Когда я захожу в Летний сад, мне вспоминается «Формула любви».
Помните героя Алексея Федяшева? Главного героя, который влюбился в статую в приусадебном парке. Он мечтал оживить её, как когда‑то боги вдохнули жизнь в Галатею.
Почему копии?
История скульптур Летнего сада — это не только про искусство, но и про выживание.
Коллекция Летнего сада насчитывает 92 мраморные скульптуры. И среди них нет ни одной, которая не была бы повреждена.
За три столетия ветер, дождь и даже люди безжалостно разрушали шедевры итальянских мастеров. У многих статуй были отбиты носы и пальцы, а сырой петербургский климат превратил мрамор в рыхлый известняк. Специалисты Русского музея честно признались: оставить оригиналы под открытым небом означало бы потерять их навсегда.
Поэтому решение было непростое, но единственно верное — переместить подлинники в залы Михайловского замка, где они доступны зрителям, и подарить городу точные, прочные и морозостойкие «двойники».
С 2012 года Летний сад в Санкт-Петербурге открыт после реставрации. Во время работ, проведённых в 2009–2011 годах, почти все скульптуры заменили на копии из искусственного мрамора. На территории оставили два оригинала: герму «Вакх» и аллегорию Мира и Победы («Ништадтский мир»)
И вот я стою перед очередной белоснежной фигурой и ловлю себя на мысли: а что, если бы эти скульптуры вдруг ожили? Только… те самые, настоящие, что видели ещё Петра, а не их современные двойники.
Потому что, сколько бы реставраторы ни старались, шедевры на то и шедевры — они неповторимы. Их мрамор дышал временем, трещинами, шрамами истории.
Сегодня же в саду стоят идеальные копии. Они красивы, морозостойки, надёжны, но… как бы сказать? Без той самой магии.
Многие петербуржцы так и говорят:
«Да, сад стал чище и светлее. Но прежние статуи были как живые. Эти — хорошие, но уже не те».
Я их понимаю. Оригиналы теперь в Михайловском замке, и это единственный способ их спасти. Они не спрятаны в запасниках — их можно увидеть, просто нужно дойти до музея.
А здесь, в саду, мы гуляем среди копий. И, как Федяшев, ищем в этих лицах что‑то живое. Вглядываемся, фотографируем, шепчем мысленно:
— Ты ведь настоящая?
Спасибо за то, что прочитали 🩵