Найти в Дзене

Сколько в СССР стоил... автобус? ПАЗик дешевле Жигулей?

В интернете то и дело разгораются споры о стоимости легковых автомобилей в СССР, выходят постоянно статьи, где сравниваются цены того времени относительно современных, высчитывают сколько бы Жигули стоили сегодня и т.д. Но материала о стоимости автобусов, грузовиков или спецтехники советского времени не так много. Так как предприятия были государственными, а собственность в них считалась общественной, то и реализовывались основные средства производства без особых наценок. В частности автопредприятия получали основные средства по распределению безвозмездно. На собственные деньги АТП могло приобрести мебель, дополнительное оборудование, инструменты, литературу и даже пионерские лагеря покупало, попадалось упоминание и о приобретении Москвича 412 для месткома одного из ПАТП. Для этих целей деньги брались из фонда развития производства. А из фонда соцкультбыта финансировалось строительство жилья, но частично и обычно на жильё сверх этих средств выделялись ещё государственные. АТП вполне м
Оглавление

В интернете то и дело разгораются споры о стоимости легковых автомобилей в СССР, выходят постоянно статьи, где сравниваются цены того времени относительно современных, высчитывают сколько бы Жигули стоили сегодня и т.д. Но материала о стоимости автобусов, грузовиков или спецтехники советского времени не так много.

Так как предприятия были государственными, а собственность в них считалась общественной, то и реализовывались основные средства производства без особых наценок. В частности автопредприятия получали основные средства по распределению безвозмездно.

На собственные деньги АТП могло приобрести мебель, дополнительное оборудование, инструменты, литературу и даже пионерские лагеря покупало, попадалось упоминание и о приобретении Москвича 412 для месткома одного из ПАТП. Для этих целей деньги брались из фонда развития производства. А из фонда соцкультбыта финансировалось строительство жилья, но частично и обычно на жильё сверх этих средств выделялись ещё государственные. АТП вполне могли брать кредиты и ссуды. Так же автопарки могли продавать старую технику по остаточной цене, но только другим предприятиям, организациям заводам.

Все АТП общего пользования были объединены в областные управления и управлялись централизовано, подчиняясь Министерству автотранспорта РСФСР. Управления назывались везде по разному. В Куйбышевской области, например, Средневолжское транспортное управление (СВТУ), в Саратовской области Приволжское территориальное транспортное управление. В некоторых областях пассажирские перевозки были отделены в УПАТы - управление пассажирского автотранспорта - Горьковская и Волгоградская области. В 1983 году структура немного поменялась и управления преобразовали в объединения, СТВУ стало именоваться "Куйбышевавтотранс". Но не будем отвлекаться на формальности и продолжим про цены на государственную автотехнику.

Рассмотрим в основном период 1960-1980х годов. Стоимости, которые будут приведены ниже, взяты из отчётов предприятий, которые указываются, как "балансовая стоимость". На одну и ту же единицу техники она может отличаться в несколько десятков рублей, а то и сотен. С увеличением выпуска и совершенствовании техпроцессов, стоимость могла и вовсе снижаться, но такая тенденция наблюдается до конца 1970-х годов. Дополнительно оплачивались сопутствующие расходы, например, на доставку, они могли достигать сотен рублей и считались накладными расходами.

ЛАЗ

В 1960-х годах в Куйбышеве автобусы ЛАЗ-695Б, а затем и ЛАЗ-695Е составляли основу автобусного парка и лишь в 1970х их заместил ЛиАЗ-677.

ЛАЗ-695Б - 6500-6700 р.

Куйбышевский автобусный парк (КПАТК-1). Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/1393423/
Куйбышевский автобусный парк (КПАТК-1). Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/1393423/

ЛАЗ-695Е. Первые 4 автобуса этой модели поступили ещё в 1961 году в Ставрополь (Тольятти), они стоили без малого 8500 р.

Один из первых ЛАЗ-695Е (1961 гв) после продолжительной эксплуатации. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/1327515/
Один из первых ЛАЗ-695Е (1961 гв) после продолжительной эксплуатации. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/1327515/

На серийную модель 695Е стоимость колеблется от 6000 до 7000 тысяч, можно усреднить до 6500 р.

Автобусы ЛАЗ-695Е готовятся в рейс. Куйбышевский автобусный парк (КПАТК-1), конец 1960-х гг. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/2397375/
Автобусы ЛАЗ-695Е готовятся в рейс. Куйбышевский автобусный парк (КПАТК-1), конец 1960-х гг. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/2397375/

ЛАЗ-695М. В 1970 году на маршруты вышел новый ЛАЗ-695М, он был уже менее массовым, чем его предшественник. Стоимость составляла около 7000 р.

ЛАЗ-695М Тольяттинского ПАТК. Источник: https://vk.com/photo-80629151_457239393
ЛАЗ-695М Тольяттинского ПАТК. Источник: https://vk.com/photo-80629151_457239393

ЛАЗ-695Н. Эта модель знакома всем и некоторое количество машин эксплуатируется на постсоветском пространстве до сих пор. Советская стоимость была 6700 р, но к середине 1980х уже 8500 р., а к 1990 году - 9500 р. Но это ещё требует уточнения.

Колонна автобусов отправляется в Москву. https://vk.com/nikolaiabrosimov
Колонна автобусов отправляется в Москву. https://vk.com/nikolaiabrosimov

ЛАЗ-697М/Н. Данные модели мягких ЛАЗов имели стоимость в пределах 8500-9500 р.

Куйбышевский автовокзал. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/2674011/
Куйбышевский автовокзал. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/2674011/

ЛАЗ-699Р. Сменил модель 697 к началу 1980х годов. На тот период стоил 17600 р., почти, как два 697-х. А после 1991 года выросла до 56600 р.

Колонна автобусов отправляется в Москву. https://vk.com/nikolaiabrosimov
Колонна автобусов отправляется в Москву. https://vk.com/nikolaiabrosimov

ЛАЗ-4202. Перспективная модель от Львовского завода стоила 12000 р. в 1982 году.

Один из первых ЛАЗ-4202 в Куйбышевской области. https://vk.com/nikolaiabrosimov
Один из первых ЛАЗ-4202 в Куйбышевской области. https://vk.com/nikolaiabrosimov

ЛИАЗ (ЗИЛ)

ЗИЛ-158. На этой модели как раз можно продемонстрировать снижение стоимости. В 1958 году первые ЗИЛы модели 158А московской сборки стоили 78500 р в ценах до 1961 г., в более привычном виде - 7850 р.

Один из первых ЗИЛ-158А. Источник СОГАСПИ, https://fotobus.msk.ru/photo/2335828/
Один из первых ЗИЛ-158А. Источник СОГАСПИ, https://fotobus.msk.ru/photo/2335828/

Обычные ЗИЛ-158 имели стоимость значительно ниже - 5950 р. в пореформенных ценах.

Один из первых ЗИЛ-158 в г. Чапаевске. Источник: https://vk.com/historychap
Один из первых ЗИЛ-158 в г. Чапаевске. Источник: https://vk.com/historychap

Машины 1959 и далее годов стоили 5030-5220 р., как последние московской, так и ликинской сборки. Но есть интересный момент, 158-е выпуска конца 1960х годов списывались с стоимостью 6100-6700 р, тут или всё же цена возросла, или была переоценка?

ЗИЛ-158В в Куйбышеве на дачном маршруте. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/862758/
ЗИЛ-158В в Куйбышеве на дачном маршруте. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/862758/

ЛИАЗ-677. Первые автобусы этой модели поступили в Куйбышев в канун нового 1969 года. обходились они, как два предшественника - 13800 р.

ЛИАЗ-677 первых выпусков в Куйбышеве. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/2397208/
ЛИАЗ-677 первых выпусков в Куйбышеве. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/2397208/

В середине 1970-х в графу балансовой стоимость уже вписывалась стоимость 12500 р.

ЛИАЗ-677 образца конца 1970-х годов в Тольятти. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/1905212/
ЛИАЗ-677 образца конца 1970-х годов в Тольятти. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/1905212/

Машины начала 1980-х стоили около 12000 р., при чём пригородный 677Б стоил на 100 р дороже. Но опять же, в данных на начало 1990х десятилетние машины оцениваются так же, как выпуска конца 1980-х - 12700-13000 р.

ЛИАЗ-677Б Новокуйбышевского ПАТП. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/862785/
ЛИАЗ-677Б Новокуйбышевского ПАТП. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/862785/

ПАЗ

ПАЗ-652. Стоимость модели 652Б составляла порядка 4500 р.

ПАЗ-652Б в качестве школьного автобуса в Тольятти. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/1300465/
ПАЗ-652Б в качестве школьного автобуса в Тольятти. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/1300465/

ПАЗ-672. Следующая модель "колобка" оценивалась в 5300 р. Модернизированный 672М оценивался примерно в тех же пределах, до 5500 р.

ПАЗ-672 на городском маршруте в Новокуйбышевске. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/984192/
ПАЗ-672 на городском маршруте в Новокуйбышевске. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/984192/

ПАЗ-3205. Первые поступления модели 3205 были ещё во второй половине 1980-х годов. Но по ним у меня пока данных нет. А вот машины после 1991 года имели стоимость 27000-31000 р. Цены резко возросли.

ПАЗ-3205 образца начала 1990 года в Новокуйбышевске. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/835855/
ПАЗ-3205 образца начала 1990 года в Новокуйбышевске. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/835855/

КАВЗ

КАВЗ-685/3270/3271. КАВЗики изначально планировалось использовать в сельских местностях. В Куйбышевавтотранс они стали приходить с 1985 года в областные ПАТП для работы на сельских маршрутах на равне с ПАЗиками. Но в 1988 году получили развитие маршрутные такси на базе автобусов ПАЗ и КАВЗ, тогда же в Куйбышев массово стали поступать эти модели.

Стоимость была чуть выше ПАЗ-672М - 5500-6000 р. Но машины 1991 года уже стоили 20000 - более чем в три раза дороже.

КАВЗ-3270 в качестве современной маршрутки, Самара, 2000-е гг. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/344989/
КАВЗ-3270 в качестве современной маршрутки, Самара, 2000-е гг. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/344989/

Подведя промежуточный итог, можно сказать, что цены менялись в ту или иную сторону всё время, но не в значительной степени. Обозначали они лишь стоимость для оценки основных средств, а автобусные парки их получали безвозмездно. Фактически это был эквивалент вложенного труда и материалов в единой экономической системе, без различных наценок. После 1991 года каждый завод так или иначе оказался сам по себе в новой экономической реальности, издержки возросли, а с ними и цены. Но тут уже ПАТП, которые так же остались сами по себе, не всегда могли приобрести автобусы в необходимом количестве уже за рыночную стоимость и за реальные деньги.

На этом пока всё. В следующих частях продолжим исследовать цены на другие транспортные средства, а может и не только.

Использовались материалы: ЦГАСО.

Фотоматериал: сайт Фотобус.

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)

Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.