Найти в Дзене
Особое мнение

Фильм, в успех которого студия Disney совершенно не верила - "Шестое чувство" (The Sixth Sense, 1999)

Голливудская карьера эмигранта из Индии Мано́джа Неллия́тту Шьямалана, или как он впоследствии сам стал себя называть М. Найт, едва не закончилась сразу же после его дебютного полуавтобиографичного фильма "Яростная молитва" (Praying with Anger, 1992), который он снял на деньги, занятые у друзей и родителей, ещё заканчивая обучение в Тишской школе искусств, что в Нью-Йорке. Этот фильм не вышел в широкий прокат, но довольно успешно показывался на различных кинофестивалях, где был удостоен даже некоторых премий. Там начинающего кинематографиста и приметил один из самых одиозных продюсеров того времени Харви Вайнштейн. Начинающий режиссёр по своей неопытности заключил со студией Miramax, принадлежавшей Вайнштейну, контракт, согласно которому он снимал для них свой следующий фильм "Пробуждение" (Wide Awake, 1998) и должен был поставить ещё несколько фильмов после этого, обычно в то время их количество было равно трём. Студия выделила Шьямалану на производство довольно приличный бюджет в раз

Голливудская карьера эмигранта из Индии Мано́джа Неллия́тту Шьямалана, или как он впоследствии сам стал себя называть М. Найт, едва не закончилась сразу же после его дебютного полуавтобиографичного фильма "Яростная молитва" (Praying with Anger, 1992), который он снял на деньги, занятые у друзей и родителей, ещё заканчивая обучение в Тишской школе искусств, что в Нью-Йорке. Этот фильм не вышел в широкий прокат, но довольно успешно показывался на различных кинофестивалях, где был удостоен даже некоторых премий. Там начинающего кинематографиста и приметил один из самых одиозных продюсеров того времени Харви Вайнштейн.

Начинающий режиссёр по своей неопытности заключил со студией Miramax, принадлежавшей Вайнштейну, контракт, согласно которому он снимал для них свой следующий фильм "Пробуждение" (Wide Awake, 1998) и должен был поставить ещё несколько фильмов после этого, обычно в то время их количество было равно трём. Студия выделила Шьямалану на производство довольно приличный бюджет в размере $6 млн., но воспоминания о съёмках были очень далеки от приятных.

Мано́джа Неллия́тту "М. Найт" Шьямалан
Мано́джа Неллия́тту "М. Найт" Шьямалан
"Я снял «Пробуждение» для Miramax и Харви Вайнштейна. Там я прошёл через свой личный ад, но это было испытание огнём. В то время я этого не осознавал, но я начинал свою карьеру с величайшим монстром, который когда-либо существовал. Мне приходилось находится с ним в одной комнате, пока он говорил безумные вещи, но это сделало меня сильнее, потому что сам я слабохарактерный. Я очень люблю играть в баскетбол, но, если меня толкают локтем, я становлюсь другим человеком. А Харви, несомненно, один из тех, кто толкает тебя локтем, и от этого в этом мягком парне из милой, любящей семьи появился очень воинственный настрой. Но когда я взглянул на всю эту ситуацию с Miramax, мне показалось, что моя карьера окончена."

Работа над "Пробуждением" была завершена ещё в 1995 году, однако Вайнштейн был крайне недоволен финальной версией смонтированной Шьямаланом и хотел перекроить фильм на свой вкус. И когда своенравный начинающий режиссёр отказался это сделать, Вайнштайн и вовсе решил не выпускать его в прокат и "положить на полку". Также не спешил он запускать в производство и какой-нибудь следующий фильм, режиссёром которого стал бы Шьямалан, а снимать для другой студии он не мог по условиям своего контракта.

Харви Вайнштейн
Харви Вайнштейн

И в таком вот подвешенном состоянии, когда ни уже снятый им фильм, похороненный под непомерным эго Вайнштейна, не мог выйти на экраны и сообщить миру о таланте его постановщика, и никакого нового проекта он не мог снять без разрешения злопамятного продюсера, Шьямалан провёл около года. К счастью для режиссёра оказалось, что в его контракте нигде не было указано, что он не может и написать сценарий для кого-нибудь ещё, кроме Miramax, кто бы помог ему разорвать с ней контракт, выплатив все неустойки.

"Мои агенты сказали: «Твоя режиссура принадлежит Miramax. Ты нигде больше не можешь быть режиссёром». В те дни контракты были сумасшедшими, и у Miramax были действительно жёсткие контракты. Но по какой-то странной случайности они не владели моими сценариями. Это была ошибка их юридического отдела, поэтому я решил: «Я напишу лучший в мире сценарий и постараюсь выбраться оттуда». Итак, я сел и посмотрел на плакаты с «Челюстями», «Чужим», «Изгоняющим дьявола» и «Полтергейстом» на своей стене и сказал: «Я просто напишу что-нибудь из этого. Мне это нравится». Так я впервые обратился к жанровому кино и саспенсу, и всё просто сошлось. Мне было очень весело. У меня было бесчисленное количество идей."
Шьямалан и оператор фильма Так Фудзимото
Шьямалан и оператор фильма Так Фудзимото

Первой попыткой вырваться из рабства Miramax стала написанная им в 1996 году адаптация одноименной детской книжки американского писателя Элвина Брукса Уайта "Стюарт Литтл" (Stuart Little, 1999), которую Шьямалан должен был сам и поставить для Columbia Pictures в 1998 году. Однако студия решила в итоге взять на должность режиссёра одного из постановщиков "Короля льва" (The Lion King, 1994) Роба Минкоффа.

А вот следующей стало уже "Шестое чувство". Изначально Шьямалан, большой поклонник "Молчания ягнят" (The Silence of the Lambs, 1991), задумывал его как историю о серийном убийце с добавлением сверхъестественных элементов. В первых вариантах сценария главный герой был фотографом-криминалистом, чей сын обладал способностью видеть призраков. Однако впоследствии профессия героя изменилась на психотерапевта, а вместе с этим изменилось и всё остальное, а повествование сосредоточилось на двух семьях.

Постер сериала "Боишься ли ты темноты?"
Постер сериала "Боишься ли ты темноты?"

Также по словам режиссёра придуманная им история была вдохновлена 10-м эпизодом 3 сезона сериала "Боишься ли ты темноты?" (Are You Afraid of the Dark?, 1990-2000) называвшимся "История о девушке мечты" (The Tale of the Dream Girl) режиссёра Дэвида Уиннинга и сценариста Дэвида Престона, в котором главных героев все вокруг игнорируют, и в конце они осознают, что на самом деле они призраки.

В 1997 году Шьямалан покинул родную Филадельфию и отправился со своей семьёй в Лос-Анджелес, чтобы попытаться найти студию, которая бы согласилась купить его сценарий с условием, что он же сядет и в режиссёрское кресло. "Я снял номер в отеле Four Seasons, - рассказывал позже режиссёр. - ...Это было слишком дорого для меня. Помню, я почувствовал, как у меня перехватило дыхание, когда я платил за номер. Я подумал: "Ну, если он [сценарий] не продастся, я, наверное, буду очень зол, что потратил столько денег на эту комнату."

М. Найт Шьямалан, Брюс Уиллис и Оливия Уильямс
М. Найт Шьямалан, Брюс Уиллис и Оливия Уильямс

Сценарий, который сам Шьямалан называл смесью "Изгоняющего дьявола" (The Exorcist, 1973) и драмы Роберта Редфорда "Обыкновенные люди" (Ordinary People, 1980), в первый же день попался на глаза начинающему продюсеру Бэрри Менделу - он как раз в это время работал над фильмом "Академия Рашмор" (Rushmore, 1998) для кинокомпании Touchstone. Мендел был просто восхищён историей, которую придумал Шьямалан и решил показать его Дэвиду Вогелю, главе только что созданной на Disney структуры под названием Buena Vista Motion Pictures Group, в состав которой входило три дочерние диснеевские киностудии - собственное кинематографическое подразделение Walt Disney Studios и две заточенные на жанровый взрослый кинематограф Touchstone Pictures и Hollywood Pictures.

Вогель был также настолько впечатлён сценарием, что, дабы не упустить возможность и не отдать его в руки другой проявившую крайнюю заинтересованность голливудской студии New Line Cinema, решил без согласования с вышестоящим начальством заплатить за него ни много ни мало $2,25 млн. Причём был подписан и контракт с Шьямаланом, согласно которому он становился режиссёром будущего фильма.

Уиллис и Шьямалан на съёмках
Уиллис и Шьямалан на съёмках

Нигде никаких упоминаний нет, но я практически уверен, что часть этой суммы ушло на компенсацию неустойки контракта режиссёра с Miramax. И хотя детище Харви Вайнштейна в то время юридически тоже принадлежало Disney - они купили его ещё в 1993 году за $60 млн., но по факту руководство корпорации не особо вмешивалось в его работу, да и корпоративную этику никто не отменял - бизнес есть бизнес. Плюс ко всему Вайнштейна обязали выпустить в прокат снятое Шьямаланом в 1995 году "Пробуждение". Правда выпущен он был только в очень ограниченный прокат всего в 29 кинотеатрах и практически без рекламы, что для фильма с бюджетом в $6 млн. и неплохим актёрским составом было довольно странно. То ли Шьямалан пошёл на принцип, то ли Вогель решил подстраховаться перед руководством в том, что он не подписал контракт с совсем уж неопытным режиссёром, остаётся только гадать, ну а Вайнштейн возможно решил, что если его и заставили выпустить фильм, который он забраковал, то сделает он это как можно незаметнее назло режиссёру, он также спустя пару лет поступит, к примеру, и с "Глубиной" (Below, 2002) Дэвида Туи.

К продюсированию будущего фильма подключились супруги Фрэнк Маршалл и Кэтлин Кеннеди, основатели производственной компании The Kennedy/Marshall Company, у которой в то время как раз подходил к концу их трёхгодичный контракт на сотрудничество с Disney. Изначально планировалось, что это будет недорогой жанровый фильм с бюджетом $10-14 млн. производство которого профинансирует принадлежащая Disney компания Hollywood Pictures.

Фрэнк Маршалл и Кэтлин Кеннеди
Фрэнк Маршалл и Кэтлин Кеннеди

Однако всё изменилось с приходом в проект Брюса Уиллиса, которого, как оказалось, Шьямалан изначально и представлял в главной роли, когда писал сценарий. Одну из главных звёзд Голливуда того времени, чьё участие в фильме оценивалось не меньше чем в $20 млн. удалось заполучить благодаря продюсеру Фрэнку Маршаллу и его личным связям. И тогда уже бюджет фильма вырос до $35-40 млн.

С Уиллисом кстати тоже получилась довольно забавная история. В 1997 году он продюсировал и снимался в главной роли в романтической комедии "Broadway Brawler", производством которой занималась Disney и основанная Эндрю Вайной после банкротства Сarolco компания Cinergi Pictures. Продюсерские амбиции Уиллиса оказались очень велики, и он в середине съёмочного процесса недовольный их работой уволил режиссёра, оператора, костюмера и своего сопродюсера, и взял на их место других людей. Однако когда боссы студии решили посмотреть промежуточный результат, то ужаснулись и свернули проект, на который было потрачено уже больше половины его $28 млн. бюджета, не говоря уже о двух годах препродакшна, а Уиллис получил иск на $17,5 млн. Чтобы не разорять голливудскую звезду руководитель Disney предложил ему альтернативу - сняться для него в трёх фильмах за гонорар много меньше его 20-миллионной ставки, но с процентами на гипотетическую прибыль. Первым таким фильмом стал "Армагеддон" (Armageddon, 1998), за который Брюсу вроде как заплатили всего $3 млн., а остальное он добрал процентами от сборов.

Шьямалан и Уиллис
Шьямалан и Уиллис

И если участие Уиллиса в "Армагеддоне" не обсуждалось, то уже следующий фильм он был волен выбирать себе сам, и им стало "Шестое чувство". По слухам актёр сначала получил за него $14 млн. плюс 17,5% от его сборов в кинотеатрах и продаж на домашнем видео, которые принесли ему ещё $100 млн., что стало абсолютным рекордом в истории кино. Он был недоволен, что фильм будет никому не известный режиссёр и поначалу потребовал его заменить, но контракт с Шьямаланом уже был заключен и это было одно из необсуждаемых условий, при соблюдении которого он согласился продать студии свой сценарий. Так что поскольку Уиллису его сценарий понравился, то он смирился с этим досадным недоразумением.

Когда бюджет фильма вдруг вырос больше, чем в два раза, да ещё и без их ведома в производство уже вмешались боссы Disney - главный исполнительный директор всей корпорации Майкл Айзнер и управляющий его подразделением, занимающемся производством кино Джо Рот. Они были в высшей степени недовольны самоуправством Вогеля - им не нравился новичок Шьямалан на посту режиссёра, они были недовольны, что Вогель без их ведома купил его сценарий за такую большую сумму и тем, как вырос бюджет фильма после согласия на участие в нём Брюса Уиллиса. Однако сделать они уже ничего не могли - контракты были заключены и их нарушение грозило не очень приятными последствиями. Так что Айзнер и Рот приняли решение продать почти все права (около 90%) на прокат фильма за рубежом независимым продюсерам Роджеру Бирнбауму и Гари Барберу и их компании Spyglass Entertainmen, а за собой Disney оставляла права на распространение на территории США и небольшой части других стран. Плюс Бирнбаум и Барбер неофициально возглавляли производство фильма, ну а Вогеля в июле 1999 года, за месяц до премьеры фильма, и вовсе уволят из Disney и заменят на более послушного Питера Шнайдера.

Хейли Джоэл Осмент в фильме "Форрест Гамп" (1994)
Хейли Джоэл Осмент в фильме "Форрест Гамп" (1994)

Помимо Брюса Уиллиса надо было ещё подобрать на главную роль юного никому неизвестного актёра, способного удерживать внимание зрителей. Был устроен кастинг, победителем которого стал десятилетний Хейли Джоэл Осмент, дебютировавший в фильме "Форрест Гамп" (Forrest Gump, 1994), исполнив роль сына главного героя. Когда Осмент пришёл на пробы то сразу поразил Шьямалана, заявив, что, готовясь к прослушиванию, трижды прочитал весь сценарий, тогда как большинство претендентов обычно заучивали лишь ту сцену, которую собирались показывать. "В его прослушивании было что-то волшебное, - вспоминал Шьямалан. - Когда я выходил из комнаты, я сказал кастинг-директору: «Я не уверен, что захочу снимать этот фильм, если в нём не будет этого парня»."

На роль матери героя Осмента среди прочих кандидаток рассматривались Мариса Томей и Клэр Форлани, а досталась роль австралийке Тони Коллетт, номинировавшейся на Золотой глобус в 1995 году за роль в комедийной драме П. Дж. Хогана "Свадьба Мюриэл" (Muriel's Wedding, 1994). Роль супруги героя Уиллиса исполнила начинающая британская актриса Оливия Уильямс, снявшаяся двумя годами ранее у Кевина Костнера в провальном "Почтальоне" (The Postman, 1997). Также стоит отметить и небольшую роль Донни Уолберга родного брата Марка Уолберга, который ради роли пациента героя Уиллиса похудел почти на 20 кг.

Не забыл Шьямалан и о себе, придумав персонажа по имени доктор Хилл, которого сам же и воплотил на экране. Дело в том, что его родители тоже доктора и он таким образом решил отдать дань уважения своей семье. И роль эта изначально была существенно больше, однако ему настолько не понравилось, как он её сыграл, что он вырезал из окончательного варианта большую часть материала с собой в кадре.

М. Найт Шьямалан
М. Найт Шьямалан

Съёмки фильма прошли с 21 сентября по 13 ноября 1998 года в родном городе режиссёра - Филадельфия, штат Пенсильвания. Прошли они довольно гладко, благо что Пенсильвания находится за 3600 км от Голливуда, и студийным боссам не особо хотелось лишний раз кататься на побережье другого океана. Да и история получилась довольно незамысловатая и выстроенная в большей степени на психологизме.

Уиллис специально ради роли научился писать правой рукой, хотя в реальной жизни он левша. Сделал он это для того, чтобы зрители не заметили, что на протяжении всего фильма у него на руке не было обручального кольца, к осознанию чего его герой приходит только в самом финале.

Что касается визуальной составляющей, то Шьямалан использовал весьма оригинальное решение, он практически полностью убрал из цветовой палитры фильма красный цвет, использовав его только в нескольких отдельных кадрах для обозначения "всего в реальном мире, что было запятнано потусторонним миром" и "для обозначения особо взрывоопасных эмоциональных моментов и ситуаций".

Обложка CD с саундтреком к фильму
Обложка CD с саундтреком к фильму

Для написания саундтрека был приглашён один из самых известных голливудских композиторов Джеймс Ньютон Ховард, который 9 раз номинировался на Оскар, но так и не получил его. Среди его работ можно отметить такие фильмы как "Беглец" (The Fugitive, 1993), "Водный мир" (Waterworld, 1995), "Адвокат дьявола" (The Devil's Advocate, 1997) и многие другие. Шьямалан впоследствии все свои фильмы снимал под его музыку, вплоть до провального "После нашей эры" (After Earth, 2013). Кстати, забавный факт, что в выпущенном CD-диске с саундтреком к фильму содержался самый главный спойлер к фильму - финальный 11-й трек там назывался "Malcolm Is Dead" (Малкольм мёртв).

На рекламную кампанию было потрачено относительно небольшая по голливудским меркам сумма $25 млн., в которую плюс ко всему ещё входили расходы и на печать необходимых для всех кинотеатров страны копий самого фильма. Не думаю, что Disney особо верила в успех этого фильма, поэтому и особо и не старалась, о чём косвенно говорила и выбранная для него дата премьеры - обычно все потенциальные хиты, тем более со звездой уровня Уиллиса, старались выпустить в июле.

Премьерный показ "Шестого чувства" состоялся 2 августа 1999 года в родной для Шьямалана Филадельфии, а уже 6 августа, в 29-й день рождения режиссёра, его можно было увидеть в кинотеатрах по всей стране. Сказать, что это был успех - ничего не сказать. Фильм установил несколько рекордов по кассовым сборам, став самым прибыльным художественным фильмом Disney на тот момент. Его кассовые сборы по всему миру составили $672 млн., из которых $293 млн. пришлись на США.

Восторженные рецензии писали и критики, от которых у фильма 86% свежести на Rotten Tomatoes от 167 обозревателей. Его называли закрученной историей о привидениях, в которой всё выдержано в стиле классической голливудской картины, но с нотками современного фильма ужасов. Он получил множество различных номинаций и наград, включая и самую главную Оскар. Он стал четвёртым фильмом ужасов за всю историю Голливуда который номинировался на Оскар как лучший фильм, до него это удавалось только "Изгоняющему дьявола" (The Exorcist, 1973), "Челюстям" (Jaws, 1975) и "Молчанию ягнят" (The Silence of the Lambs, 1991), правда из всех четырёх получить его удалось только "Молчанию ягнят". Всего фильм номинировался на Оскар в шести категориях - как лучший фильм, Хейли Джоэл Осмент как Лучший актёр второго плана, Тони Коллетт как Лучшая актриса второго плана, Шьямалан как лучший сценарист и режиссёр и Эндрю Мондшейн как лучший монтажер, но в итоге ни в одной из номинаций он так и не победил.

К выпуску фильма на домашнем видео Disney готовилась уже намного более основательно - этому событию предшествовала масштабная полугодовая рекламная кампания. Релиз состоялся 28 марта 2000 года одновременно на VHS и DVD. И снова фильм установил несколько рекордов, принеся своим создателям ещё как минимум $173 млн. только по итогам 2000 года, причем $123 млн. принесли его продажи на VHS.

Disney всегда не особо любила выпускать свои фильмы на физических носителях, предпочитая, чтобы люди брали их в прокат или смотрели на принадлежащих ей кабельных каналах или, впоследствии, стриминге. Поэтому следующий релиз фильма состоялся только 30 сентября 2008 года, но уже сразу в формате Blu-Ray. По наполнению издание повторяло вышедшее ранее издание на DVD только с более качественной картинкой и звуком. Ну и вот только 22 октября 2024 года студия перевыпустила его в ультравысоком разрешении на дисках формата 4К UltraHD и снова с тем же наполнением в разделе дополнительных материалов в стандартном разрешении.