До конца сентября в Москве ещё можно успеть на замечательную выставку Бориса Кустодиева, которая проходит в Третьяковской галерее (точнее, в инженерном корпусе). Я туда сходила в числе первых, ещё весной, но вот рассказать собралась только сейчас, — ну и ладно!
Признаюсь без капли стеснения: моё представление о творчестве Кустодиева было достаточно примитивным, — но, впрочем, я и не претендую на звание знатока живописи. Я знала, что Кустодиев — это, во-первых, купчихи с самоварами, а во-вторых, пышнотелые красавицы, которые, конечно, не совсем рубенсовские, но что-то типа того. Да и всё. Подробнее познакомиться с его картинами раньше оказии не было... и я рада, что теперь получилось.
Купчихи, конечно, прекрасны, — и их больше одной, так что разглядывать надо не только ту самую известную и растиражированную (хотя у неё вон кошка, на которую я раньше внимания не обращала!).
Выставка скомпонована очень хорошо; и там, помимо всего прочего, подробно объясняется (в сопроводительных записках, конечно) термин Страна Кустодия — так принято называть чуть гротескный и нарочитый образ русского города, в котором живут и пьют чай те самые купчихи, запечатленного на полотнах. Заведомо романтизированный образ не просто России без бурь, без драм, без катаклизмов, — зато с ярмарками, пряниками, обязательным самоваром, кошками и красивыми женщинами.
Кстати, о красивых женщинах! На выставке есть загадочный зал, маркированный 16+))) цензура везде! Там, как нетрудно догадаться, спрятана та самая кустодиевская обнажёнка, те самые почти-рубенсовские девицы... и они тоже какие-то очень уютные и жизнерадостные. Эротичные ли, манкие ли — это пусть мужчины судят, а я обратила внимание, что красавицы эти явно довольны жизнью и вообще в гармонии с собой. И это главное!
Вообще мне показалось, что не так уж важно, одеты кустодиевские девицы или нет, — настроением от них веет примерно одинаковым. Да и вообще: это ж могут быть одни и те же особы! Разделись — пошли на Волгу купаться, а потом оделись, вернулись домой и сели пить чай на террасе. Гармония, русский гедонизм и всевозможный joie de vivre.:)
***
Я уже упоминала, когда говорила о Нижнем Новгороде, что мне очень импонирует купечество как сословие — оно мне гораздо ближе и созвучнее аристократии. Именно за счет философии «сэлф-мейд» и умения рассчитывать на себя (а не на силу родословной). И мне очень нравится купеческая атмосфера городов Поволжья, а Кустодиев именно ими и вдохновлялся. Смотрела с удовольствием.
Историческо-культурный парадокс, конечно, в том, что страна Кустодия — это даже не Россия, которую мы потеряли. Нет, это ещё хлеще: это Россия, которой никогда не было. Этакая сказочно-придуманная страна, имеющая черты настоящей, но в то же время — нарочито яркая, веселая, жизнелюбивая. Что ж, я во многом понимаю Кустодиева, — и понимаю, почему мне эта картинка импонирует. Меня вон в комментариях тоже нередко упрекают в ношении розовых очков и желании видеть только красивую и радостную часть жизни (обычно в контексте путешествий, конечно: мол, центр благоустроен, а отошли бы вы на полкилометра...). Да и ладно. Вот такие мы с Кустодиевым.:) Недавно, когда я рассказывала о другой выставке, я упоминала хорошую фразу: мол, роскошь — это возможность игнорировать реальность.
Поволжье Поволжьем, реальность реальностью, а вот Москву Кустодиев совсем не игнорировал — смотрите-ка, какое чудесное у него представление о Красной площади. Хотелось бы сказать, что собянинские новогодние фестивали подарили нам нечто подобное — ну, каруселька на фоне Спасской башни и далее по тексту, — но... пожалуй, всё-таки нет. Увы. Или просто реальность всегда проигрывает фантазиям?
Ну и квинтэссенция этой ярмарочной красоты — роскошный портрет Федора Шаляпина, который возвышается над городком N страны Кустодии, будто Гулливер над страной лилипутов. Ух! Вообще мне очень нравится сравнивать, как по-разному Шаляпина видели разные художники — это один из немногих случаев, когда портретов (абсолютно разных) предостаточно.
***
Отдельный зал посвящен портретам: Кустодиев много и активно рисовал членов своей семьи. Портреты все очаровательные, долго о них говорить не буду, но вот один показать хочу — тот, который мне более всего запомнился.
Посмотрите: ну абсолютно ведь современный наряд на девочке! Короткая юбка, красный свитшот, плотные цветные колготки, ботильоны... зайди такая девочка сегодня в вагон московского метро, никто и бровью не повёл бы, идеально б вписалась! А между тем портрет столетней давности... вот поди ж ты!
***
В общем, как нетрудно догадаться, выставка мне очень понравилась. Пожалуй, и вправду по-новому взглянула на Кустодиева (да вообще всегда интересно, когда работы художника собраны вместе, а не разбросаны по разным выставочным залам!). Более того, мне показалось, что эта выставка отлично соответствует атмосфере и настроению Замоскворечья, где и находится Третьяковская галерея (если что, она в Инженерном корпусе). Замоскворечье ведь тоже купеческое, так что тут и чаепития, и кошки, и силуэты старых изящных колоколен, которые в сумерках растворяются за твоей спиной на балконе...
Выставка длится до 28 сентября, так что очень рекомендую успеть.:)
Ну а в качестве завершающего аккорда — чудесная блоха! Не абы какая, как вы понимаете, а иллюстрация-декорация к соответствующей пьесе Лескова. Этому направлению — театральному, — посвящен отдельный зал. Но блоха просто очаровательна!..
Вам нравится Кустодиев? Делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет еще много интересного. Читайте также: