Найти в Дзене

Стоимость советских автобусов в 1950-х годах

Продолжаем исследование цен на советский транспорт. В прошлый раз рассматривался период 1960-1980-х годов, а в этот раз рассмотрим в послевоенный период. В 1950-е годы Куйбышевское автоуправление получило значительное развитие, в его структуре появлялись новые автохозяйства в разных уголках Куйбышевской области. Автопарки пополнялись не только всем известными марками ЗИС или ПАЗ, но в том числе и малочисленными автобусами ремзаводов. В конце 1940х была практика изготовления автобусов Московскими АРЗ №1 и №2 на давальческих шасси ЗИС-5: на стандартное шасси монтировался автобусный кузов, в документах такие машины обозначились обычно ЗИС-5-8. Подобные машины поступали и из города Тосно под маркой ЛО-2. После Великой Отечественной войны автобусное движение было лишь в Куйбышеве, Чапаевске и Сызрани, на маршрутах работали автобусы довоенных моделей - ЗИС-16 и ГАЗ-03-30, самодельные автобусы на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5. Так же автохозяйства получали легковые ГАЗ-М-20 "Победа" для работы в такс
Оглавление

Продолжаем исследование цен на советский транспорт. В прошлый раз рассматривался период 1960-1980-х годов, а в этот раз рассмотрим в послевоенный период. В 1950-е годы Куйбышевское автоуправление получило значительное развитие, в его структуре появлялись новые автохозяйства в разных уголках Куйбышевской области. Автопарки пополнялись не только всем известными марками ЗИС или ПАЗ, но в том числе и малочисленными автобусами ремзаводов. В конце 1940х была практика изготовления автобусов Московскими АРЗ №1 и №2 на давальческих шасси ЗИС-5: на стандартное шасси монтировался автобусный кузов, в документах такие машины обозначились обычно ЗИС-5-8. Подобные машины поступали и из города Тосно под маркой ЛО-2.

После Великой Отечественной войны автобусное движение было лишь в Куйбышеве, Чапаевске и Сызрани, на маршрутах работали автобусы довоенных моделей - ЗИС-16 и ГАЗ-03-30, самодельные автобусы на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5. Так же автохозяйства получали легковые ГАЗ-М-20 "Победа" для работы в такси.

В статье будет приведена стоимость в ценах до 1961 года, для привычного восприятия, делите всё на 10.

ГАЗ-АА на 12 мест и маршрутные такси

Ещё в довоенное время своими силами автотранспортные конторы переоборудовали грузовые ГАЗ-АА в 12-местные автобусы для работы на районных маршрутах. Такие ходили из Куйбышева в Красный Яр, Кошки, Елховку, Ставрополь (на Волге) и другие райцентры. Достоверных фотографий именно куйбышевских таких автобусов пока не обнаружено. Возможно это были просто тентованные кузова с лавками, возможно изготовлялись отдельные самодельные кузова.

Электрооборудование Пролетарского автобуса. Источник: Электрооборудование автобусных, легковых и грузовых кузовов. Д.Д. Удалов, 1936. Предоставлено Гавриловым Д.
Электрооборудование Пролетарского автобуса. Источник: Электрооборудование автобусных, легковых и грузовых кузовов. Д.Д. Удалов, 1936. Предоставлено Гавриловым Д.
Пример пролетарског автобуса на шасси ЗИС довоенного периода. Предоставлено Гавриловым Д.
Пример пролетарског автобуса на шасси ЗИС довоенного периода. Предоставлено Гавриловым Д.

На 1948 год подобные машины имели различную стоимость, которая видимо исходила из варианта изготовления. Самый дешёвый стоил 4300 р (что в ценах 1961 года всего 430 р!), другие - 8000 р, самый дорогие доходили до 14220 р.

На ГАЗоновское шасси так же изготовляли маршрутные такси. Кузова изготавливались на месте, излишки продавали другим управлениям, например, в Ульяновск. Открытый кузов маршрутного такси на шасси ГАЗ оценивался в 6150 р., а на шасси ЗИС - 6400 р.

Маршрутное такси на шасси ГАЗ-ММ в Куйбышеве, 1940е годы. Источник: https://drugoigorod.ru/samara_bus/
Маршрутное такси на шасси ГАЗ-ММ в Куйбышеве, 1940е годы. Источник: https://drugoigorod.ru/samara_bus/

ГАЗ 03-30

Автобусы ГАЗ 03-30 поступали в Куйбышевское автоуправление и после войны. Они вмещали всего 16 пассажиров. В Куйбышеве было 10 автобусов, которые работали на городских маршрутах, где дорожное покрытие было в более менее сносном состоянии. Но ресурс у ГАЗ 03-30 был небольшой, к 1951 году в Куйбышеве они все были списаны. Стоимость была стабильной - 8365 р.

Первый день работы маршрута ул. Галактионовская - п. Шмидта. 16 октября 1948 года. ГАЗ 03-30 г/н КР 34-16. Источник: СОГАСПИ. https://fotobus.msk.ru/photo/1895461/
Первый день работы маршрута ул. Галактионовская - п. Шмидта. 16 октября 1948 года. ГАЗ 03-30 г/н КР 34-16. Источник: СОГАСПИ. https://fotobus.msk.ru/photo/1895461/

ЗИС-16

Небольшое количество автобусов ЗИС-16 пережили военный период. Из более чем 20 автобусов, полученных в 1940-1941 годах, в Куйбышевской автоколонне №41 осталось всего 6 и 2 в Сызранской автоколонне №64. Они уже выработали свой ресурс, но за неимением другой техники, поддерживались в рабочем состоянии. ЗИС-16 были списаны в период 1950-1952 годов, когда начались поставки автобусов новых моделей. Стоимость автобусов разнилась от 29780 до 33510 рублей.

Автобус ЗИС-16 г/н ВМ 73-11 Сызранской автоколонны №64, примерно 1950-й год. Источник: https://vk.com/oldsyzran
Автобус ЗИС-16 г/н ВМ 73-11 Сызранской автоколонны №64, примерно 1950-й год. Источник: https://vk.com/oldsyzran

ЗИС-5-8 и ЛО-2

Как упоминал выше, была практика постройки автобуса типа ЗИС-8, но на стандартном шасси ЗИС-5. Часть таких машин строилась на месте, часть строилась на давальческом шасси Московскими АРЗ №1 и №2, а были несколько машин сборки Тосненского завода под маркой ЛО-2. Кроме того, отдельно покупались кузова, в том числе и ЛО-2. Цены на ЗИС-5-8, как и на самодельные ГАЗ-АА, отличаются от 23500 до 34100 рублей, а Тосненские ЛО-2 - 22700 руб.

Автобус ЗИС-5-8 под Сызранью, начало 1950-х гг. Источник: https://vk.com/oldsyzran
Автобус ЗИС-5-8 под Сызранью, начало 1950-х гг. Источник: https://vk.com/oldsyzran

ГАЗ-71 (ЛО-5)

Параллельно с Горьковским заводом автобусов (ГЗА) свои собственные автобусы изготовляли различные авторемонтные заводы по всему СССР. Тосненский завод продолжил совершенствование своих автобусов и на удлинённом шасси ГАЗ-51 изготовлял двухдверный 21-местный автобус ЛО-5, который с 1951 стал именоваться, как ГАЗ-71. В документах автоуправления встречаются наравне оба наименования. В Куйбышевской автоколонне №41 эти автобусы использовали в основном для сообщения Куйбышев-Ставрополь и на различных пригородных маршрутах. В рекомендациях к открытию автохозяйства в городе Жигулёвске говорилось, что укомплектовать его нужно автобусами "повышенной проходимости ГАЗ-71". Кроме Куйбышева, несколько таких машин работало в Чапаевске и Сызрани. Проработали до конца 1950-х, были списаны или переоборудованы в грузовые автомобили. Стоимость варьировалась от 37830 до 40300 р.

ГАЗ-71 в Ставрополе (на Волге) ещё до переноса города. Источник: музей МП ТПАТП-3 https://fotobus.msk.ru/photo/863881/
ГАЗ-71 в Ставрополе (на Волге) ещё до переноса города. Источник: музей МП ТПАТП-3 https://fotobus.msk.ru/photo/863881/

АТ-6

Ещё одним продуктом Тосненского авторемзавода был цельнометаллический 2-дверный автобус АТ-6 на 30 пассажиров. Поступило их всего 4 единицы в апреле 1956 года: 2 в Куйбышевскую автоколонну №41 и 2 в Безенчукскую автороту. К 1960 году они все были переоборудованы в грузовики. Стоимость такого автобуса составляла 35690 рублей.

Общий вид автобуса ТА-6. Источник: Канал "Машина" https://dzen.ru/a/Xk_cu5K4IA8vVygo?ysclid=mdm6dne1d5319815022
Общий вид автобуса ТА-6. Источник: Канал "Машина" https://dzen.ru/a/Xk_cu5K4IA8vVygo?ysclid=mdm6dne1d5319815022

Прибалтийские РАФ-251 и ТА-6

В Прибалтийский республиках смогли освоить оригинальные кузова вагонного типа на ГАЗовском шасси.

Рижская автобусная фабрика выпускала автобусы РАФ-251. Поступили в Куйбышевскую автоколонну №41 они в 1956 году, к началу 1960-х гг. практически все были переоборудованы в грузовые автомобили. Один РАФик был переоборудован в агитационный автобус. Стоимость стандартного РАФ-251 составляла 35170 р.

Кино-радио лекторий на базе автобуса РАФ-251. Источник: газета "Автотранспортник"
Кино-радио лекторий на базе автобуса РАФ-251. Источник: газета "Автотранспортник"

Эстонские автобусы ТА-6 из городка Тарту получили большее распространение. В Куйбышевское автоуправление за 1959-1960 гг поступило 30 единиц. Кроме Куйбышева они распределились по другим городам: Ставрополь, Октябрьск, Отрадный. Проработав до середины 1960-х, машины были списаны или переоборудованы в грузовые, один был также переоборудован в агитавтобус. Стоимость ТА-6 - 35770 р.

ТА-6 на проспекте Масленникова в Куйбышеве.
ТА-6 на проспекте Масленникова в Куйбышеве.
ТА-6 в качестве передвижного кинотеатра. Демонстация учебного фильма в Автоколонне №41. 1965 год. Источник: газета "Автотранспортник".
ТА-6 в качестве передвижного кинотеатра. Демонстация учебного фильма в Автоколонне №41. 1965 год. Источник: газета "Автотранспортник".

ПАЗ/КАВЗ-651

Всем известные "коробочки" ПАЗ-651, которыми в быту стали называть любые капотные автобусы в СССР, в Куйбышевское автоуправление начали поступать с апреля 1953 года в Сызрань, а с 1954 в Куйбышев и другие автохозяйства области. Таким образом это уже были автобусы Павловской сборки. Поставки осуществлялись, как минимум до 1962 года, после чего начались регулярные поставки автобусов ПАЗ-652. С 1958 года начали поступать автобусы КАВЗ-651. Стоимость главного капотного автобуса страны составляла 31400-31900 р. А вот Курганские 651-е подешевели и в среднем стоили 25700-25900 р.

Автобус ПАЗ-651 Тимашевского автохозяйства в 1950-е гг. Источник: СОГАСПИ.
Автобус ПАЗ-651 Тимашевского автохозяйства в 1950-е гг. Источник: СОГАСПИ.

Кроме того, в 1961 году в автоуправление поступило небольшое количество автобусов ПАЗ-651Ж, работающих на газобаллонном топливе. Предположительно их стоимость была 4419 р. в ценах 1961 года (или 44190 р. в "старых" ценах).

Прочие 651-е "коробочки"

В единичном количестве в районные автохозяйства в конце 1950-х - начале 1960-х гг поступали автобусы ГЗА-651 сборки Тосненского АРЗ (2 ед.), автобус ГАЗ-51 Сызранского РМЗ (известно о 5 ед.). Но по их стоимости данные нет.

Сызранские ГАЗ-51 предназначались в первую очередь для нефтяников, но некоторое количество попали и в автохозяйства общего пользования.

Автобус ГАЗ-51 Сызранского РМЗ. Источник: https://vk.com/oldsyzran
Автобус ГАЗ-51 Сызранского РМЗ. Источник: https://vk.com/oldsyzran

ЗИС-154

Закончив с "мелочью", перейдём к серьёзным автобусам. Первым полноразмерным автобусов в Куйбышеве стал ЗИС-154. Три машины были переданы в Куйбышевскую автоколонну №41 в мае 1949 от Куйбышевского горисполкома. Они оказались очень прихотливыми, часто ломались, ремонтная база на то время не позволяла качественно обслуживать такие автобусы, требовалось усовершенствованное дорожное покрытия. В 1954 году все три ЗИСа с пробегами 40-60 тыс. км. были переданы в Ярославское автоуправление, куда были также собраны подобные автобусы и из других автоуправлений. Стоимость одного такого гиганта была 250400 р

Май 1949 года, новый автобус ЗИС-154 в Куйбышеве на улице Фрунзе. Источник СОГАСПИ.
Май 1949 года, новый автобус ЗИС-154 в Куйбышеве на улице Фрунзе. Источник СОГАСПИ.

ЗИС-127

В Куйбышевское автоуправления эти шикарные автобусы поступили уже под маркой ЗИЛ-127 в 1958-1960 гг. Работали на маршрутах Куйбышев-Ставрополь (на Волге), Куйбышев-Сызрань, Куйбышев-Москва. Несмотря на обилие хрома, богатого декора, качественной отделки салона, автобус стоил дешевле, чем ЗИС-154 - 180600 р.

Автобусы ЗИЛ-127 на автовокзале в г. Жигулёвск. Источник: газета Автотранспортник.
Автобусы ЗИЛ-127 на автовокзале в г. Жигулёвск. Источник: газета Автотранспортник.

ЗИС-155

На смену ЗИС-154 на московском автозаводе пришёл автобус ЗИС-155, имеющей упрощённый кузов с передним размещением двигателя. Уже в 1950 году два таких автобуса пришли в Сызранскую автоколонну №64. В 1950-х годах он стал самым массовым автобусом. За 7 лет в автоуправление поступило более 350 таким машин. В 1960-м году Ставропольской АТК освоена работа двух ЗИСов в составе пассажирского автопоезда. На примере ЗИС-155 можно наблюдать, как снижалась стоимость продукта при наращивании объёмов производства. Так, машины 1951 года выпуска стоили в среднем 85600 р, 1952 г.в. - 61500 р, 1953-1954 г.в - 60000 р, а вот с 1955 года произошло резкое снижение до в среднем 38500 р. К слову прицеп (кузов без мотора и трансмиссии и переоборудованным салоном) имел стоимость около 23000 р.

Автобусный поезд из автобусов ЗИС-155. Ставропольская АТК. Источник: книга «Покорители Волжских дорог», 1972 г.
Автобусный поезд из автобусов ЗИС-155. Ставропольская АТК. Источник: книга «Покорители Волжских дорог», 1972 г.

Заключение

В годы послевоенного восстановления развитие автобусного парка страны стало одной из приоритетных задач. До того как Московский и Павловский автозаводы освоили массовый выпуск автобусов, ключевую роль в обеспечении транспортом сыграли небольшие авторемонтные предприятия, закрывавшие дефицит своей продукцией. На примере модели ЗИС-155 видно, как с ростом выпуска снижалась их себестоимость.

На этом пока всё. В следующих частях продолжим исследовать цены на другие транспортные средства, а может и не только.

Часть 1. Сколько в СССР стоил... автобус? ПАЗик дешевле Жигулей?

Использовались материалы: ЦГАСО.

Фотоматериал: сайт Фотобус, газета Автотранспортник.

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)

Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.