Найти в Дзене

Самая старая трамвайная остановка Москвы

В Москве первые трамваи появились в конце 19 века, а запустили их от района Савеловского вокзала. На пути маршрута 27, одного из первых в городе, в районе Красностуденческого проезда можно найти небольшой павильон с колоннами. В 2010-е это павильон признали памятником архитектуры и восстановили. В Москве первая трамвайная линия появилась в 1886–1887 годах — когда провели маршрут для так называемого паровичка. Так горожане называли техническую новинку, механический общественный транспорт, который ходил на паровой тяге. Он пришел на смену конкам, рельсовым повозкам, запряженным лошадьми. Первая линия паровичка прошла от Миусской заставы (так раньше называли площадь Савеловского вокзала) до Петровской сельскохозяйственной академии, сегодня Тимирязевской. В конце 19 века эти районы еще считались пригородными, здесь стояли дачи — и первый маршрут долго называли дачным. Транспорт в те годы быстро развивался. Конкуренцию паровичку составила еще одна инновация — электрический трамвай. В 1899 

В Москве первые трамваи появились в конце 19 века, а запустили их от района Савеловского вокзала. На пути маршрута 27, одного из первых в городе, в районе Красностуденческого проезда можно найти небольшой павильон с колоннами. В 2010-е это павильон признали памятником архитектуры и восстановили.

фото 1982 года
фото 1982 года

В Москве первая трамвайная линия появилась в 1886–1887 годах — когда провели маршрут для так называемого паровичка. Так горожане называли техническую новинку, механический общественный транспорт, который ходил на паровой тяге. Он пришел на смену конкам, рельсовым повозкам, запряженным лошадьми. Первая линия паровичка прошла от Миусской заставы (так раньше называли площадь Савеловского вокзала) до Петровской сельскохозяйственной академии, сегодня Тимирязевской. В конце 19 века эти районы еще считались пригородными, здесь стояли дачи — и первый маршрут долго называли дачным.

Транспорт в те годы быстро развивался. Конкуренцию паровичку составила еще одна инновация — электрический трамвай. В 1899 году первый маршрут паровичка электрифицировали — и по тому же пути, от Миусс до Сельскохозяйственной академии, стал ходить более быстрый транспорт.

Остановочному павильону в Красностуденческом проезде приписывают несколько дат появления: 1880-е, 1926 и 1936 год. Постройка находилась на линии, через которую в разное время ходили и паровые, и электрические трамваи. Первое здание здесь появилось в конце 1880-х или начале 1890-х, точная дата неизвестна. Его проект создал архитектор Франц Когновицкий. Он выпустился из Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в 1895 году и в эти же годы начал создавать первые здания — в основном в стиле модерн. Известно, что первую трамвайную остановку на этом месте построили из дерева, но точные описания не сохранились.

В 1920-е годы советские власти решили впервые реконструировать и расширить пути, которые строили еще в конце 19 века. Заодно обновляли и остановки. Большинство из них создал ученик Франца Когновицкого, архитектор Евгений Шервинский. В числе его проектов оказался и павильон в Красностуденческом проезде. Первые датированные чертежи появились в 1926-м, а в эксплуатацию строение ввели к 1936 году. Новый этап развития московского городского транспорта начался после революции.

Шервинский не создавал индивидуальные проекты для каждой остановки. Павильон, который поставили в Тимирязевском районе, считается типовым. Похожие объекты возводили по всей Москве: например, остановка-близнец сохранилась недалеко от Ленинградского шоссе и метро «Войковская».

фото 2015 года
фото 2015 года

Ученые спорят о времени появления остановки и ее авторе, потому что не смогли доподлинно установить, обновил ли Шервинский постройку своего учителя Когновицкого, сохранил ли в новом проекте отдельные детали предыдущей работы или предложил собственный вариант.

Остановка Евгения Шервинского хоть и была типовой, но от обычных для тех лет подобных небольших зданий весьма отличалась. Она напоминала небольшой вокзал в античном стиле. Здание состояло из трех частей — центральной с колоннами и круглым окном во фронтоне и боковых залов, где можно было ждать транспорт. Вместо базового белого цвета архитектор выбрал темно-коричневый, а из материалов отдал предпочтение дереву и металлу. Вместо открытых площадок для пассажиров появились закрытые пространства.

-3

Некоторые историки считали, что архитектор сохранил деревянные фрагменты от павильона Когновицкого и дополнил их новыми, чугунными элементами. Узор декоративных решеток повторял дизайн оград на Бульварном кольце. Чугунные колонны в виде снопов установили на бетонный фундамент и накрыли двускатной крышей. Часть источников упоминала, что на остановке размещались торговые точки с мороженым. А в 1960-х закрытые залы для ожидания транспорта полностью превратили в небольшие магазинчики.