Компьютерные игры позволяют нам погрузиться в иные времена и даже иные миры, примерить на себя иные роли. Побыть воином, детективом, солдатом, генералом армии. Среди многих жанров выделяются игры-стратегии, своего рода «шахматы» от мира компьютерных игр. В стратегиях мы становимся... нет, не всегда командиром/генералом. В общем случае, мы примеряем на себя роль некоего абстрактного управленца, наблюдающего и отдающего приказы «сверху» (в прямом смысле, ведь в стратегиях зачастую вид сверху). Стратегии имеют репутацию наиболее сложного жанра игр с точки зрения необходимости планирования и продумывания действий игрока. Но даже среди стратегий особое место занимают игры, позволяющие стать не просто полководцем, а полноценным главой государства, учитывая все политические, экономические и военные аспекты сего процесса. Речь о глобальных стратегиях: их уже вышло немало, но три серии игр стоят, так сказать, на пьедестале посреди сотен подражателей. Что же это за франшизы?
Ацтекские вертолёты против канадских воинов с топорами
Ну, конечно же, Sid Meier’s Civilization. Единственная полноценная 4X-стратегия из всех трёх серий, о которых мы сегодня говорим. Каждая из игры серии (а это уже семь номерных частей и много-много дополнений и ответвлений) позволяет игроку выбрать цивилизацию из реальной истории и провести её сквозь века, от древнего мира (практически каменного века) до далёкого будущего, где роботы воюют за право стран первым покорить Марс.
Цива не является по-настоящему исторической стратегией. Скорее, это соревновательный конструктор, где игроки в пошаговом режиме стараются «слепить» успешное государство из элементов, напоминающих какую-либо реальную нацию. Об этом нам говорят и аватары игроков — бессмертные лидеры, возглавляющие государства на протяжении всего их существования.
Таблицы из Excel
Тут я немного слукавил, ведь это не одна серия, а несколько. Но вряд ли кто-то будет спорить, что исторические стратегии от Paradox Interactive не имеют между собой ничего общего. Глобальные «пароходовские» стратегии (в реальном времени, между прочим!) симулируют управление государствами в разные исторические периоды, причём делают это со всей возможной тщательностью. Не зря их называют «экселевскими таблицами», ведь изучение статистических графиков по ходу дела — это то, чем игроку придётся заниматься немалое время. Всяческие таблицы, диаграммы и подобные средства отображения информации о государственных делах будут перед глазами добрую половину времени игрового процесса. В остальное же время игрок сможет наблюдать... контурные карты с уроков истории. Разве что история пойдёт не по плану, как на уроках :)
Красим карту путём многотысячных баталий
Управлять государством, заключать торговые соглашения и исследовать технологии — это, конечно, замечательно. Но что самое интересное в истории? Все мы знаем, что является последним средством в дипломатии. И этому самому посвящена третья (по порядку, но не по значению) величайшая глобальная стратегия — Total War. Война — то, ради чего в этой игре вообще существуют и развиваются государства.
Каждая игра Total War посвящена определённому историческому периоду: в этом они похожи на игры от Paradox. Исключение — трилогия Total War: Warhammer, посвящённая фентезийной вселенной «вахи». Остальные же игры сугубо исторические, охватывающие эпоху Древнего Рима, европейское средневековье, Новое время и наполеоновские войны, эпоху Воюющих провинций в Японии и Троецарствие в Китае. И несколько других исторических периодов в так называемых «сагах» (ещё одна подсерия в TW).
Геймплей в Total War пошаговый на глобальной карте и реально-временной во время боя. Несмотря на то, что пошаговое управление государством в игре довольно проработанное, оно всё же попроще, чем в выше описанных сериях игр. Это лишь повод объявить кому-нибудь войну и способ создать большую армию. А вот когда многотысячные армии с пехотой, кавалерией и артиллерией сходятся в бою — вот тут Total War раскрывается во всей красе.