Найти в Дзене
Особое мнение

Хотели как лучше, а получилось... История создания фильма"Основной инстинкт 2: Жажда риска" (Basic Instinct 2, 2006)

Пути двух продюсеров Марио Кассара и Эндрю Вайны, основавших одну из самых узнаваемых независимых киностудий 80-х и 90-х годов прошлого века - Carolco Pictures, разошлись ещё в 1989 году. Вайна тогда из-за нарастающих разногласий продал свою долю в Carolco Кассару за $106 млн. и основал собственную производственную компанию - Cinergi Pictures, заключив долгосрочный договор с The Walt Disney Company, которая занималась бы прокатом его фильмов на территории США, Канады и стран Латинской Америки. Кассар же продолжил свою творческую деятельность во главе Carolco. Кассар после ухода Вайны спродюсировал такие хиты как "Терминатор 2: Судный день" (Terminator 2: Judgment Day, 1991), "Универсальный солдат" (Universal Soldier, 1991), "Основной инстинкт" (Basic Instinct, 1992), "Скалолаз" (Cliffhanger, 1993) и "Звездные врата" (Stargate, 1994), собравшие в мировом прокате более $1 млрд 300 млн. Однако вышедшие подряд в 1995 году три громких провала: "Последний из племени людей-псов" (Last of the

Пути двух продюсеров Марио Кассара и Эндрю Вайны, основавших одну из самых узнаваемых независимых киностудий 80-х и 90-х годов прошлого века - Carolco Pictures, разошлись ещё в 1989 году. Вайна тогда из-за нарастающих разногласий продал свою долю в Carolco Кассару за $106 млн. и основал собственную производственную компанию - Cinergi Pictures, заключив долгосрочный договор с The Walt Disney Company, которая занималась бы прокатом его фильмов на территории США, Канады и стран Латинской Америки. Кассар же продолжил свою творческую деятельность во главе Carolco.

Кассар после ухода Вайны спродюсировал такие хиты как "Терминатор 2: Судный день" (Terminator 2: Judgment Day, 1991), "Универсальный солдат" (Universal Soldier, 1991), "Основной инстинкт" (Basic Instinct, 1992), "Скалолаз" (Cliffhanger, 1993) и "Звездные врата" (Stargate, 1994), собравшие в мировом прокате более $1 млрд 300 млн. Однако вышедшие подряд в 1995 году три громких провала: "Последний из племени людей-псов" (Last of the Dogmen, 1995), "Шоугёлз" (Showgirls, 1995) и "Остров головорезов" (Cutthroat Island, 1995), привели студию Carolco к банкротству, о чём официально было объявлено в ноябре 1995 года.

Эндрю Вайна и Марио Кассар на премьере "Терминатора 3" (2003)
Эндрю Вайна и Марио Кассар на премьере "Терминатора 3" (2003)

Но Кассар не остался без работы, его пригласили на студию Paramount, где он основал новую производственную компанию Mario Kassar Productions. Правда студийная работа, видимо, пришлась ему не по вкусу, поскольку ни одного фильма он в итоге для Paramount так и не снял. А в 1997 году вышла спродюсированная им для другой независимой кинокомпании - The Samuel Goldwyn Company, экранизация скандального романа Владимира Набокова "Лолита" (Lolita, 1997), также обернувшаяся громким финансовым провалом.

Впрочем и у Вайны дела шли не лучше, единственным успешным из снятым его студией фильмов можно назвать только третью часть приключений Джона МакКлейна: "Крепкий орешек 3: Возмездие"
(Die Hard with a Vengeance, 1995), ну и ещё может быть биографическая драма "Эвита" (Evita, 1996) с Мадонной и Антонио Бандерасом в главных ролях. Затем были крайне неудачный и провальный политический триллер "Теневой заговор" (Shadow Conspiracy, 1996) от режиссёра Джорджа П. Косматоса (Рэмбо: Первая кровь 2, Кобра); так и не снятая, но вытянувшая из студии $28 млн романтическая комедия "Broadway Brawler" (как вариант "Бродвейский задира") с Брюсом Уиллисом, вылившаяся для последнего в не очень приятные обязательства перед Диснеем (более подробно об этом можно почитать в моей статье о фильме "Шестое чувство"); проблемный и провальный приключенческий хоррор Стивена Соммерса "Подъем с глубины" (Deep Rising, 1998). Ну и последним гвоздём в крышку гроба стала комедия "Гори, Голливуд, гори" (An Alan Smithee Film: Burn Hollywood Burn, 1997), которая получилась настолько плохой, что режиссёр Артур Хиллер предпочел скрыть своё имя в титрах за псевдонимом Алан Смити.

Логотип компании C2 Pictures
Логотип компании C2 Pictures

Так что к 1998 году и у Вайны, и у Кассара дела шли мягко говоря не очень успешно. И приятели решают вновь объединить свои усилия в первую очередь с целью продолжить на киноэкранах свою самую успешную франшизу "Терминатор". Они основывают новую компанию, которую символично называют С2 - явный намёк на Carolco. Денег на производство такого дорогостоящего проекта у них конечно же не было и они заключили договор о сотрудничестве с независимой кинокомпанией Intermedia Films, основанной в Лондоне в 1991 году и с 1997 года перебравшейся в Голливуд.

Intermedia не особо интересовалась творческой стороной кинопроизводства и в основном занималась только финансированием через германскую компанию IMF (Internationale Medien und Film). В конце 1990-х - начале 2000-х в Германии наблюдался бум так называемых медиа-фондов (medienfonds). Это были такие закрытые инвестиционные фонды, которые собирали деньги у частных инвесторов и вкладывали их в производство или покупку прав на кинопроекты (в основном голливудские). Фишка была в том, что до 2005 года немецкие законы позволяли инвесторам списывать почти 100% своих вложений как убытки в первый же год, а это сильно снижало налоги. Люди вкладывали не ради прибыли от кино, а чтобы заплатить меньше государству.

Продюсер Мориц Борман - один из руководителей Intermedia Films, в продолжении "Основного инстинкта" участвовал как один из исполнительных продюсеров
Продюсер Мориц Борман - один из руководителей Intermedia Films, в продолжении "Основного инстинкта" участвовал как один из исполнительных продюсеров

Немецкие инвесторы и управляющие этими медиа-фондами плохо разбирались в кино, да многих это и не особо интересовало. Они покупали сценарии, которые в Голливуде годами не могли продать, вроде провального по всем пунктам "Поле битвы: Земля" (Battlefield Earth, 2000) или пресловутых экранизаций игр от Уве Болла. Американцы даже придумали насмешливое прозвище этим финансовым вложениям - «глупые немецкие деньги» (Stupid German Money). И именно по такой схеме и финансировались "Терминатор 3" и "Основной инстинкт 2".

И хотя основной целью новой компании Вайны и Кассара был "Терминатор", также вместе с ним в разработку были запущены и ещё два проекта - шпионская комедия с Эдди Мерфи "Обмануть всех" (I Spy, 2002), киноэкранизация популярного телесериала 1960-х годов, права на которую Вайна приобрел ещё управляя Cinergi в 1995 году за полмиллиона долларов, и собственно говоря продолжение "Основного инстинкта".

Шэрон Стоун и глава студии Paramount Шерри Лансинг на открытии именной звезды Лансинг на голливудской Аллее Славы - 31 июля 1996 года
Шэрон Стоун и глава студии Paramount Шерри Лансинг на открытии именной звезды Лансинг на голливудской Аллее Славы - 31 июля 1996 года

Права на производство продолжения "Основного инстинкта" в то время принадлежали студии MGM. Она выкупила их на аукционе, на котором продавались активы обанкротившейся Carolco, за $1,5 млн ещё в феврале 1997 года. Причем, что любопытно, студия Paramount, на которую тогда работал Марио Кассар, попыталась перекупить эти права за $1,75 млн, но MGM через суд вернула их обратно: повезло, что у Carolco уже были какие-то обязательства перед MGM по этому вопросу.

Paramount была очень серьезно настроена на запуск в производство второй части "Основного инстинкта" и Шерри Лансинг, глава студии на тот момент даже успела встретиться с Шэрон Стоун и заручиться её поддержкой. Во время судебного заседания касательно прав на продолжение было даже опубликовано письмо написанное Стоун главе Paramount: "«Дорогая Шерри, я хочу подтвердить суть нашего разговора, состоявшегося в вашем офисе 11 февраля. Вы сообщили мне об интересе Paramount к приобретению прав на создание продолжения фильма “Основной инстинкт”». Я ответила, что заинтересована, но только в том случае, если Paramount будет заниматься производством и прокатом."

Руководители студии MGM в 90-х годах Фрэнк Манкузо и Фрэнк Манкузо, мл.
Руководители студии MGM в 90-х годах Фрэнк Манкузо и Фрэнк Манкузо, мл.

Но письмо это так и не помогло и права достались MGM, которая уже не так активно занялась разработкой продолжения, поскольку и Стоун не захотела в нём участвовать, да и финансовое состояние студии в то время оставляло желать лучшего. Так что о проекте по сути не было ничего слышно до 2000 года, когда к нему подключились С2 и Intermedia со своими немецкими фондами.

Руководство MGM конечно не полностью забросило этот проект и вело переговоры с участниками оригинального фильма об их возможном возвращении в сиквеле и даже в ноябре 1999 года объявило о том, что им удалось договориться с Майклом Дугласом и Полом Верховеном, а Шарон Стоун должна была заменить Дэми Мур.

Сценарист фильма Генри Бин (Сандэнс, 2001)
Сценарист фильма Генри Бин (Сандэнс, 2001)

Сценарист первой части Джо Эстерхаз тоже отказался от участия - то ли не верил в успех продолжения, то ли разбалованный семизначными гонорарами за свои предыдущие работы денег запросил очень много. Я лично склоняюсь ко второму варианту, но как оно было на самом деле информации так и не отыскал. В любом случае пик его популярности уже прошёл, а последний фильм по его сценарию "Гори, Голливуд, гори", вышедший в 1997 году, все, кому не посчастливилось в нём поучаствовать, предпочитают не вспоминать. Так что MGM решило дать возможность проявить себя молодой и, что самое главное, недорогой супружеской паре сценаристов Генри Бину и Лиоре Бэриш.

Как я понимаю, разработкой "Основного инстинкта 2" на MGM руководил продюсер Фрэнк Манкузо младший сын главы студии на тот момент Фрэнка Манкузо старшего, поскольку именно он возглавлял все приоритетные студийные проекты того времени. Так что, скорее всего, это была его идея пригласить на должность сценариста Генри Бина, с которым они вместе работали в конце 80-х над не слишком успешным в финансовом плане, но довольно высоко оценённом критиками и зрителями полицейским триллером "Внутреннее расследование" (Internal Affairs, 1990) с Ричардом Гиром и Энди Гарсиа. Ну а Бин уже в свою очередь попросил ему помочь свою супругу, чтобы достоверно проработать центральный женский персонаж будущего продолжения.

Режиссёр первой части "Основного инстинкта" голландец Пол Верховен (2000)
Режиссёр первой части "Основного инстинкта" голландец Пол Верховен (2000)

Но дела у MGM шли всё хуже, денег у студии становилось всё меньше, а бюджеты урезались. Из проекта ушёл Майкл Дуглас, сославшись на то что его возраст уже не соответствует персонажу, которого ему предстояло воплотить на экране, а затем и Пол Верховен ушёл к Sony снимать свой в ретроспективе самый нелюбимый фильм "Невидимка" (Hollow Man, 2000), который и завершил его голливудскую карьеру.

И вот тут уже в начале 2000 года с предложением о сотрудничестве появились Вайна и Кассар. С MGM они условились о том, что сами займутся производством фильма и получат права на его международный прокат, а студия получит всю прибыль от его проката в США, Канаде и странах Латинской Америки.

Шэрон Стоун со своим мужем Полом Бронштейном на церемонии вручения премии Золотой Глобус (январь 2000)
Шэрон Стоун со своим мужем Полом Бронштейном на церемонии вручения премии Золотой Глобус (январь 2000)

Руководители студии С2 сохранили хорошие дружеские отношения с Верховеном и снова предложили ему должность режиссёра, однако он в конец разочаровавшись голливудским кинопроизводством после работы над "Невидимкой" решил перебраться к себе на родину в Голландию и продолжить снимать фильмы уже там. Дуглас тоже не стал возвращаться, но зато продюсерам удалось уговорить вернуться к исполнению своей роли Шарон Стоун, пообещав ей 15% от итоговых сборов и гонорар в размере $14 млн с условием, что она получит его в течение следующих нескольких лет в независимости от того, будет за это время снят фильм или нет. Сценаристами Вайна и Кассар решили оставить Бина и его жену, но сценарий заставили их переписать.

На замену Верховену продюсеры взяли культового канадского режиссёра Дэвида Кроненберга, больше известного своими работами в жанре боди-хоррор, такими как "Муха" (The Fly, 1986) и "Экзистенция" (eXistenZ, 1999), но и с эротической составляющей в его фильмах всегда было всё в порядке, правда обычно она выходила далеко за общепринятые рамки. Как впоследствии сознавался режиссёр, согласился он на этот фильм только потому, что ему очень понравился сценарий написанный Генри Бином и Лиорой Бэриш. Но думаю, что и деньгами его продюсеры тоже не обидели.

Дэвид Кроненберг на премьере фильма "Экзистенция" (Нью-Йорк, апрель 1999)
Дэвид Кроненберг на премьере фильма "Экзистенция" (Нью-Йорк, апрель 1999)

Много сложнее оказалось найти актёра на главную мужскую роль, который бы не потерялся на фоне Стоун. Кандидатур было много, но все они, по той или иной причине, отказывались - Роберт Дауни-младший выбыл после того, как ему предъявили обвинение в хранении наркотиков; Курт Рассел отказался, потому что ему было некомфортно сниматься обнажённым... Ближе всех к утверждению был Руперт Эверетт, именно с ним продюсеры и Кроненберг и собирались уже запускать фильм в производство, но тут руководство MGM заняло принципиальную позицию против того, чтобы в их фильме главную роль исполнял актёр нетрадиционной сексуальной ориентации.

Эта ситуация с Эвереттом очень возмутила Кроненберга, а плюс ко всему продюсеры запретили ему взять в проект своего постоянного оператора Питера Сушицки и других членов съёмочной группы, с которыми он привык работать на своих фильмах, так что и он тоже в итоге отказался от работы над "Основным инстинктом 2".

Кадр из фильма "Ганнибал" (Hannibal, 2001)
Кадр из фильма "Ганнибал" (Hannibal, 2001)

После ухода Кроненберга проект снова оказался в подвешенном состоянии, но тут в начале февраля 2001 года в мировой прокат вышло продолжение ещё одного хита начала 90-х - психологический триллер Ридли Скотта "Ганнибал" (Hannibal, 2001), продолжавший историю, начатую Джонатаном Дэмме в "Молчании ягнят" (The Silence of the Lambs, 1990). Причем там пришлось сменить исполнительницу роли главной героини с Джоди Фостер на Джулиану Мур и к проекту изначально все были настроены весьма скептически, но это не помешало ему собрать внушительную кассу, даже не смотря на весьма противоречивые отзывы критиков. А также 19 января очень на кинофестивале Sandance состоялась премьера режиссёрского дебюта сценариста "... Инстинкта" Генри Бина - религиозно-политическая драма "Фанатик" (The Believer, 2001) с Райаном Гослингом в главной роли, получившая восторженные отзывы от критиков и удостоенная премии Grand Jury Prize.

Эти два события придали проекту новый импульс, воодушевив продюсеров на дальнейшую работу и даже заставив пересмотреть его бюджет в большую сторону в угоду его большей же зрелищности. На должность режиссёра пригласили постановщика "Крепкого орешка" и "Хищника" Джона МакТирнана. Режиссёр в то время был ещё очень востребован в Голливуде, несмотря на громкий провал его амбициозного исторического фэнтези "13-й воин" (The 13th Warrior, 1999), и за свои услуги он, по слухам, запросил $7 млн. Продюсеры поначалу сомневались, насчёт этой суммы, но Стоун настолько была довольна его кандидатурой, что согласилась покрыть часть его гонорара в размере $2 млн, в счёт своего 14-милионного жалования.

Джон МакТирнан, Брюс Уиллис и Сэмюэл Л. Джексон на премьере "Крепкого решка 3" (Лос-Анджелес, май 1995)
Джон МакТирнан, Брюс Уиллис и Сэмюэл Л. Джексон на премьере "Крепкого решка 3" (Лос-Анджелес, май 1995)

МакТирнан хотел снимать фильм в Нью-Йорке, где и происходило действие по сценарию, что должно было ещё сильнее раздуть его бюджет, поскольку съёмки в этом городе обходятся кинематографистам в очень кругленькую сумму. Так что продюсеры рассматривали более дешёвые варианты съёмок в Канаде, в каком-нибудь городе, который бы смог заменить Нью-Йорк на киноэкранах, но МакТирнан был категорически против этого.

На главную роль утвердили Брюса Гринвуда, очень эффектно изобразившего президента Джона Ф. Кеннеди в политическом триллере Роджера Дональдсона "13 дней" (Thirteen Days, 2000). А съёмки должны были начаться уже в марте. Но снова всё пошло не по плану. Сначала на ключевую встречу по обсуждению бюджета и локаций для съёмки опоздал МакТирнан, застрявший в Канаде из-за разразившейся снежной бури, что привело к переносу сроков начала съёмок. Затем Гринвуд из-за неутверждённой даты запуска фильма в производство, побоялся, что останется без работы в период намечавшейся в Голливуде актерской забастовки, и ушёл на Miramax к Вайнштейнам, согласившись на роль в мистическом военном фильме "Глубина" (Below, 2002). А утверждённую на его место замену в лице Бенджамина Брэтта (Мисс Конгениальность, 2000) забраковала Стоун, заявив, что он плохой актёр. Что забавно, буквально пару лет спустя Брэтт и Стоун всё-таки снимутся вместе в фильме "Женщина-кошка" (Catwoman, 2004).

Тут уже студия не выдержала и решила свернуть проект под названием "Основной инстинкт 2", но сохранив при этом сценарий и МакТирнана в качестве его постановщика и превратив его в самостоятельный фильм под названием "Risk Addiction" (Жажда риска), а главную мужскую роль планировали отдать Пирсу Бронснану. Но и тут снова ничего не получилось - Броснан отказался, МакТирнан ушёл, а в июне 2001 года Стоун подала иск на продюсеров с требованием выплатить ей $100 млн неустойки, поскольку и отдавать обещанные ей $14 млн с гипотетическими 15% сборов никто не торопился, ну и плюс за моральный ущерб и упущенные возможности сняться ещё где-нибудь за это время немного накинула (согласно устного договора между Стоун и Кассаром с Вайной, ей должны были выплатить эти $14 млн, если проект не будет запущен в работу к февралю 2001 года).

И далее, пока шло разбирательство, о фильме ничего не было слышно, где-то до лета 2004 года, когда во время промо-тура фильма "Женщина-кошка" (Catwoman, 2004) Стоун заявила, что все проблемы улажены, иск она отозвала, а "Основной инстинкт 2" снова будет запущен в производство.

Шэрон Стоун и Бенджамин Брэтт в фильме "Женщина-кошка"
Шэрон Стоун и Бенджамин Брэтт в фильме "Женщина-кошка"

Так что в 2004 году снова началась работа над фильмом, и в этот раз его рабочее название уже было "Основной инстинкт: Жажда риска" (Basic Instinct: Risk Addiction), видимо продюсерам понравилось это уточнение к названию и они решили его оставить на этом этапе. Кстати в нашем прокате он вышел именно под этим названием - "Основной инстинкт 2: Жажда риска", видимо права на его демонстрацию в России были проданы до того, как было утверждено официальное американское название.

Одним из режиссеров, кому предложили кресло режиссёра в 2004 году стал Сэм Мендес, обладатель премии Оскар за драму "Красота по-американски" (American Beauty, 1999), но он, поразмыслив, решил выбрать своим следующим проектом военную драму "Морпехи" (Jarheads, 2005). Ну а согласился в конце концов на эту должность англичанин Майкл Кейтон-Джонс, известный такими фильмами как "Шакал" (The Jackal, 1997) и "Доктор Голливуд" (Doc Hollywood, 1991). Кейтон-Джонс как раз заканчивал работу над своим основанным на реальных событиях политическом триллере "Отстреливая собак" (Shooting Dogs, 2005) и очень нуждался в деньгах, так что не стал отказываться от этого предложения.

Режиссёр Майкл Кейтон-Джонс на премьере фильма "Остреливая собак" (Торонто, сентябрь 2005)
Режиссёр Майкл Кейтон-Джонс на премьере фильма "Остреливая собак" (Торонто, сентябрь 2005)

«Нет, это было ради денег, - с улыбкой вспоминал впоследствии режиссёр. - Я хотел переключиться на что-то другое, сменить темп. Как-то у меня спросили, не был ли этот фильм после "Отстреливая собак" отдыхом для меня, и я бы очень хотел, чтобы так оно, чёрт возьми, и было - приходишь, отрабатываешь деньги и быстро уходишь, но этот бизнес порой бывает жесток».

Сценаристами так же остались Лиора Бэриш и Генри Бин, которым пришлось в очередной раз пришлось подгонять свою историю под требования нового режиссера. Но, как впоследствии признавался Бин, он был совершенно не против, поскольку на протяжении почти десяти лет "Основной инстинкт 2" приносил ему деньги и позволял параллельно заниматься своими проектами.

Майкл Кейтон-Джонс и Шэрон Стоун на съёмках фильма
Майкл Кейтон-Джонс и Шэрон Стоун на съёмках фильма

С назначением на пост режиссёра британца сменилось и место где должны были происходить съёмки фильма - теперь продюсеры решили перенести их в Лондон, где в то время действовали очень выгодные налоговые вычеты для голливудских фильмов, позволявшие получить до 40% от общего бюджета фильма. Соответственно и все остальные роли в фильме, кроме героини Стоун, отдали английским актёрам.

Пока ещё в 2004 году проект думали запустить в Штатах, на главную мужскую роль рассматривались Харрсион Форд, Вигго Мортенсен, Бенисио Дель Торо и Аарон Экхарт, а с переносом места действия и съёмок в Cтарый Cвет основными претендентами стали Джуд Лоу, Юэн МакГрегор, Гэбриел Бирн и даже Хавьер Бардем. Но в конечном итоге роль досталась 40-летнему телевизионному актёру Дэвиду Моррисси, сыгравшем главную роль в высоко оценённом критиками и зрителями по всему миру мини-сериале "Большая игра" (State of Play, 2003), который, кстати, открыл двери в Голливуд и Питеру Йейтсу - бессменному режиссёру "Поттерианы" начиная с пятой её части: "Гарри Поттер и Орден Феникса" (Harry Potter and the Order of the Phoenix, 2007). Для Моррисси это было отличной возможностью попасть в Голливуд, ему очень нравился первый фильм и сценарий продолжения тоже произвел на него положительное впечатление, да и возможность поработать с Шэрон Стоун для него казалось весьма привлекательной, так что отказываться от этого предложения он не стал.

Ну и после того, как главная мужская роль наконец-то нашла своего исполнителя, дела у фильма пошли очень стремительно. Такое ощущение что продюсеры хотели запустить фильм в производство до того, как вступят в силу поправки в английское налоговое законодательство, которые должны были существенно уменьшить сумму налоговых вычетов и установить новые требования к претендующим на них фильмам. Тогда в Великобритании из-за этих поправок вообще был сильный ажиотаж - многие хотели успеть запустить свой фильм в производство на старых условиях и был большой спрос на аренду съёмочных павильонов и всех связанных с производством кино студий и мастерских.

Съёмки изначально были назначены на март 2005 года, но у Кейтона-Джонса ещё были обязательства по своему предыдущему фильму "Отстреливая собак", и видимо там ему пришлось подзадержаться, поскольку официально съёмочный период стартовал только 18 апреля. И приступил он к этим съёмкам в большой спешке, всего через 5 дней после того, как закончил с "Отстреливая собак".

Шэрон Стоун и Марио Кассар на съёмках фильма "Основной инстинкт 2"
Шэрон Стоун и Марио Кассар на съёмках фильма "Основной инстинкт 2"

Сами съёмки сложно было назвать лёгкими и во многом это было благодаря Стоун, которая видимо понимала, что это её последняя возможность побыть в центре внимания и построить из себя примадонну. А продюсеры желавшие побыстрее покончить с этим проектом, с которым они по неосторожности связались во всём ей потакали. На съёмки он приехала со своими двумя сыновьями - пятилетним Роаном и Лэйрдом, которому был всего месяц от роду. Также она затребовала для себя на площадку оборудование для пилатеса и некурящего шофёра. Она постоянно опаздывала, забывала свои реплики, а ещё у неё была жутко неприятная манера кричать на всех во весь голос перед каждым дублем.

"Я перечитал сценарий и понял, что его нужно переделывать, - рассказывал Кейтон-Джонс много позже. - Потом я узнал, что этот сценарий уже много лет ходит по Голливуду, а сам фильм был «сделкой», то есть никому не было дела до того, каким он получится, но многие люди зарабатывали большие деньги, как только он выходил бы в прокат. Это была катастрофа. Я хотел уйти, но меня бы засудили до смерти. Шэрон Стоун, она живёт в своём собственном мире. Ей пришлось пройти через многое, чтобы оказаться на вершине, и, достигнув определённого возраста, она задумалась, что делать дальше. Всё дело в неуверенности и страхе. Чтобы показать, что она звезда, она опаздывала, не знала своих реплик и записывалась на маникюр в день съёмок. Впрочем, ссориться с ней было бессмысленно.»

Марио Кассар, Шэрон Стоун и Майкл Кейтон-Джонс на съёмках фильма "Основной инстинкт 2"
Марио Кассар, Шэрон Стоун и Майкл Кейтон-Джонс на съёмках фильма "Основной инстинкт 2"

Во что выльются в итоге эти съёмки не мог предвидеть и Морриси. «Я бы не советовал [смотреть этот фильм], - отзывался актёр впоследствии о своей работе. - Дело в том, что я считал, что оригинальный сценарий хорош, режиссёр [Майкл Кейтон-Джонс] хорош, а Шэрон из «Казино» и первого «Основного инстинкта» великолепна. Но когда ты приезжаешь на место, становится ясно, что с самого начала всё идёт не так. Поэтому ты опускаешь голову и продолжаешь снимать, но потом, когда всё готово, тебе нужно выйти и продать фильм.»

Никаких конкретных данных в сети найти не удалось, но судя по некоторым косвенным признакам, таким как упоминание режиссёра о не слишком удачных тестовых просмотрах, большое количество удалённых сцен в разделе дополнительных материалов на вышедших впоследствии Blu-Ray дисках и затянувшемся на 5 месяцев съёмочном периоде, можно сказать что и в творческом плане всё шло очень тяжело. Кейтон-Джонс упоминал что на тестовых просмотрах он часто слышал смешки в тех местах, в которых их не должно было быть. Походу попытка перенести эротический нуар из 90-х в реалии нового тысячелетия оказалась слишком сложной. И фильм несколько раз перемонтировали чтоб получилась хоть что-то более или менее удобоваримое.

На съёмках фильма "Основной инстинкт 2"
На съёмках фильма "Основной инстинкт 2"

В своём интервью журналу Empire в 2016 году он так в ретроспективе отзывался о проделанной работе: "Я помню, как тогда холодно подумал: «Это самый ужасный опыт в моей режиссёрской жизни». Но сейчас, вспоминая это, я вижу в этом что-то хорошее. Мы постарались придать фильму особый визуальный стиль - и я остался этим очень доволен. У меня были сложные отношения с Шэрон [Стоун], но со всеми остальными актёрами мне работалось замечательно. Всё, чего я хотел, - быть профессиональным режиссёром с собственным творческим наследием. Понятно, что среди твоих фильмов будут и хорошие, и плохие, и посредственные. Ты ведь не ставишь себе целью снять провал - ты всегда стремишься сделать что-то стоящее. Но… я люблю их все."

Как бы то не было фильм закончили и смонтировали, но оставалось ещё получить разрешение прокатный возрастной рейтинг от Американской киноассоциации (MPAA - Motion Picture Association of America), и тут не обошлось без трудностей. Изначально ему присвоили рейтинг NC-17 (18+), что автоматически ставило крест на его прокате в США, главном кинорынке планеты. Так что создателям пришлось снова вернутся в монтажную и вырезать из окончательной версии ещё 2 минуты особо щекотливого материала. Хотя, как мне показалось после просмотра вышедшей впоследствии на физических носителях версии "без цензуры", это был такой маркетинговый ход, призванный привлечь ещё хоть немного внимания к картине, поскольку ничего шокирующего я там не обнаружил.

Шэрон Стоун на съёмках фильма "Основной инстинкт 2"
Шэрон Стоун на съёмках фильма "Основной инстинкт 2"

Были организованы четыре основных премьерных показа. Первый прошёл 15 марта 2006 года в Лондоне, второй - 20 марта в Париже, третий - 22 марта в Берлине и в завершении в США в Нью-Йорке 27 марта, а спустя несколько дней фильм вышел и в широкий прокат по всему миру с разницей в 1-2 дня.

Это был полный провал и финансовый и критический. Итоговые сборы этого фильма с официальным бюджетом в $70 млн по всему миру составили всего $38,6 млн, а от критиков он удостоился 6% свежести на Rotten Tomatoes на основании 153 рецензий, которые все сводились приблизительно к следующему: "Не сумев воссоздать напряжённость и возбуждение, присущие первой части, «Основной инстинкт 2» предлагает настолько нелепый и предсказуемый сюжет, что то почти «настолько плохо, что уже хорошо"».

Также фильм был выдвинут на премию "Золотая малина" в рекордных в 2007 году семи номинациях: "Худший фильм", "Худшая женская роль (Шэрон Стоун)", "Худший сценарий", "Худший приквел/сиквел", "Худшая мужская роль второго плана (Дэвид Тьюлис)", "Худший режиссер (Майкл Кейтон-Джонс)" и "Худшая экранная пара (грудь Шэрон Стоун)". И в первых четырёх категориях из них фильм одержал уверенную победу, обойдя даже таких достойных конкурентов как "Бладрейн" (BloodRayne, 2005) Уве Болла, "Шалун" (Little Man, 2006) от семейства Уайансов, "Девушка из воды" (Lady in the Water, 2006) М. Найта Шьямалана и ремейка хоррор-классики "Плетеный человек" (The Wicker Man, 2006) с Ником Кейджем.

Если смотреть в ретроспективе то "Основной инстинкт 2" оказался очень тяжёлым ударом по карьере всех его участников, для некоторых даже фатальным. Компания Вайны и Кассара С2 Pictures прекратила своё существование, да и сами продюсеры впоследствии поучаствовали на вторых ролях в съёмках провального "Терминатор: Да придёт спаситель" (Terminator Salvation, 2009) и тоже отошли от дел. Стоун больше не снялась в главной роли ни в одном более менее толковом голливудском фильме и не голливудском в принципе тоже. Майкл Кейтон-Джонс свой следующий фильм выпустил только спустя 6 лет и то на телевидении. А у Дэвида Моррисси после того негатива, который вылили на его персонажа критики, вообще появилось сильно желание бросить актёрскую карьеру, но он впоследствии взял себя в руки и продолжил сниматься, правда избегая уже голливудских блокбастеров.

Премьера фильма на домашнем видео состоялась 11 июля 2006 года одновременно на дисках формата DVD и на Blu-Ray, которые в США были изданы компанией Sony Pictures. На DVD он вышел в двух версиях - "театральной" и "без цензуры", а вот Blu-Ray изданию досталась только "театральная" версия, поскольку это Sony в то время не разрешала выпускать в этом формате контент без рейтинга или с рейтингом NC-17. Но 27 ноября 2018 года американский бутиковый лейбл MVD Visual выпустил коллекционное издание на Blu-Ray с двумя версиями "Основного инстинкта 2".

Вот какие версии фильма выходили в разное время на различных носителях.

1. "Театральная" версия демонстрировавшаяся в кинотеатрах почти по всему миру и выпущенная впоследствии на DVD и Blu-Ray. Продолжительность 1 час 54 минуты 1 секунда.

2. Версия "без цензуры" (Uncut) - изначально смонтированная версия фильма до вмешательства цензоров из MPAA. Выходила на DVD в США от компании Sony Pictures и позже на Blu-Ray от MVD Visual. Продолжительность 1 час 56 минут 07 секунд.

3. Индийскую "театральную" версию сократили ещё приблизительно на минуту, чтобы убрать обнажёнку и уменьшить насилие для местного рейтинга «А» (для взрослых).

4. В Сингапуре было выпущено сразу две сокращённые версии. Одна версия была отредактирована для получения сертификата «R21», а затем ещё больше сокращена для получения сертификата «M18».