Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Почему Westland P.12 Wendover выглядел так странно

Есть мнение, что из-за нарушения поставок в Англию колониальных товаров, – как результат подводной блокады, – некоторые британские авиаконструкторы приловчились курить не табак. Иным образом, как кажется, трудно объяснить конструкцию знаменитого самолёта фирмы «Уэстланд» видимую на заглавной картинке. Употребив запретное, англичане отпилили хвост у вспомогательного самолёта Westland Lysander и приделали на его место счетверённую турель от тяжёлого бомбардировщика. Поскольку же она перевешивала, под башню подсунули ещё одну пару крыльев. Смешно же!

Причём, самое смешное в том что это всё потом ещё и взлетело. Более того, оказалось, что «Вендовер» летает хотя и так себе, – невысоко и медленно, – но не хуже исходного варианта с хвостом. Поскольку же самолёт летал, проект нельзя оказалось закрыть сразу, и оригинальной машине пытались придумать применение. С чем, однако, возникли предсказуемые проблемы. Скорость на уровне 360 километров в час, наряду с малым потолком и посредственной скороподъёмностью, не давала возможности использовать «Вендовер» в качестве истребителя. В качестве бомбардировщика?.. Тут хотя бы турель смотрелась бы органично. Но – нет. При мощности двигателя 890 лошадиных сил и взлётном весе 2640 килограммов машина не могла принять на борт товарное количество бомб. Записать же «Вендовер» в штурмовики препятствовало отсутствие брони (по той же причине), странное размещение и сомнительная мощь вооружения. Четыре пулемёта калибром 7.71 мм могли бы пригодиться разве что против живой силы… Однако, представив как «это» с бреющего полёта косит немецких десантников на пляжах Англии, конструкторы плюнули и разошлись. Позора не оберёшься, а немцы, может, ещё и не высадятся.

...Но, кстати, о счетверённой установке «Нэш» с электроприводом. Она выглядит необычно сама по себе, однако, тут всё прозрачно. Имея пулемёты калибром 12.7 мм, и даже поставляя их на экспорт, незадолго до войны британские военные теоретики пришли к выводу, что в воздушном бою роль играет лишь скорострельность. В результате Британия оказалось единственной авиастроящей державой, самолёты которой не имели на вооружении пулемётов калибром более винтовочного, – а уж пушек подавно. Ситуацию удалось поправить только к началу 1942, пока же, усиление защиты бомбардировщиков и огневой мощности истребителей достигалось большим (у истребителей до 12 штук) количеством стволов калибром 7.71.

Однако, к появлению «Вендовера» это отношения не имело. Самолёт представлял лишь развитие ещё одной идеи, в какой-то момент показавшейся англичанам если не гениальной, то многообещающей. Ещё в декабре 1939 года они приняли на вооружение истребитель Boulton Paul Defiant –“Дерзкий“, – вооружённый точно таким же образом. То есть, с пулемётами не в капоте и крыльях, как у всех подобного назначения машин, а во вращающейся башне.

Boulton Paul Defiant
Boulton Paul Defiant

Тут ещё раз надо подчеркнуть главное: «Дефиант» не имел огневых точек для стрельбы вперёд. Только назад, вверх и в стороны. Как, собственно, оборонительные турели и стреляют. Но… истребитель же.

При этом, использоваться «Дерзкий» (как минимум, такой была задумка) взлётной массой 3770 килограммов должен был, как самый обычный «лёгкий» истребитель. То есть, обнаруживать вражеские машины в воздухе, сближаться и обстреливать их. Но не с классическим заходом в хвост, а двигаясь параллельным курсом, желательно с некоторым опережением и ниже. Ведь именно туда, – вниз-вперёд оборонительные турели средних и лёгких бомбардировщиков не смотрят… Тяжёлых же бомбардировщиков с обстрелом в полную сферу у немцев просто нет.

...То есть, идея, вроде бы, не была лишена смысла. Как следствие, после начала Второй Мировой «Дефиенты» стали выпускаться столь же массово, как традиционным образом вооруженный «Спитфайры» и «Харрикейны». Всего было произведено более 1000 штук. Конечно, башня была тяжеловатой для истребителя с двигателем мощностью 1030 л.с.. По этому, скорость машины не превышала 490 километров в час. Манёвренность и скороподъёмность также не вдохновляли. Посредственной – 750 километров – была и дальность полёта… Но для того чтобы догнать бомбардировщик скорости с лихвой должно было хватить. Что же до манёвренности, как казалось, она «Дефиантам» и не потребуется. Ведь при таком-то размещении вооружения маневрировать можно огнём.

Однако, реалии «Битвы за Англию» сразу внесли коррективы. После первых же столкновений, «Дефиенты» перестали использоваться в боях. Турель показала себя полностью бесполезной, а сама концепция «турельного истребителя» ошибочной.

...И это уже к вопросу, почему хотя бы пара пулемётов не смотрела у «Дефиента» вперёд, притом что даже у бомбардировщиков оружие для стрельбы по курсу всегда наличествует. Потому что, если бы курсовые пулемёты имелись, пилот попытался бы ими пользоваться, то есть, маневрировать, чтобы поймать цель в перекрестие прицела. А это, как было с самого начала ясно, исключает какой-то эффект от использования турели. Для того, чтобы стрелок мог целиться, самолёт должен двигаться равномерно и прямолинейно.

По этой причине была во время войны и остаётся дискуссионной сейчас осмысленность задней стрелковой точки на штурмовиках Ил-2. Турель хороша на тяжёлом бомбардировщике, который не может и не пытается уклоняться в воздушном бою от вражеского огня, а просто мрачно прёт к цели и отстреливается. Но он-то – тяжелый. Ему даже 20-мм снаряд, как слону дробина. Лёгкая же, одномоторная машина может, должна и будет пытаться уйти от тянущихся к ней трасс. Когда же самолёт начнёт метаться из стороны в сторону, не давая целиться в себя, это будет работать одинаково в обе стороны. Стрельба турелей в таких условиях может иметь эффект, разве что, моральный.

...Соответственно, заметив «Дерзких», «Мессеры» шли на сближение, «Дефиенты» же, справедливо не надеясь на турель, начинали уклоняться от атак… Справедливо, поскольку шансы отстреляться были призрачны. При равной живучести машин, немец к двум пулемётам имел и две пушки, – англичанин же только четыре пулемёта… Ну и поскольку манёвренностью «Дерзкий» не блистал, а скорость сбежать не позволяла, конец оказывался предсказуем в любом случае.

Причём здесь «Вендовер»? Ну… некоторый моральный эффект панически поливающая куда-попало башня, всё-таки, давала. Чтобы не делать себе нервы, немцы заходили на «Дефиенты» сзади-снизу. Вот, «Вендовер» и представлял собой попытку хотя бы эту проблему решить, увеличив вертикальные углы обстрела из турели.