ОКБ Туполева сделало все, чтобы стать одним из самых известных предприятий создавших десятки самых надежных в эксплуатации самолетов в мире.
Руководитель, основатель и защитник, А.Н. Туполев стал тем человеком, о котором в народе говорят и швец, и жнец и на дуде игрец.
Прекрасные организаторские и инженерные способности привело к тому, что Андрей Николаевич не только собрал коллектив единомышленников-инженеров, но и сделал из них блестящую команду, создавшую за весь период существования ОКБ десятки моделей различных самолетов.
Некоторые из них, АНТ (начальные буквы создателя) и Ту, прославили своих творцов на весь мир, но были и проекты, которым по ряду причин так и не суждено было стать серийно выпускаемыми.
Туполев и его специалисты не раз подвергались самым различным испытаниям, которые влияли на их деятельность, но не уничтожили, более того, укрепили и сделали монолитной командой.
Например, в 1937 конструктор и большая часть инженеров ОКБ были арестованы по доносам, где некоторые из специалистов были по своему гениями в области авиастроения.
Даже находясь в заключении Туполева допустили к работе в Особом техническом бюро при НКВД.
Как только Андрея Николаевича назначили начальник одного из подотделов, он сразу же начал подбирать нужных сотрудников, в большинстве стараясь вернуть всех тех, кто работал с ним ранее.
Проект бомбардировщика Ту-2 помог полностью восстановиться инженеру и более того, с него были сняты все подозрения, с разрешением продолжить начатые работы над проектами самолетов, как гражданских типов, так и военных.
Коллектив инженеров собранных в ОКБ создал немало успешных проектов, но были и такие разработки, которые остались только проектами.
АНТ-8
В 1918 году, практически через год после революции по указанию ВКП(б) создается Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где руководителем отдела авиации назначают молодого, но уже тогда талантливого инженера Туполева.
В 1925 году отделу доверяют новый проект летающей лодки с цельнометаллическим корпусом, основной задачей которой являлась выполнять разведку морских территорий с возможностью использовать в боевых условиях в качестве торпедоносца.
Четырехмоторную летающую лодку двухкорпусного типа была довольно сложным проектом, поэтому Туполев предложил изначально собрать уменьшенный прототип проекта.
Проект обозначили как АНТ-8 и планировали закончить к 1929 году, условно определив техническую терминологию «Морской разведчик – дальний морской самолет-разведчик» (МДР-2).
В сохранившихся архивах имеется любопытные документы по ранее созданному проекту МДР-1, который по своим техническим характеристикам имеет множество различных схожестей.
Компоновка, устройство и расположение поплавков и даже корпус были практически одинаковыми, хотя характеристика и форма крыльев, а также хвостовая часть имели отличия.
По завершению работ над проектом АНТ-8 его технические характеристики посчитали устаревшими, что и стало причиной заморозки работ по сборке.
АНТ-11
В этом же 1929 году по требованию от 1928 года поступившего от НТК УВС были начаты работы по проектированию тяжелого торпедоносца-бомбардировщика.
Самолет сразу же запланировали разрабатывать в двух вариантах: с двухкорпусной компоновкой и обычный, при этом основной, первый вариант с использованием 4-х двигателей позже стал основой для создания АНТ-22, модели известной также как МК-1.
Основным вариантом, над которым работали инженеры ОКБ Туполева оставался самолет с использованием однокорпусной конструкцией, с поплавками-стабилизаторами, обеспечивающим устойчивость при взлете и на стоянке.
Инженеры рассчитывали возможность дрейфа и взлета самолета при скорости ветра до 10 м/с и высотой волны до 2 м.
Проект был в техническом плане интересен, но масса недоработок привело к закрытию дальнейшей разработки.
И-5 (АНТ-12)
Еще один проект конца 20-х годов, над которым работал коллектив Туполева после того как уже появился истребитель Поликарпова И-3, АНТ-12 должен был усилить технические характеристики истребителя с высокой маневренностью.
Туполев предложил проектирование уже имевшего опыт в создании истребителей ОКБ Сухого, но вместо этого Технический комитет Авиатреста поручил Туполеву и Поликарпову создать два одноместных проекта истребителей И-5 и И-6.
Работы над И-5 шли туго, с большими перерывами, так как задание у Туполева было проектирование смешанного типа самолета, а это было значительно сложнее обычной разработки.
Сам инженер очень недоверчиво относился к идее создания подобных проектов, к тому же его команда не имела подобного опыта.
Поликарпов также не успевал с разработкой, а когда его арестовали в 1929 году, все разработки заканчивали без него.
Закончилось все тем, что Поликарпов и его осужденные коллеги закончили проект уже из тюрьмы, причем по своим техническим характеристикам модель была значительно лучше зарубежных, что, собственно, и помогло инженерам вернуться на свободу.