тонн, либо ее уверенно перемахнули. При этом в ряде случаев хорошо заметно, что предпринимались явные попытки дотянуть легкие танки до уровня, близкого к среднему танку. Заканчивалось это одинаково плохо. Тому же Pz.Kpfw.38(t) 50 мм лобовой брони не помогли, потери этих танков в 1941 году были катастрофическими. А Т-50 оказался таким, что в начале 1942 года возник закономерный вопрос - не проще ли выпускать на тех же мощностях моторы В-2 и танки Т-34?
1942 год оказался во многом переломным с точки зрения ситуации с легкими танками. У немцев в то время выпускался Pz.Kpfw.II, являвшийся пережитком прошлого, каким образом он всё еще оставался жив, непонятно. Точнее, понятно - надо же было чем-то загрузить FAMO и Ursus, пока до ума доводились специализированные танки-разведчики. Причем эти танки уже были по массе как минимум не легче "классических". Второй танк, Pz.Kpfw.38(t), после потерь 1941 года оказался под большим вопросом. В итоге немцы приняли единственно верное решение - вместо танков на их базе выпускать самоходные орудия. Правда, была и ошибка. Вместо того, чтобы выпускать шасси на агрегатах легких танков (по типу СУ-76М), они делали их на неизменных шасси. Что стало большой ошибкой и привело к массе проблем.
В Советском Союзе классические легкие танки продержались значительно дольше. На то имелись веские причины. В условиях тяжелых потерь требовались любые танки, а в этих условиях Т-70, производство которых началось весной 1942 года, были не столь и плохи. Выпускались они на заводах, которые не могли выпускать ничего тяжелее, также в них использовались менее дефицитные агрегаты. Называть Т-70 верхом технической мысли крайне сложно, тем не менее, в условиях "либо это, либо ничего" выбор очевиден. Кроме того, агрегаты Т-70 стали основой для СУ-76, а также тягача НАТИ-Д, превратившегося в Я-11/Я-12/Я-13. Причем СУ-76 поставили в серию уже с декабря 1942 года, убрав с завода №38 выпуск Т-70. То есть наверху всё прекрасно понимали.
Отлично наверху понимали и то, что в текущем виде Т-70 требует существенной доработки. Так на свет появились сначала Т-70Б, с улучшенной ходовой частью, а затем Т-80 с двухместной башней. Вместе с тем, еще весной 1943 года был поднят вопрос о том, что дальше развивать данное шасси нет смысла. Результаты боёв на Курской дуге стали не более чем финальной точкой в судьбе "классического" советского легкого танка. При этом САУ на его базе оказалась вполне адекватной. СУ-76М, запущенная в серию осенью 1943 года, оказалась самой массовой САУ в истории. Красная Армия получила массовую самоходную дивизионную пушку, которая однозначно была лучше, чем связка "дивизионная пушка + тягач".
Постепенно отходили на второй план легкие танки и в других странах. Англичане к 1942 году отказались от "классического" легкого танка, пытаясь развивать авиадесантный танк. Настолько успешно, что пришлось заказывать американские Light Tank M22 (Locust I). Венгры вместо легких танков Toldi сконцентрировались на выпуске средних танков Turan. В Италии Carro Armato L6 также ушел тихо и незаметно. Даже в Японии в 1943 году прекратили выпуск Тип 95 Ха-Го, а дальнейшие разработки легких танков носили очаговый характер. Из "малых держав" легкие танки классической концепции продолжали делать шведы, но им всё равно было на них не воевать. Да и то, даже там заметно, что приоритетом стал Strv m/42.
В итоге единственной страной, которая ни на день не прекращала выпуск и разработку легких танков, оказались США. Секрет в том, что в погоне за скоростными танками Кристи американские военные получили удачное гусеничное шасси, которое развивало примерно ту же скорость, что Convertible Medium Tank T3 на колесном ходу. Да, в ходе эволюции скорость снизилась до 55-60 км/ч, но и этого хватало для куда более широкого спектра задач, чем у классического легкого танка. Light Tank M3/M3A1/M3A3 и Light Tank M5/M5A1 вполне применялись как скоростные разведчики, частенько заменяя в этой роли броневики. При этом они были "нормальными" 4-местными танками. По этой причине они сильно задержались в ряде армий мира после войны.
Нельзя не упомянуть крайне интересный момент, связанный с легкими танками. Целый ряд стран (СССР, Германия, США, Швеция) пытались "надуть" легкий танк, создав более универсальную боевую машину. Обычно по этому поводу вспоминают Gefechtsaufklärer Leopard (VK 16.02(M)), но дальше всех зашли американцы. Их Light Tank T7 превратился в Medium Tank M7, чья боевая масса достигла 25 тонн. Похожие результаты получились у конструкторов завода №174, которым поручили задание создать преемника Т-50. Да и у шведов танк на базе Strv m/41 больше напоминал средний (помесь "Праги" и Т-34). Немцы, кстати, не успокоились, родив позже Mehrzweckpanzer (он же VK 28.01). 28 означало боевую массу в тоннах. Строить этот танк не стали, но симптомы очень характерные.
По итогам всего происходящего родилась концепция оптимального легкого танка. Во-первых, идея "накормить" легкий танк бронёй каждый раз давала один и тот же результат. Поэтому в дальнейшем толщина брони таких танков не превышала 25 мм. Это давало надежную защиту от огня стрелкового оружия. Во-вторых, легкий танк должен был иметь высокую подвижность поскольку на него часто возлагались задачи, равнозначные броневикам. В-третьих, опыт показывал, что легкий танк должен иметь мощное вооружение, как минимум пушку калибра 75-76 мм. Это давало ему возможность не только бороться с обычными танками, но и поддержать свою пехоту огнем.
Результатом переосмысления концепции легкого танка стал Light Tank T24, вышедший на испытания в октябре 1943 года. По подвижности он был близок к Light Tank M5A1, но имел принципиально новое шасси, 75-мм орудие, 3-местную башню и более удачное отделение управления. Стандартизированный как Light Tank M24, этот танк стал могильщиком американских пушечных броневиков, поскольку превосходил их по огневой мощи и подвижности на пересеченной местности. При этом его нет-нет, да применяли как средний танк. Получилась вполне удачная боевая машина, которая провоевала не одно десятилетие.
В 1942-43 годах сформировался облик оптимального легкого танка, который затем успешно развивался не одно десятилетие. Вместо попытки создать средний танк попроще и подешевле, более здравой идеей стала разработка гипертрофированного танка-разведчика. При таким танке отпала необходимость в тяжелых пушечных броневиках, поскольку танк получался более стабильной платформой, а на бездорожье оказывался в более выгодных позициях. Попытка же сделать чего-то более защищенное каждый раз заканчивалась одинаково. В этом смысле концепция Light Tank M24 оказалась наиболее удачной. А "Чаффи", без сомнения, является лучшим легким танком Второй моровой войны. При этом следует заметить, что в Красной Армии данный танк так и не поняли. И тут, как говорится, дело не в бобине. Советское военное командование сделало неверные выводы, что такое легкий танк. Аж до 1949 года пытаясь сделать "средний танк полегче".
Список источников:
ЦАМО РФ
Bundesarchiv
US NARA
Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
Архив Карла Бломстера
Архив автора
Другие статьи-культпросвет по околотанковой тематике:
Рассказ о том, кто и у кого что украл с точки зрения разработки танков в первой половине XX века
Танки как средство доставки пехоты на поле боя
Рассказ о том, что такое основной танк, а также как он вообще появился
Мысли о том, куда загнала себя основная часть мирового танкостроения
История "артиллерийских" танков, вооружавшихся крупнокалиберными короткоствольными орудиями
Рассказ о том, как со временем менялось понятие противоснарядной брони
Как в 1930-45 годах подходили к вопросу шасси для "самоходных лафетов" легкого класса
Куда подевался "щучий нос" на танках