Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

Псалом 54. Господь в любое время каждого слушает так, будто он один в этом мире

Источник изображения: stihi.ru
Источник изображения: stihi.ru

Услышь, Боже, молитву мою и не презри моления моего. Вонми мне и услышь меня: восскорбел я в печали моей и смутился. (Пс. 54, 2-3).

Название псалма не уточняет времени его написания, ясно одно, что он был написан во время гонения на пророка Давида. А таковых гонений в его жизни было два: одно - в молодости от Саула, а другое - в преклонном возрасте со стороны собственного сына Авессалома. Многие из псалмов были написаны по причине этих гонений.

Те, кто внимательно читают псалмы, уже заметили, как часто Давид говорит подобные слова: “Услыши меня, вонми мне, внуши слова мои”. Так начинался псалом 16, подобное же звучит в 5, 38, 53 псалмах, эти же слова мы не раз услышим и в будущем, например, в псалмах 101 и 142. Сразу обратим внимание, что все эти псалмы объединяется одной причиной их написания - они произносились во время гонений и скорбей.

Что же такое “внуши”? В греческом тексте стоит слово ἐνωτίζομαι (энотИдзоме). Корень этого слова означает "ухо", а приставка ἐν значит “в”. То есть, дословно “внуши” - это вкладывать слова в уши. Это не просто отвлеченная просьба услышать, но обратить сугубое внимание.
Практически этот же смысл имеет другое слово - “вонми”. Мы часто слышим это церковнославянское слово на православном богослужении, например перед чтением Священного Писания всегда произносят: “Премудрость. Вонмем” или перед преломление Святых Даров, вознося Их вверх, священник говорит “Вонмем, Святая святым”.
На греческом богослужении это слово будет звучать как “Проскомен”, и происходит оно от слова προσέχω (просЭхо), что означает обратите внимание, сконцентрируйтесь. То есть “вонмем” - это призыв сконцентрировать внимание, отбросить все мысли о лишнем, углубиться и размышлять. Поэтому это слово произносят перед чтением Писания или перед причастием Святых Даров. В тот момент мы должны как Херувимы и Серафимы, оставив все земные попечения и помышления, сконцентрироваться только на Христе.

Так вот, Давид такого внимания к себе просит от Бога. Словами “Вонми мне” он как бы так говорит: “Оставь все помышления и заботы о других, сконцентрируйся только на мне, обрати внимание только на меня”. В этом отношении слова внуши и вонми, хоть и синонимы, но намного глубже передают чувства нежели обычное “услышь меня”.

Зная об этом, и вы можете использовать пример Давидовой молитвы, прося у Бога сугубого внимания к себе. В этом не будет эгоизма, ведь мы понимаем, что все эти прошения по отношению к Богу являются не более чем антропоморфизмами. Ведь Господь - не человек, к которому нужно выстоять очередь и у которого нужно просить внимания и концентрации к твоим просьбам. К нашей великой радости, Господь в любое время каждого из нас слушает так, как-будто бы одни мы были в этом мире, я и мой Бог, и мы в любое время можем просить Его Божественной аудиенции.

Но все же, люди часто говорят, что их Господь не слышит. Почему же они так говорят? Потому что критерием Божьего слуха они ставят исполнение своих желаний. Я просил, молил, старался и Бог не сделал. Значит, Он меня не слышит, а не слышит по одной из двух причин: или я плохой, или Он злой. Вот обычная тупиковая логика большинства людей.

Однако, мы должны помнить, что Господь всех слышит, более того, Ему радостно, когда мы к Нему обращаемся. И вдвойне радостно, когда не забываем благодарить Его. Но исполнение наших прошений нельзя ставить критерием Его слуха. Есть много других причин, по которым нам может быть не даровано просимое, но все эти причины можно объединить под одним знаменателем - все это делается для пользы человека.

Поэтому, не будем удивляться, когда праведнику будет что-то не полезно, и Господь не исполнит его прошения, а грешник, наоборот, будет просить о полезном для своей души, и Господь даст Ему. В исполнении наших прошений Господь руководствуется не мерой нашей святости, а мерой того, что будет полезно человеку, пусть то будет просить праведник или грешник.

Итак, Давид так часто просит его услышать и внять его молитвам, не потому что Бог его не слышит, как мы сказали эти слова являются антропоморфизмами. Все эти прошения нужны не Богу, а самому человеку, потому что они концентрируют нас, настраивают на правильный лад и напоминают, что Господь рядом и внимательно слушает молитву молящегося. Особенно важно помнить об этом в моменты тяжелых испытаний и скорбей, поэтому мы и слышим, что эти слова Давид говорил в подобного рода псалмах.

“Вонми мне и услышь меня: восскорбел я в печали моей и смутился”. От чего же скорбит Давид? “От голоса врага и от притеснения грешника, ибо они возвели на меня беззаконие и во гневе враждовали со мною”. Этими словами говорится о том, что враги Давида не вдруг разгневались, а в течение долгого времени носили вражду и злобу к нему, но им не удавалась воплотить ее на деле.

И вот когда это стало возможным, и вся грязь вышла на свет, Давид говорит о себе: “Сердце мое затрепетало во мне, и боязнь смерти напала на меня. Страх и трепет нашел на меня, и покрыла меня тьма. И я сказал: кто даст мне крылья, как у голубя, и полечу и успокоюсь? Вот я удалился, бегая, и водворился в пустыне. Чаял я Бога, спасающего меня от малодушия и от бури”.

Давид, действительно, убегает в пустыню, так было и при гонении от Саула, и при гонении от Авессалома. Но самое удивительное здесь, что он - святой праведник, победивший Голиафа, говорит о себе: “Я испугался, затрепетало сердце мое во мне, боязнь пришла и я молился Богу избавить меня от малодушия”.

Вот именно за такие откровения мы любим книгу Псалтирь. Многие стали бы скрывать свои чувства, считая, что они не достойны верующего человека, тем более царя. Но человек есть человек, он немощен, изменчив и даже праведник не всегда бывает храбр как лев. Потому мы и любим царя Давида, что он не стеснялся открывать свои немощи, конечно, не оправдывая их, но говоря в простоте о том, что происходило с ним и внутри него. И мы замечаем свое родство, потому что эти же самые немощи случаются и с нами.

На Давида излились потоки зла и ненависти. И излились они не от праведно гонящих его, а от грешников всякой масти. Этими словами псалмопевец сравнивает Иерусалим и большинство его жителей с людьми, жившими во времена Ноя, поэтому и просит потопить их, а также с народами, строившими Вавилонскую башню, поэтому и просить разделить их языки, чтобы они не могли совещаясь делать зло и коварства.

Напомним, что этот псалом пророчески говорит о Христе. Такие же чувства ненависти, зависти и злости долгое время вынашивали к нему Его главные враги - церковные начальники и фарисеи. Злость и ненависть ко Христу долгое время, как грязь, скапливалась в их сердцах, однако, до определенного момента у них не было возможности излить ее.

И мы помним, благодаря кому открылась эта возможность. Иуда Искариот стал тем ключом, который открыл потоки этой давно накопившейся ненависти. Она долго копилась, и именно в силу этого так сильно излилась на Христа, что в течение трех дней Праведник, не знавший греха, был Распят как преступник.

Подобное случилось и с Давидом, центральная часть этого псалма говорит о некоем человеке, который был единодушный с ним, с кем они вместе наслаждались пищею за одним столом и с которым ходили в дом Божий. Возможно, он так говорит о Сауле или имеет в виду своего сына Авессалома, однако важно здесь то, что без этого человека враги Давида не смогли бы восстать против него. По характеру всего псалма слышно, что эта скорбь стало самой тяжелой. “Если бы враг поносил меня, - говорит Давид, - я перетерпел бы это, и если бы ненавидящий меня превозносился надо мною, я укрылся бы от него”.

У каждого из нас есть враги, но они не так страшны для нас. Мы знаем что они к нам испытывают и на что способны, а если предупрежден, то уже вооружен. Но вот предательство близкого и родного человека - это одно из самых тяжелых испытаний. Как показывает история и опыт жизни многих людей, враги сами по себе не представляют большой опасности для человека, поскольку их ненависть чаще всего не может найти действенных путей исполнения. Самое тяжелое начинается для человека, когда в стан врагов переходит кто-то из его близких. Именно он дает им ключи и открывает двери для исполнения всего того, что до этого было только в умах и сердцах врагов.

Так было с Давидом, так случилось со Христом, так происходит и у каждого человека, которому Господь дает испытать тяжесть предательства родного человека, вслед за которой всегда приходят волны грязи и зол от наших врагов.

Далее в 54-м псалме мы слышим: “Я к Богу воззвал, и Господь услышал меня. Вечером и утром и в полдень поведаю, и возвещу, и Он услышит голос мой. Избавит миром душу мою от приближающихся ко мне, ибо много их было со мною. Услышит Бог и смирит их Сущий прежде веков, потому что нет в них перемены, ибо они не убоялись Бога”.

Если в начале псалма мы слышим: “услыши”, “вонми мне”, “внуши молитву мою”, то теперь псалмопевец с твердой уверенностью говорит: “Услышал меня и избавит меня”. Такая перемена встречается уже не первый раз в псалмах Давида. И это должно напоминать нам, что Бог слышит наши молитвы. Возможно, как мы сказали выше, Он не исполнит просимого нами, но то, что Он утешит наше сердце, - это обязательно. Это не просто самовнушение, аутотренинг и позитивные мысли, все это происходит не от человека, но Сам Бог невидимо укрепляет нас во время нашей искренней сердечной молитвы.

Помните, как Христос, придя на молитву в Гефсиманию просил: "да минует Меня чаша сия", а уходил с молитвы с твердой непоколебимостью. Ровно также молился псалмопевец, сначала как немощный человек испытывая страх, а к концу молитвы как царь, уверенный в Боге, в Его помощи и защите.

Так и мы, дорогие братья и сестры, будем молиться, особенно в моменты скорби. Не ищите помощи среди людей, их советов и всяких тренингов. В моменты тяжелой скорби человек не избавит, обращайтесь к Богу и молитесь до того момента, пока не ощутите Его поддержки и твердости под ногами.

Именно этому учит нас Давид. И поэтому, как обобщение всего вышесказанного, говорит: “Возложи на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает: не даст во век смятения праведнику”.

Нам нужно научиться не только молиться, вычитывая правила, но более всего нужно научиться возлагать свои печали на Бога. Многие молятся, читают по 5 акафистов в день, но не хотят свою жизнь доверить Богу. Поэтому не бойтесь не только делиться с Богом своими печали, но и более того возлагать их на Него. Это люди не любят, когда на них перекладывают чужие проблемы, а Господь не так, Он хочет взять наши проблемы на Себя и даже просит об этом. И только, когда мы это исполним, как это сделал Давид, только тогда обретем тот самый мир и спокойствие, который именуют предвестником Царствия Небесного на земле.

И последнее. Что же стало с теми, кто восставал на Давида. “Ты же, Боже, низведешь их в ров погибельный: мужи кровожадные и льстивые не доживут до половины дней своих, а я на Тебя, Господи, уповаю”.

То, что люди кровожадные и льстивые долго не живут, - это факт. Есть, конечно, некоторые исключения, которые лишь подтверждают правило. Но само правило таково: все, кто приобретал земные блага, проливая кровь, сам прольет кровь, оставив другим все эти блага.
Так произошло с врагами Давида: Саул покончил жизнь самоубийством, Авессалом был убит, запутавшись волосами в ветвях дерева. Враги Христа, Распинавшие Его, тоже были уничтожены. Через тридцать пять лет, то есть полжизни человека, Иерусалим захлебывался в крови своих жителей. Поэтому и говориться, что не доживут и до половины дней своих.

Сегодняшнее толкование получилось довольно большим, но 54-й псалом имеет немалое значение не только в богослужении Церкви, но и лично для каждого из нас. Во многих ситуациях нашей жизни этот псалом поможет нам, если будем читать его с пониманием и вниманием.

Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.

-2

Псалом 53. Каким должно быть истинное послушание Богу?

Псалом 52. Жизнь атеиста наполняется разными суевериями и страхами