Автомобильный завод решил продлить лето своим рабочим, добавив еще один выходной в неделе. Но причина не столь радостная. В стране просто не осталось компаний, которые могут себе позволить купить коммерческую тяжелую технику. А СВО не способно переварить ее. Что уж говорить, если самому директору автогиганта Сергею Когогину скучно ездить на своих грузовиках. И помогут ли предприятию беспилотники?
ВИНОВАТЫ ВСЕ, КРОМЕ КАМАЗА
Вроде бы совсем недавно генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин с помпой приехал на Петербургский международный экономический форум на беспилотном магистральном тягаче второго поколения. Но прошло чуть больше месяца, и завод вынуждено должен уйти на четырехдневную работу. Оказывается, его машины в России никому не нужны.
На рынке грузовиков России свыше 14 тонн наблюдается кризис: по итогам полугодия рынок сократился почти на 60%. Но по мнению руководства автогиганта тут виновата недальновидная политика импортеров иностранной техники. Они, гады такие, ввезли в прошлом году избыточное количество техники. Ну то есть, лишили КамАЗ конкурентного преимущества. И это несмотря на все прогнозы по снижению рынка.
В результате, на складах этих компаний в настоящий момент находятся свыше 30 тысяч грузовиков, которые не могут найти своих покупателей даже при демпинговых ценах, которые активно применяют дилеры. Челнинский автогигант, по всей видимости, на это не может пойти.
А тут еще и Центробанк подкачал. Его денежно-кредитная политика привела не только к невозможности приобрести новую технику с помощью финансовых инструментов в виде кредита и лизинга, но и вынуждает транспортные и другие компании возвращать взятую в прошлом году в лизинг технику лизингодателю. И это правда. По оценкам специалистов завода, такой техники на складах лизинговых компаний скопилось более 10 тысяч единиц. Она продается существенно ниже рыночной стоимости, при этом является почти новой.
В итоге, при текущем прогнозе рынка грузовиков России свыше 14 тонн в 2025 году от 40 до 60 тысяч штук и с учетом того, что в первом полугодии уже реализовано свыше 20 тысяч единиц, в основном из запасов, ожидать роста продаж выпущенной в 2025 году техники не приходится.
Все. Фенита ля комедия. То есть, внешние рынки для завода закрыты, да еще ты пойди, поконкурируй с китайцами и европейскими производителями. На внутреннем, по всей видимости, не достаточно преференций было сделано, чтобы эту технику покупали.
В этой ситуации российский производитель грузовой техники вынужден предпринимать экстраординарные меры по сокращению производства, чтобы сохранить финансовую устойчивость и не прибегать к сокращению персонала. Одной из таких мер является сокращенная рабочая неделя, о чем уже объявил ряд российских компаний автопрома.
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО СОЦИАЛЬНОГО ВЗРЫВА
При этом продажи "КАМАЗа" сократились менее чем на 30%, то есть в два раза лучше рынка. Доля компании выросла до 40%. И это еще без государственного военного заказа, который, как мне кажется, должен стать основным покупателем челнинцев А что, денег там особо не считают, за качеством можно особо не следить, однако…
отсутствие перспектив роста рынка и давление остатков техники импортеров заставляют завод принять непопулярные, но необходимые меры по сокращению производства и объявить о введении сокращенной на один день рабочей недели с 1 августа. Естественно, с потерей зарплаты.
Данное решение коснется только тех подразделений, у которых нет полной загрузки.
Сократить работников завод не имеет права, поскольку Набережные Челны – это моно-город, и КамАЗ является градообразующим предприятием. То есть, можно такими мерами добиться социального взрыва.
Поэтому руководство компании, службы продаж в настоящее время ведут переговоры с традиционными и новыми корпоративными клиентами о закупках дополнительной техники для загрузки производства, пока не восстановится ситуация на рынке. По всей видимости, пока не очень успешно…
Но на самом деле, переход на четырехдневную рабочую неделю для страны стало как веерное отключение электричества.
ВЕЕРНАЯ ЧЕТЫРЕХДНЕВКА
Вчера о переходе на четырехдневку объявил Горьковский автозавод — решение принято на фоне сокращения рынка коммерческого транспорта. Сокращенная рабочая неделя будет действовать в августе, однако работники предприятия были уведомлены о возможном продлении четырехдневки.
Ранее на этой неделе о намерениях перейти на четырехдневку сообщала пресс-служба АвтоВАЗа. График работы может измениться с 29 сентября. В компании подчеркнули, что окончательное решение будет принято после анализа рыночных тенденций и экономических факторов, в том числе уровня ключевой ставки и доступности кредитов.
Тем временем, Банк России снизил ключевую ставку с 20% до 18%.. Но по мнению специалистов, это хоть и поможет промышленности в стране, но только частично.
СОВСЕМ СКУЧНО ЕЗДИТЬ НА КАМАЗАХ…
Что касается Сергея Когогина, то ему самому скучно управлять своей техникой. Такой вывод он сделал после поездки на беспилотном грузовике по федеральной трассе М-11 «Нева». В пути его сопровождал заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов. Проехали, они, конечно, не весь маршрут от Москвы и до Питера, а всего лишь от Солнечногорска в сторону Санкт-Петербурга. Под наблюдением Сергея Когогина высокоавтоматизированное транспортное средство успешно преодолело более 150 км в беспилотном режиме.
Оказалось, что машина хорошо держит полосу и совершает маневры, несколько раз перестраиваясь в ходе движения.
Введение экспериментально-правового режима на этой федеральной трассе дало возможность запустить и протестировать беспилотную технику, а так же проверить новые разработки разработки на дорогах общего пользования. Это позволяет совершенствовать алгоритмы и программное обеспечение управления автономными автомобилями, но не только. Таким способом составляется собственная высокоточная карта маршрутов движения.
- Я сам хотел убедиться на достаточно большом расстоянии, что мы со второго уровня автоматизации перешли на третий уровень, - отмечает Сергей Когогин. - Все изменения, которые мы планировали, в машине внедрены. Конечно, это в значительной степени снижает нагрузку на водителя, повышает безопасность транспортного средства. Важный вопрос – это экономические показатели. Удельный расход топлива, когда я сидел за рулём, практически не превышал показатель 21 л. Автопилот чётко удерживает обороты, скорость не превышает, держит самый оптимальный режим.
В прошлом году Когогин также приехал на форум на беспилотном грузовике, но другой модели. Тогда он отметил, что «совсем скучно двигаться в автомобиле, поскольку. делать ничего не надо, машина едет сама.
В ЦЕЛОМ – ЭТО БУДУЩЕЕ, А ПОКА ОТДЫХАЕМ
В текущем году компания планирует выпустить образцы беспилотных грузовиков МАЯК-2.5 – это улучшенная, дополненная версия грузовиков МАЯК-2. Ещё через полтора-два года планируется выпустить МАЯК-3 – автомобиль, максимально близкий к серийному решению.
В свою очередь, замглавы минпромторга РФ Альберт Каримов заявил, что экспериментальный правовой режим для движения беспилотных грузовиков планируется расширить на трассу М12 уже осенью 2025-го.
- Мы понимаем, что развитие беспилотных технологий в целом — это будущее, которое повлияет не только на автопром, но и на экономическую модель в целом — и в части коммерческих перевозок, и в части общественного транспорта… Осенью планируем расширить его на трассу М12, - отметил чиновник.
Глава Татарстана Рустам Минниханов, встретившись на полях Петербургского международного экономического форума с Сергеем Когогиным, был настолько впечатление поездкой главы КамАЗа, что пообещал: как только по М-12 пустят беспилотные грузовики, он обязательно проедет на них. Хоть Рустам Нургалиевич не раз доказывал, что умеет управлять тяжелой техникой, на этот раз рулить ему не придётся.
Напомним, сегодня беспилотники в России могут двигаться только по трассе М-11 и на центральной кольцевой автомобильной дороге в Подмосковье. Движение там запустили этой весной. Министерство транспорта РФ не торопится выпускать беспилотные автомобили, на дороги общего пользования, поскольку особое внимание уделяется вопросам безопасности технологии. В то время как глава правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко заявил, что участок трассы М12 «Восток» до Казани готов к приему беспилотного движения.
Но помогут ли беспилотные грузовики КамАЗу, и какова будет его цена? Не секрет, что электробусы стоят в 2, 5 раза дешевле, чем обычные автобусы. Поэтому пока их закупает только денежная Москва. Остальным регионам он попросту не по карману. В том числе и Татарстану.
Читайте также
Ставьте лайк, подписывайтесь и поддерживайте автора.
А вы как считаете, поможет ли заводу четырехдневка?