Продолжаем исследование цен на советский транспорт. В прошлый раз рассматривался период 1960-1980-х годов, а в этот раз рассмотрим в послевоенный период. В 1950-е годы Куйбышевское автоуправление получило значительное развитие, в его структуре появлялись новые автохозяйства в разных уголках Куйбышевской области. Автопарки пополнялись не только всем известными марками ЗИС или ПАЗ, но в том числе и малочисленными автобусами ремзаводов. В конце 1940х была практика изготовления автобусов Московскими АРЗ №1 и №2 на давальческих шасси ЗИС-5: на стандартное шасси монтировался автобусный кузов, в документах такие машины обозначились обычно ЗИС-5-8. Подобные машины поступали и из города Тосно под маркой ЛО-2.
После Великой Отечественной войны автобусное движение было лишь в Куйбышеве, Чапаевске и Сызрани, на маршрутах работали автобусы довоенных моделей - ЗИС-16 и ГАЗ-03-30, самодельные автобусы на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5. Так же автохозяйства получали легковые ГАЗ-М-20 "Победа" для работы в такси.
В статье будет приведена стоимость в ценах до 1961 года, для привычного восприятия, делите всё на 10.
ГАЗ-АА на 12 мест и маршрутные такси
Ещё в довоенное время своими силами автотранспортные конторы переоборудовали грузовые ГАЗ-АА в 12-местные автобусы для работы на районных маршрутах. Такие ходили из Куйбышева в Красный Яр, Кошки, Елховку, Ставрополь (на Волге) и другие райцентры. Достоверных фотографий именно куйбышевских таких автобусов пока не обнаружено. Возможно это были просто тентованные кузова с лавками, возможно изготовлялись отдельные самодельные кузова.
На 1948 год подобные машины имели различную стоимость, которая видимо исходила из варианта изготовления. Самый дешёвый стоил 4300 р (что в ценах 1961 года всего 430 р!), другие - 8000 р, самый дорогие доходили до 14220 р.
На ГАЗоновское шасси так же изготовляли маршрутные такси. Кузова изготавливались на месте, излишки продавали другим управлениям, например, в Ульяновск. Открытый кузов маршрутного такси на шасси ГАЗ оценивался в 6150 р., а на шасси ЗИС - 6400 р.
ГАЗ 03-30
Автобусы ГАЗ 03-30 поступали в Куйбышевское автоуправление и после войны. Они вмещали всего 16 пассажиров. В Куйбышеве было 10 автобусов, которые работали на городских маршрутах, где дорожное покрытие было в более менее сносном состоянии. Но ресурс у ГАЗ 03-30 был небольшой, к 1951 году в Куйбышеве они все были списаны. Стоимость была стабильной - 8365 р.
ЗИС-16
Небольшое количество автобусов ЗИС-16 пережили военный период. Из более чем 20 автобусов, полученных в 1940-1941 годах, в Куйбышевской автоколонне №41 осталось всего 6 и 2 в Сызранской автоколонне №64. Они уже выработали свой ресурс, но за неимением другой техники, поддерживались в рабочем состоянии. ЗИС-16 были списаны в период 1950-1952 годов, когда начались поставки автобусов новых моделей. Стоимость автобусов разнилась от 29780 до 33510 рублей.
ЗИС-5-8 и ЛО-2
Как упоминал выше, была практика постройки автобуса типа ЗИС-8, но на стандартном шасси ЗИС-5. Часть таких машин строилась на месте, часть строилась на давальческом шасси Московскими АРЗ №1 и №2, а были несколько машин сборки Тосненского завода под маркой ЛО-2. Кроме того, отдельно покупались кузова, в том числе и ЛО-2. Цены на ЗИС-5-8, как и на самодельные ГАЗ-АА, отличаются от 23500 до 34100 рублей, а Тосненские ЛО-2 - 22700 руб.
ГАЗ-71 (ЛО-5)
Параллельно с Горьковским заводом автобусов (ГЗА) свои собственные автобусы изготовляли различные авторемонтные заводы по всему СССР. Тосненский завод продолжил совершенствование своих автобусов и на удлинённом шасси ГАЗ-51 изготовлял двухдверный 21-местный автобус ЛО-5, который с 1951 стал именоваться, как ГАЗ-71. В документах автоуправления встречаются наравне оба наименования. В Куйбышевской автоколонне №41 эти автобусы использовали в основном для сообщения Куйбышев-Ставрополь и на различных пригородных маршрутах. В рекомендациях к открытию автохозяйства в городе Жигулёвске говорилось, что укомплектовать его нужно автобусами "повышенной проходимости ГАЗ-71". Кроме Куйбышева, несколько таких машин работало в Чапаевске и Сызрани. Проработали до конца 1950-х, были списаны или переоборудованы в грузовые автомобили. Стоимость варьировалась от 37830 до 40300 р.
АТ-6
Ещё одним продуктом Тосненского авторемзавода был цельнометаллический 2-дверный автобус АТ-6 на 30 пассажиров. Поступило их всего 4 единицы в апреле 1956 года: 2 в Куйбышевскую автоколонну №41 и 2 в Безенчукскую автороту. К 1960 году они все были переоборудованы в грузовики. Стоимость такого автобуса составляла 35690 рублей.
Прибалтийские РАФ-251 и ТА-6
В Прибалтийский республиках смогли освоить оригинальные кузова вагонного типа на ГАЗовском шасси.
Рижская автобусная фабрика выпускала автобусы РАФ-251. Поступили в Куйбышевскую автоколонну №41 они в 1956 году, к началу 1960-х гг. практически все были переоборудованы в грузовые автомобили. Один РАФик был переоборудован в агитационный автобус. Стоимость стандартного РАФ-251 составляла 35170 р.
Эстонские автобусы ТА-6 из городка Тарту получили большее распространение. В Куйбышевское автоуправление за 1959-1960 гг поступило 30 единиц. Кроме Куйбышева они распределились по другим городам: Ставрополь, Октябрьск, Отрадный. Проработав до середины 1960-х, машины были списаны или переоборудованы в грузовые, один был также переоборудован в агитавтобус. Стоимость ТА-6 - 35770 р.
ПАЗ/КАВЗ-651
Всем известные "коробочки" ПАЗ-651, которыми в быту стали называть любые капотные автобусы в СССР, в Куйбышевское автоуправление начали поступать с апреля 1953 года в Сызрань, а с 1954 в Куйбышев и другие автохозяйства области. Таким образом это уже были автобусы Павловской сборки. Поставки осуществлялись, как минимум до 1962 года, после чего начались регулярные поставки автобусов ПАЗ-652. С 1958 года начали поступать автобусы КАВЗ-651. Стоимость главного капотного автобуса страны составляла 31400-31900 р. А вот Курганские 651-е подешевели и в среднем стоили 25700-25900 р.
Кроме того, в 1961 году в автоуправление поступило небольшое количество автобусов ПАЗ-651Ж, работающих на газобаллонном топливе. Предположительно их стоимость была 4419 р. в ценах 1961 года (или 44190 р. в "старых" ценах).
Прочие 651-е "коробочки"
В единичном количестве в районные автохозяйства в конце 1950-х - начале 1960-х гг поступали автобусы ГЗА-651 сборки Тосненского АРЗ (2 ед.), автобус ГАЗ-51 Сызранского РМЗ (известно о 5 ед.). Но по их стоимости данные нет.
Сызранские ГАЗ-51 предназначались в первую очередь для нефтяников, но некоторое количество попали и в автохозяйства общего пользования.
ЗИС-154
Закончив с "мелочью", перейдём к серьёзным автобусам. Первым полноразмерным автобусов в Куйбышеве стал ЗИС-154. Три машины были переданы в Куйбышевскую автоколонну №41 в мае 1949 от Куйбышевского горисполкома. Они оказались очень прихотливыми, часто ломались, ремонтная база на то время не позволяла качественно обслуживать такие автобусы, требовалось усовершенствованное дорожное покрытия. В 1954 году все три ЗИСа с пробегами 40-60 тыс. км. были переданы в Ярославское автоуправление, куда были также собраны подобные автобусы и из других автоуправлений. Стоимость одного такого гиганта была 250400 р
ЗИС-127
В Куйбышевское автоуправления эти шикарные автобусы поступили уже под маркой ЗИЛ-127 в 1958-1960 гг. Работали на маршрутах Куйбышев-Ставрополь (на Волге), Куйбышев-Сызрань, Куйбышев-Москва. Несмотря на обилие хрома, богатого декора, качественной отделки салона, автобус стоил дешевле, чем ЗИС-154 - 180600 р.
ЗИС-155
На смену ЗИС-154 на московском автозаводе пришёл автобус ЗИС-155, имеющей упрощённый кузов с передним размещением двигателя. Уже в 1950 году два таких автобуса пришли в Сызранскую автоколонну №64. В 1950-х годах он стал самым массовым автобусом. За 7 лет в автоуправление поступило более 350 таким машин. В 1960-м году Ставропольской АТК освоена работа двух ЗИСов в составе пассажирского автопоезда. На примере ЗИС-155 можно наблюдать, как снижалась стоимость продукта при наращивании объёмов производства. Так, машины 1951 года выпуска стоили в среднем 85600 р, 1952 г.в. - 61500 р, 1953-1954 г.в - 60000 р, а вот с 1955 года произошло резкое снижение до в среднем 38500 р. К слову прицеп (кузов без мотора и трансмиссии и переоборудованным салоном) имел стоимость около 23000 р.
Заключение
В годы послевоенного восстановления развитие автобусного парка страны стало одной из приоритетных задач. До того как Московский и Павловский автозаводы освоили массовый выпуск автобусов, ключевую роль в обеспечении транспортом сыграли небольшие авторемонтные предприятия, закрывавшие дефицит своей продукцией. На примере модели ЗИС-155 видно, как с ростом выпуска снижалась их себестоимость.
На этом пока всё. В следующих частях продолжим исследовать цены на другие транспортные средства, а может и не только.
Часть 1. Сколько в СССР стоил... автобус? ПАЗик дешевле Жигулей?
Использовались материалы: ЦГАСО.
Фотоматериал: сайт Фотобус, газета Автотранспортник.
Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)
Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.