В Сочи на форуме о недвижимости «Движение» экспертное сообщество обсуждало проблемы с мигрантами. На стройке. Что делать, когда родные мигранты покидают Россию, а новые пути да тропочки еще не протоптаны? Сколько стоит привезти работника из визовой страны, и какие круги ада нужно пройти? И есть ли смысл, почему нельзя обойтись россиянами?
БЕЗ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СТРОЙКА В РОССИИ НЕ ВЫЖИВЕТ
В России существенно меняются подходы в плане законодательства к пребыванию мигрантов из ближнего зарубежья. Вообще, я не понимаю эту политику. Зачем замещать узбеков и киргизов, которые как не крути даже в современном поколении часто ближе к нам, чем те же северокорейцы и мигранты из Мьянмы. Но нет. Мы видим массовую депортацию граждан, которые нарушают режим. Помимо этого, правоохранительные органы обращаются с людьми из других государств как (помягче бы слово выбрать, чтобы Дзен не заблочил) с третьесортными. Просто огромное количество несчастных случаев, как в Екатеринбурге, когда во время рейда как-то умерло 2 азербайджанца.
Тем не менее, по статистике 2024 год стал рекордным по количеству мигрантов из ближнего зарубежья. Из России выехало 3 миллиона 531 тысяча, въехало 4 миллиона 81 тысяча.
На фоне рекордно низкой безработицы количество мигрантов, не взирая на всю сложность геополитической ситуации в России, из ближнего зарубежья не снижается. По официальной статистике на территории России работает 6,7 миллионов иностранных граждан. В первую очередь это Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. В основном, они заняты на стройке. Каждый 6 работник. Специалисты уверяют, что без иностранной рабочей силы стройка сегодня обойтись не может. Не идут россияне работать на стройку. Он лучше будет доставлять пиццу, чем что-то монтировать на холодном ветру на 23 этаже… Ну или совсем если край с деньгами, пойдет на СВО…
ВЫБЕРИ СЕБЕ РАБ…ОЧЕГО
Из чего сегодня состоит себестоимость стройки? Если это не уникальный сложный объект, то 50 % стоимости затрат уходят на строительные материалы и 50% - это заработная плата, - говорит Антон Глушков, президент ассоциации «Национальное объединение строителей». - Механизация, новое технологии, доступность робототехники - это все поможет сократить расходы в перспективе 5 лет.
Когда мы говорим об экономии здесь и сейчас, самый простой вариант-это оптимизация поставок строительных материалов и сокращение фонда оплаты труда. Последнее можно осуществить за счет привлечения иностранной рабочей силы.
Но схема, когда иностранный гражданин проникает на рынок Россия самостоятельно и здесь пытается найти трудоустройство, она неудобна ни работникам, ни работодателем. Потому что последний не может понять, что это за специалист.
В последнее время распространено явление, когда агентства по найму персонала или определенная группа с самого предприятия летят в Узбекистан или Таджикистан, и уже на месте, в тестировочном центре отбирают себе персонал. (Конечно, это удорожает процесс, - авт)
Но крупный девелопер, он как правило, не работодатель. Работодателем выступают подрядные организации, зачастую, не входящие в крупный холдинг. В больших компаниях, которые хотят организовать этот процесс, они постепенно спускают задачу на уровень пониже. И получается, что примерно 91% строительных организаций-это субъекты малого предпринимательства, они не смогут крупный набор осуществлять.
У России появились конкуренты в плане найма рабочей силы у Средней Азии. Это страны Ближнего Востока, города, которые развиваются не хуже среднего российского миллионника. А зарплаты выше, и режим работы для мусульман куда адаптивнее и понятнее.
Нынешняя ситуация с сокращением объёмов строительства даже на руку работодателю. Рынок становится шире. Но это не означает, что количество вакансий будет сокращаться. Это означает, что средняя заработная плата штукатура, маляра, каменщика будет повышаться. Если сравнивать расценки с 2004 годом, то в этом она поднялась на 15%.
ТРИ СПОСОБА, КАК ЗАВЕЗТИ МИГРАНТА
Но что делать, если из безвизовых стран количество мигрантов становится меньше? Завозить их из визовых. И тут процесс довольно сильно усложняется.
Компания должна доказать государству, что этот человек ей нужен. Именно этого человека вы везёте. С этим связаны и плюсы, и минусы.
Да, это более длительный процесс, он занимает от 2 месяцев до полугода. Это для стройки огромная уйма времени и многое, что может произойти и поменяться все. В отличие от безвизовых стран, где работник может в любой момент уйти со стройки, примеры, мы все видим с вами, когда в ноябре, в декабре все резко становятся курьерами и таксистами, привезенный работник привязан к работодателю и неожиданно свое место покинуть не сможет.
- Существует 3 варианта привлечения людей, - говорит Дмитрий Лапшинов, сооснователь и управляющий директор компании «Интруд». Это квотируемые специалисты.- Там нет никаких ограничений, не по специальностям, не по зарплате. Основная сложность-это тип квот, потому что каждый регион выстраивает свою политику. Москва квоты рассматривает 5 раз в год, московская область - каждые 3 недели. Министерство труда подчиняется губернатору, и многое зависит, какая у чиновника политика в отношении иностранных граждан, как вы и сможете взаимодействовать.
Второй способ – это специальности, которые нужны стране. В основном, это медицина, артисты балета. Кого можно привлечь на стройку? Сварщики, крановщики, ну конечно, электромонтажники. Это те специальности, которые, по мнению мин. труда, нужны в стране, и у них упрощённый цикл привоза. Процесс оформления чуть проще, занимает 3-4 месяца.
Третья категория - высококвалифицированные специалисты. Схема, которую традиционно используют турецкие строительные компании. Статус специалиста высокой квалификации подтверждается его заработной платой от 250 тысяч. По ней нужно отчитываться в МВД. Это быстрая схема привоза, оформление - от 20 дней, многие её используют.
Человек должен понимать, что он едет в страну, где будет холодно, нужно не пить не принимать наркотики, как это смешно не звучало, но это не всем очевидно.
У КАЖДОЙ СТРАНЫ – СВОЯ СПЕЦИФИКА
Но как работа обстоит у крупных застройщиков? Группа компаний «Самолет» сегодня реализщует сразу 41 проект. У них полторы тысячи своих работников, и 17 тысяч строителей. В основномЮ это, конечно, мигранты.
- Мы, как и другие девелоперы, работаем с подрядными организациями, - говорит Арцрун Геворкян, управляющий директор бизнес – юнита «Самолет». – Естественно, у каждого подрядчика свое качество, поэтому мы разработали стандарты, которые нацелены на то, чтобы подрядчик смотрел, сможет ли он с задачей справиться, есть ли у него опыт, хватает ли квалификации.
Однако, если подрядчик зарекомендовал себя, то ГК «Самолет» за пол года до окончания работ предлагает ему сразу другой проект. Он уже знает, сколько рабочих ему нужно, по какой цене будут выполняться работы. Эта стабильность помогает сохранить бригады которые в отсутствии сезонной работы могут пойти в тех же доставщиков или таксистов. А эта стабильность позволяет сохранять бригады и работать круглогодично.
- Когда работаешь со специалистом из дальнего зарубежья, нужно принимать специфику той страны, из которой приехали мигранты, - говорит Арцрун Геворкян. - В прошлом году у нас работали граждане из стран Карибского бассейна. И вопреки всем мерам безопасности, они ходили босиком. Я знаю кейсы, когда были сложности у индусов с рационом питания. Вроде бы подрядчик доставил питание на стройку, но не вникнул в специфику страны.
По оценкам специалистов, для того, чтобы привести мигранта из визовой страны, нужно вложить в него 200-230 тысяч рублей. 60-70 % из этой суммы уходит на логистику. Окупаемость от 3 до 6 месяцев в зависимости от квалификации.
Естественно, все дополнительные затраты на рабочую силу в итоге потом переходят на покупателя недвижимости. Поэтому есть ли смысл изгонять привычных нам мигрантов и заменять их новыми?
Читайте также
Лайкайте, подписывайтесь и поддерживайте автора.
А вы как считаете, какие мигранты лучше?