Пол Верховен признавался, что ему предложили поставить этот фильм после того, как две его предыдущие картины "Шоугёлз" (Showgirls, 1995) и "Звездный десант" (Starship Troopers, 1997) провалились в прокате, и он согласился на этот проект только, чтобы быть при деле.
Сценарий фильма основан на классическом романе Герберта Джорджа Уэллса "Человек-невидимка" (The Invisible Man, 1897), от которого там в принципе мало что осталось. Сюжет сочинил Гэри Скотт Томпсон, автор культового мистического триллера "Считанные секунды" (Split Second, 1992) с Рутгером Хауэром. А сценарий написал Эндрю У. Марлоу придумавший "Конец света" (End of Days, 1999) со Шварценеггером.
На ранних этапах сценарий носил название "Невероятный доктор Никто" (The Incredible Dr. Nobody), а герой Кевина Бейкона носил имя доктор Ноа Бодди (Dr. Noah Boddy) (игра слов, английское слово nobody, буквально "без тела", произносится так же, как и имя доктора). Но в итоге название и имя главного героя было изменено, поскольку оригинальные звучали слишком глупо.
На роль доктора Себастьяна Кейна рассматривались Гай Пирс и Эдвард Нортон, но роль досталась Кевину Бейкону за его "способность быть одновременно очаровательным и демоничным". Бейкон же заявил, что согласился на эту роль поскольку очень хотел изобразить невидимого человека со стремительно исчезающими моральными принципами.
Вот как Верховен отзывается о персонаже Кевина Бейкона: "«Невидимка» берёт Вас за руку и ведёт вместе с Себастьяном сначала от шутливого его поведения, к хулиганскому, а затем к по-настоящему плохому и, в конечном счете, он превращается в абсолютное зло. В какой момент вы перестаёте сочувствовать ему? Я думаю, что, когда он насилует женщину. Скорее всего, это будет тот момент, когда люди решат: "Это не совсем мой тип героя.", хотя я должен сказать, что многие зрители заходят с ним дальше, чем можно было бы ожидать."
На роль ассистентов доктора Кейна Мэтта Кенсингтона и Линды МакКей рассматривались Роберт Дауни мл. и Дженифер Лопес, но в итоге их роли исполнили Джош Бролин и Элизабет Шу.
Роль подопытной гориллы по кличке Изабель сыграл постоянный исполнитель роли Чужого, начиная со второго фильма, Том Вудрафф мл.
Из выделенного на производство фильма $95-миллионного бюджета около $50 млн. ушло на создание визуальных эффектов
Съёмки фильма стартовали 16 апреля 1999 года в Калифорнии, правда через 6 недель их пришлось остановить из-за того, что Элизабет Шу повредила Ахиллово сухожилие. Возобновился съёмочный процесс только 18 августа того же года и продолжился до 4 февраля 2000 года.
Это первый из всех снятых Верховеном в США фильмов, который сразу получил возрастной рейтинг "R" без каких-либо цензурных правок. Его фильмы "Робокоп" (Robocop, 1987), "Вспомнить всё" (Total Recall, 1990), "Основной инстинкт" (Basic Instinct, 1992), "Шоугёлз" (Showgirls, 1995) и "Звёздный десант" (Starship Troopers, 1997) все первоначально получали рейтинг "NC-17" и позже подвергались цензурным правкам для получения рейтинга "R", приемлемого для проката в кинотеатрах.
Тем не менее сцена убийства доктором Кейном собаки вызвала вопросы у Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными (ASPCA), которое начало расследование по этому факту. Верховену пришлось в качестве доказательства предоставлять видео со съёмок, на котором видно, что это была кукла.
Премьера фильма состоялась 2 августа 2000 года в Лос-Анжелесе, а через два дня фильм вышел в широкий прокат. Кассовые сборы у фильма были довольно неплохие и составили более $191 млн. по всему миру, 73 из которых пришлось на Северную Америку. А вот отзывы критиков были резко отрицательными, на Гнилых Помидорах у фильма всего 26% свежести на основании 118 рецензий.
Однако фильм получил и несколько премий, правда в основном за спецэффекты. На церемонии вручении наград "Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов" в 2001 году он победил в категории "Лучшие спецэффекты". Получил премию "Taurus" за лучшее исполнение трюка с огнём (в сцене, когда доктор Кейн загорается в кабинке лифта). Получил приз зрительских симпатий на Кинофестивале в Локарно и ещё несколько призов не столь известных
А вот что сказал сам Верховен по поводу фильма во время интервью для издания Hollywood Reporter в 2013 году: "После «Невидимки» я решил, что это первый фильм в моей карьере, который мне не следовало снимать. Он принёс прибыль, и всё такое, но на самом деле в этом фильме нет меня. Я думаю, что много есть людей, которые смогли бы так его снять. Не думаю, что многие люди смогли бы также сделать "Робокопа" или "Звёздный десант". Однако я думал, что в Голливуде найдётся режиссеров двадцать, которые смогли бы снять «Невидимку»."
Этот фильм стал последним, который режиссёр снял в Голливуде, а следующей его картиной стала снятая в Голландии "Чёрная книга" (Zwartboek, 2006), вышедшая спустя целых шесть лет.
На домашнем видео фильм вышел 2 января 2001 года одновременно на VHS и DVD, где была записана его "театральная" версия. А 16 октября 2007 года на DVD и Blu-Ray была выпущена "режиссёрская" версия фильма, которая была длиннее приблизительно на 7 минут. Почти все добавленные сцены ранее присутствовали на DVD 2001 года отдельно в разделе дополнительных материалов.
А 23 мая 2006 года, минуя кинотеатры, сразу на DVD вышло продолжение под названием "Невидимка 2" (Hollow Man 2, 2006). Продолжение никак не было связано с первой частью, кроме краткого упоминания о её событиях в разговоре. Главную роль здесь исполнил Кристиан Слейтер, которого в кадре правда можно увидеть от силы минут пять. Забавно, что в качестве сценария в "Невидимке 2" был использован самый первый вариант сценария оригинального фильма.
Отличия "режиссёрской" версии фильма от "театральной" (продолжительность "театральной" версии (ТВ) - 01:52:37,
продолжительность "режиссёрской" версии (РВ) - 01:59:15):
1. Расширена сцена, в которой герои выходят из здания после презентации военным своего проекта. Добавлена часть, в которой они садятся в машину и уезжают, попутно продолжая разговор:
Себастьян: "И мы получим Нобелевскую премию." (And we'll get the Nobel Prize)
Снова Себастьян, чуть позже, обращаясь к Мэтту: "Поехали, приятель." (Come on, buddy.)
Мэтт: "Ты же знаешь, если узнают, что мы нарушили решение совета, работать мы больше никогда не будем." (You know, if somebody finds out that we bypassed advisory review, we're never gonna work again.)
Кейн: "Но если получится, никому не будет дела." (But if it works, no one'll care.)
(время РВ - 00:25:23, продолжительность - 37 секунд)
2. Перемонтирована и расширена сцена, в которой Мэтт и Линда беседуют в постели. ("режиссёрская" версия длиннее на 13 секунд)
- "театральная" версия. Кадр с Линдой чуть длиннее, а вопрос Мэтта: "Тогда почему мы согласились на это?" (Then why did we agree to it?), начинается за кадром, потом идёт кадр с Мэттом, следом снова Линда, которая ему отвечает: "Наверное потому, что мы оба знаем, что у Себастиана всё получится." (Because maybe we both know that Sebastian can pull it off.) (время ТВ - 00:26:54, продолжительность 7 секунд)
- "режиссёрская" версия. Вопрос Мэтта: "Тогда почему мы согласились на это?" (Then why did we agree to it?), полностью звучит в кадре с ним, при этом сам кадр использован альтернативный. Ответ Линды намного длиннее: "Потому, что мы болваны. И потому, что, когда доплываешь до конца карты, нужно двигаться дальше, чтобы узнать, что там дальше. И, наверное, потому, что мы оба знаем, что у Себастьяна всё получится." (Because we're suckers. And because sometimes when you get to the edge of the map you have to keep sailing to see what's out there. And maybe because we both know that Sebastian can pull it off.), Линда при этом на месте не лежит. (время РВ - 00:27:33, продолжительность 20 секунд)
3. В этой же сцене чуть позже, после того как Мэтт спрашивает Линду не жалеет ли она, что рассталась с Себастьяном, её ответ немного длиннее. Добавлена часть где она произносит: "А ты... Ты методичен... точен... и очень, очень скрупулёзен. И кроме того... ты подходишь лучше." (Whereas you... You're methodical... precise... and very, very thorough. And besides... you fit better.), попутно продолжая заигрывать с Мэттом. (время РВ - 00:28:30, продолжительность 22 секунды)
4. После того, как Себастьян облапывает спящую в кресле Сару, добавлена сцена, в которой Сара рассказывает об этом Линде и Мэтту.
Сара: "А когда я снова проверила монитор, он был уже в кровати. Когда я спросила его, где он был, он сказал, что ходил за кофе." (Then when I checked the monitor again, he's back in the bed. When I asked him where he'd been, he said he's getting coffee.)
Линда: "Почему ты мне не позвонила?" (Why didn't you call me?)
Сара: "Потому что я не была уверена. Я и сейчас не уверена. Я к тому, что, возможно, мне это приснилось, я просто подумала, что должна кому-нибудь рассказать." (Because I wasn't sure. I'm still not. I mean, I could have been dreaming, I just thought I should tell someone.)
Мэтт: "Что будешь делать?" (What do you wanna do?)
Сара: "Я не знаю. Поверить не могу, что он способен на такое." (I don't know. I have a tough time believing he'd be that crude.)
Сара: "Я чувствую себя глупо." (I feel so stupid.)
Мэтт: "Почему бы мне не поговорить с ним? Посмотрю, что он скажет..." (Why don't I talk to him? I'll see what he says...)
Сара: "Нет, не надо. Знаешь, наверное, это ерунда. Мне не следовало говорить об этом." (No, don't. You know, it's probably nothing. I shouldn't have mentioned it.)
(время РВ - 00:42:03, продолжительность 30 секунд)
5. После очередной неудачной попытки вновь сделать Себастьяна видимым, добавлена сцена, в которой Линда пытается его успокоить.
Линда: "Давай, Себастьян, ты устал и тебе нужно отдохнуть." (Come on, Sebastian, you're tired and you need to rest.)
Себастьян: "Поверить не могу, что мне придётся провести здесь еще одну ночь." (I can't believe I gotta spend another night in this place.)
Линда: "Мы делаем всё что в наших силах." (We're trying to do everything we can.)
Себастьян: "Да, только этого мало." (Yeah, that's not enough.)
(время РВ - 00:53:56, продолжительность 24 секунды)
6. Кадр, в котором Себастьян нападает на свою соседку чуть дольше. (время РВ - 01:01:25, продолжительность 4 секунды)
7. Чуть позже добавлен ещё один кадр с соседкой. (время РВ - 01:01:44, продолжительность 6 секунд)
8. Немного позже добавлена сцена, в которой Себастьян поднимается с кровати с рыдающей на ней девушкой и, подойдя к окну, видит у себя в квартире Линду. (время РВ - 01:02:18, продолжительность 20 секунд)
9. После того, как Сабастьян срывается на Мэтта за очередной провал в тестировании сыворотки, добавлена небольшая сцена, в которой Линда подбадривает Мэтта, похлопывая его по плечу, а Сара произносит: "По крайней мере у нас появилась надежда." (At least now we have some hope.) (время РВ - 01:09:21, продолжительность 8 секунд)
10. Сцена, в которой Сабастьян убивает собаку, стала дольше. (время РВ - 01:15:07, продолжительность 8 секунд)
11. Следом добавлена сцена, в которой Сара обнаруживает что пёс умер, и пытается выяснить у Себастьяна, что произошло.
Сара, идя по коридору с тележкой встречает Фрэнка: "Да ты выглядишь бодро сегодня." (My, you're looking spry this morning.)
Фрэнк: "О, да. Нет ничего более стимулирующего, чем не спать, наблюдая, как спит кто-то другой." (Oh, yeah. There's nothing more stimulating than staying up watching someone else sleep.)
Сара, обращаясь к сидящим в клетках животным: "Доброе утро, банда. Привет, Мэгги. Доброе утро, девушки." (Good morning, gang. Hi, Maggie. Good morning, girls.)
Далее Сара подходит к клетке с псом, видит, что она пустая, а на стенках кровь. Идёт в комнату к Себастьяну и спрашивает: "Себастьян, ты не спишь?" (Sebastian, you awake?)
Себастьян: "Уже нет." (I am now.)
Сара: "Ничего необычного ночью не заметил?" (Notice anything unusual last night?)
Себастьян: "Нет, совсем ничего. А что?" (Nope, nothing at all. Why?)
Сара: "Франклин-3, он мёртв." (Franklin 3, he's dead.)
Себастьян: "И?" (So?)
Сара: "И я подумала, что ты возможно что-то слышал." (So I thought maybe you heard something.)
Себастьян: "Я спал." (I was sleep.)
Сара: "Ага, всю ночь?" (Yeah, all night?)
Себастьян: "Ты меня в чём-то обвиняешь?" (Are you accusing me of something?)
Сара: "Нет, это просто это как-то странно, да, что собака умирает просто так?" (No it just doesn't make sense, does it, a dog dying just like that?)
Себастьян: "Слушай, я знаю, как ты к ним относишься, Сара, но бывает, что животные умирают. Это просто жизненный факт." (Look, I know how you feel about them, Sarah, but animals do die. It's simply a fact of life.)
(время РВ - 01:15:15, продолжительность 81 секунда)
12. Следом добавлена ещё одна сцена, в которой герои по записи с камеры наблюдения пытаются выяснить где ночью был Себастьян.
Фрэнк: "И так всю ночь." (That's all night.)
Линда: "Значит из комнаты он не выходил?" (So he never left the room?)
Сара: "Да, видимо. Да и с чего ему убивать пса, верно?" (Yeah, I guess. I don't know why would he kill a dog, right?)
(время РВ - 01:16:36, продолжительность 22 секунды)
13. И ещё одна сцена добавлена следом, где Линда, сидя на кровати, пытается работать у себя дома, но ей кажется, что за ней наблюдает Себастьян. Она поднимается с кровати, зовёт Себастьяна: "Эй? Себастьян? Себастьян, это не смешно." (Hello? Sebastian? Sebastian, this is not funny.), потом она подбрасывает в воздух простынь и замечает, фигуру под ней. Затем она садится в машину и едет в лабораторию. (время РВ - 01:16:58, продолжительность 68 секунд)
14. Несколько секунд спустя добавлена небольшая сцена, в которой Линда по приезду в лабораторию перебрасывается парой фраз с Мэттом:
Мэтт: "Ты что здесь делаешь?" (What are you doing here?)
Линда: "Где он?" (Where is he?)
Мэтт: "Он спит, а что?" (He's asleep, why?)
Линда: "Я сейчас вернусь." (I'll be right back.)
(время РВ - 01:18:17, продолжительность 6 секунд)
15. Расширена сцена, в которой Линда обнаруживает трюк Себастьяна с камерой. Добавлена часть, в которой она по внутренней связи велит Мэтту всех срочно вызвать в лабораторию: "Мэтт, объявляй тревогу. Мне все нужны здесь." (Matt, activate alpha call. I want everyone in here.) (время РВ - 01:18:56, продолжительность 5 секунд)
16. Добавлена сцена, в которой невидимый Себастьян идёт по лужам возле лаборатории, когда в этот момент начинают через КПП заезжать вызванные по тревоге сотрудники. Подошедший охранник спрашивает: "Работаете по ночам?" (Working late?), а заезжающий на машине Фрэнк отвечает: "За это нам и платят." (That's what they pay us for.) (время РВ - 01:19:01, продолжительность 31 секунда)
17. После общего сбора, добавлена сцена, в которой Линда и Мэтт идут по коридору к лифту, где компьютерный голос просит: "Пожалуйста, авторизуйтесь." (Authorization, please.), Линда называет свой код: "МакКей, 1-Дельта-835." (McKay, 1-Delta-835.). Они заходят в лифт, Мэтт спрашивает: "Ты уверена?" (You sure about this?), Линда отвечает: "Это будет правильно." (It's the right thing to do.) (время РВ - 01:19:01, продолжительность 31 секунда)
18. Добавлено два крупных плана в сцене, когда Линда в холодильнике пытается зажать рану Мэтта. В "театральной" версии чуть длиннее общий кадр с ними, видно, как Линда засовывает в рану руку. ("режиссёрская" версия длиннее на 2 секунды)
- "театральная" версия. (время ТВ - 01:30:57, продолжительность 1 секунда)
- "режиссёрская" версия. (время РВ - 01:37:37, продолжительность 3 секунды)
19. Несколько секунд спустя добавлен ещё один крупный план, на котором Линда пытается зажать рану Мэтта. (время РВ - 01:37:47, продолжительность 2 секунды)
Вот такие различия, их немного, но они добавляют несколько интересных штрихов к характерам персонажей и более подробно раскрывается сюжетная арка с мёртвой собакой, которая в "театральной" версии практически отсутствует, плюс добавлено несколько довольно реалистичных кадров с раной Мэтта. Так что я бы рекомендовал к просмотру "режиссёрскую" версию этого фильма.
#человек-невидимка #триллер #кевинбейкон #фантастика #фильм на вечер #кино #полверховен #экранизация