В Москве огромное количество часов, например, типовых уличных часов более 1000. Их действительно очень много. Иногда мы замечаем их в каждодневной суете, а иногда нет. Когда уличные часы попадаются на глаза, то многие прохожие по привычке сверяют по ним время.
Часы работают на сами по себе, а за ними следи городская служба - обеспечивает их работу (следят не только за корректностью хода стрелок, но и сохранностью часовых блоков, их освещенностью и читабельностью в любых условиях).
Современные типовые часы появились в Москве в 1996 году. Модель прошла за более чем четверть века несколько модернизаций, но их отличительной чертой всегда была точность.
Сами типовые городские уличные электрочасы расположены на опорах сетей наружного освещения (можно сказать, что на фонарных столбах вдоль улиц). А еще часы различного дизайна на самостоятельных опорах украшают московские скверы и бульвары.
В восприятии обывателя часы ассоциируются с набором шестеренок. Но к современным типовым уличным часам Москвы это не относится. Они электрические с электронным блоком управления.
Московские часы до революции
Уличные часы появились в Москве более 100 лет назад и с самого начала были электрическими. Конечно, это были совершенно другие часовые блоки, но работали они также как и сегодня от городской электросети и аккумуляторов. Их появлению в 1912 году горожане обязаны Управлению Московских электрических железных дорог (УМЭЖД) и развитию трамвайного движения.
Новый электротранспорт вытеснил с улиц привычные для того времени конки, и трамвайная сеть активно расширялась. Популярность трамвая стремительно росла. В целях сделать его более удобным УМЭЖД объявило, что на восьми маршрутах после 23:00 интервалы между рейсами будут 10 минут, а последний будет отправляться с Театральной площади в 00:10-00:15. Чтобы пассажиры лучше ориентировались в расписании «электричек» (так студенты называли трамвай), управление повесило на остановках часы.
Работы по монтажу инновационной для своего времени общегородской часовой системы начались 3 апреля 1912 года. Событие широко освещалось в газетах. Например, в «Московском листке» от 4 апреля 1912 года писали:
«На трамвайных линиях нововведение: в наиболее оживленных пунктах города, на площадях и людных перекрестках, устанавливаются часы. В ночное время часы, укрепленные на фонарных столбах, будут освещаться электричеством. Таких часов предполагается установить 50 штук».
Первая московская городская система часов работала по принципу первичных и вторичных хронометров. Первичные часы – маятниковый механизм в изолированной стеклянной камере – установили в здании Московской городской думы. Ежесуточно точность их хода сверялась с эталонными часами в Московской астрономической обсерватории.
На трамвайных остановках были установлены вторичные часы – часовые блоки, управляемые центральной станцией по воздушной электрической двухпроводной сети. По проводам ежеминутно подавались электрические импульсы, и стрелки всех часов города синхронно двигались, перескакивая на одно минутное деление.
Инженер Н. Н. Кокушин в книге, изданной в 1913 году, писал:
«Полгода тому назад по всей Москве установлено большое количество электрических часов, преимущественно на трамвайных остановках. Таким образом, Москва приблизилась к Парижу, где электрические часы установлены чуть ли не на каждом фонарном столбе».
В итоге к 1913 году общая численность часовых блоков достигла 138 штук.
Сейчас первая электрочасовая станция Москвы, хранится в Политехническом музее. По результатам исследований куратора и хранителя собрания музея «Приборы времени, часы» Т.А. Фокиной электрочасовая станция была признана памятником науки и техники I категории.
Эта станция управляла работой всех городских электрочасов с 1912 по 1975 год.
Московские часы в советский период
Следующий этап в развитии городского часового хозяйства связан с Олимпиадой 1980 года. Вся страна, включая советскую столицу, готовилась к приему спортсменов, иностранных делегаций и первых лиц государств с особым трепетом. Дни подготовки и проведения Олимпиады-80 горожане и сегодня вспоминают с ностальгией.
Особенное внимание в тот период было уделено убранству улиц. Именно тогда в Москве появляются новые городские часы. Часовые блоки в тонком корпусе размером 1,0 х 1,0 м с надписью на циферблате «Стрела» заняли место на мачтах городского освещения столичных улиц. А для вокзалов существовала специальная модель круглой формы. Технически каждые часы по-прежнему не были автономны и работали как вторичные.
Обе модели сегодня живьем можно увидеть в музее «Огни Москвы» в Армянском переулке.
Московские часы в наше время
Поворотным моментом стал 1996 год, когда мэр Москвы выпустил распоряжение «О замене уличного часового хозяйства Москвы». Благодаря этому 300 городских часов на фонарных столбах были полностью заменены. А в 2005 году, правительство Москвы распорядилось продолжить работы по замене уличных часов, а также увеличить их количество.
Современные московские часы больше не вторичные – им не нужно получать импульсы от какой-либо удаленной часовой станции. Внутри каждого часового корпуса встроен автономный электронный блок управления, который отвечает за точность показаний и правильность хода стрелок. То есть все они стали первичными!
Это позволило сделать огромный шаг в развитии часового хозяйства столицы. Городские власти смогли отказаться от аренды помещений для размещения первичных часовых станции, а также избавиться от многих километров проводов, которые соединяли первичные часовые станции с часами на столбах, а это пучок из 20-30 проводов к каждому часовому блоку.
Сегодня коррекция стрелок происходит автоматически. В исключительных случаях специалисты «Службы времени» прибегают к корректировке стрелок в ручном режиме: они выезжают на место к сбившимся часам, специалист-электромонтажник поднимается к ним на вышке, подключает пульт к электронному блоку и с его помощью производит донастройку.
Если понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал.