Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек: нападая всякий день, он угнетал меня (Пс. 55, 2).
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня мы читаем 55-й псалом, который продолжает тему предыдущих трех псалмов: “Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек: нападая всякий день, он угнетал меня”.
Заглавие этого псалма достаточно подробно указывает о причинах его написания: “О народе, удаленном от святынь. Давида. В столпописание. Когда удерживали его иноплеменники в Гефе”. Этот псалом несомненно написал Давид и, как указывается, в столпописание. Что же это значит?
Выражение "столпописание" взято от древнего обычая делать памятные и важные надписи на столбе или на камне. Например, надпись о памятном событии или в память о том или ином человеке, который совершил что-либо особенно важное. Иначе сказать, столпописание - это слова, которые должны стать неизгладимыми, это слова, которые мы пишем на памятнике и ставим его, чтобы их помнили во все роды.
Значит Давид сказал в этом псалме нечто очень важное, что должно было стать памятью для всех нас, но к этому мы вернемся ближе к концу. А сейчас нам важно вспомнить, какие обстоятельства побудили его написать этот 55-й псалом.
Ранее мы уже говорили о бегстве Давида из Иерусалима. Сначала он пришел в город священников, откуда должен был вскоре убежать, потом в город Кеиль, где его также хотели выдать Саулу. Давиду ничего не оставалось, как покинуть пределы своей страны, он повсеместно стал персоной нон грата. И хотя большинство знали о его добродетелях и невиновности, но все же не хотели рисковать и становиться врагами пока еще действующего и обезумевшего от ненависти царя Саула.
Давид становится чужестранцем и вынужден идти в страну, которая всегда враждовала с Израилем. Он идет в один из важнейших городов филистимлян - город Геф. Здесь его тоже узнали и вспомнили, что некогда он убил их сильнейшего воина Голиафа. Когда мы читали 33-й псалом, известный многим, мы уже говорили, что по это причине Давид в Гефе был вынужден притвориться сумасшедшим, чтобы его не убили там.
Итак, псалмопевец вновь вынужден бежать. И как далее говорит первая книга Царств, он приходит в пещеру Одолламскую: “и собрались к нему все притесненные, и все должники, и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек”.
То есть, вокруг будущего царя собираются все изгнанники своего царства. Нужно уточнить, что это были не беглые бандиты, а такие же как и Давид, люди, претерпевшие царскую несправедливость. И именно эти изгнанники, “притесненные и огорченные душею” станут будущей основой Израильского царства. Именно этих людей, которые сейчас вместе с Давидом спасаются в пещере, будущий царь сделает самыми доверенными людьми.
В этом Давид уподобился Христу, который скажет: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”. Обратим на это внимание. Человек, который пребывает с тобой в горести, останется с тобой и в радости. Тот, кто пришел к тебе, когда ты был гоним и притесняем в пещере, останется верным тебе и в богатстве при царстве.
В этом смысле периоды гонений и тяжелых испытания, как бы они не были сложны, приносят нам очень важный дар, они отделяют от нас не наших людей. В периоды испытаний с нами остаются лишь те, кто любит и почитает нас, кому мы дороги как личность, а тех кто любит не нас, а то, что было у нас, например, статус или богатство, они отводят, причем это могли быть самые близкие люди, входящие в семью.
Здесь можно вспомнить и о Христе. В начале Его служения многие хотели следовать за Ним, но период испытаний оставил возле Него лишь малое количество избранных. И это были только те люди, кто искренно любил Христа, и только эти люди могли по-настоящему продолжить Его дело.
Нечто подобное каждому из нас приносят периоды гонений и испытаний. Поэтому с терпением и благодарностью Богу будем проходить их. А после их окончания будем дорожить теми немногими людьми, которые будут находиться вместе с нами. Их немного, но они по-настоящему наши, и с ними можно построить хоть целое царство.
Вернемся к названию псалма “О народе, удаленном от святынь”. Все люди, пришедшие к Давиду, были изгнанники и они не могли прийти в храм Иерусалима, к этой святыне. Но хотя они и были временно удалены от святынь, однако в пещере были ближе к Богу, чем те, кто ходил в храм, как например царь Саул.
Вот при таких обстоятельствах Давид составляет 55-й псалом. В пещере, отовсюду изгнанный, в ожидании новых угроз он говорит: “Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек: нападая всякий день, он угнетал меня. Попирают меня враги мои на всякий день, ибо много враждующих со мною надменно”. В подобного рода обстоятельствах многие отчаиваются, но не псалмопевец.
Уже в следующих строках он пишет: “Но никогда не убоюсь их, потому что уповаю на Тебя. Буду хвалить Бога словами моими: на Бога я уповал, не убоюсь: что сделает мне плоть?” Мы помним, что весь псалом написан как памятник для будущих поколений - “в столпописание”. И именно эти слова являются главным его смыслом, их нужно запомнить и написать каждому на своих сердцах.
“На Бо́га упова́хъ, не убою́ся: что́ сотвори́тъ мнѣ́ пло́ть?”. “На Бо́га упова́хъ, не убою́ся: что́ сотвори́тъ мнѣ́ человекъ?”.
В моменты тяжелых испытаний и притеснений со стороны сильных мира сего зададим себе этот простой вопрос: если я на Бога уповаю, то что сотворит мне человек? Что может сотворить плоть, пусть даже она и обладает многими земными статусами, постами и регалиями? Если я действительно на Бога уповаю, то не должен бояться человека и плоти. Человек силен лишь настолько, насколько Господь позволяет ему проявлть эту силу.
Такой молитвой, можно сказать, умозаключением от обратного Давид, будучи гоним, возгревал свою веру и упование на Бога. Эти слова он оставил нам в столпописание, чтобы и мы их читали и вспоминали, в особенности в подобного рода тяжелых ситуациях.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.
Псалом 54. Господь в любое время каждого слушает так, будто он один в этом мире