Во время нашего неофициального похода по Чернобыльской зоне в Припяти мы решили исследовать старый гаражный кооператив. Чтобы добраться туда, пришлось идти по оживленным улицам, но цель того стоила: мы надеялись найти хоть что-то, оставшееся от прежних жителей.
По спутниковым картам эти гаражи почти не видны. Кажется, нелегальные гости заглядывают сюда редко — для нас это был шанс найти что-то особенное.
Перед поворотом на главную дорогу, возле работающей подстанции, мы заметили заброшенные вагончики и детскую площадку. Что это было? Жилье для рабочих после аварии? Или обычные мастерские? Внутри вагончиков ничего не нашли. Сделали фото для памяти — и пошли дальше, к гаражам.
Внимание! Автор не призывает повторять увиденное и настоятельно не рекомендует посещать подобные места.
Выскакиваем на дорогу. Рядом грохочет подстанция – не удивительно, если там люди. Крадемся быстрее. Оглядываемся на каждый шелест – вдруг машина? Ого! Видно же с дороги – брошенная техника стоит. Старый ЗИЛ-131, УАЗ "буханка" и бульдозер перевернутый. Надо снять! Быстренько сошли с асфальта, подбежали к машинам. Пару кадров сделали – и дальше пошли быстрым шагом и перебежками.
Вот и начало гаражного кооператива. Показались первые гаражи, идем в ту сторону. Дверцы у большинства во все стороны.
Пусто. Осмотрели все. Не то чтоб расстроились сильно, но ожидали чего-то хлестче пустоты. А дорога ведет дальше.
Отошли от гаражей. Увидели ЗИЛ-130. Самосвал. Стоит без колес. Кабина пустая: все внутренности — сиденья, приборка, руль — вытащены. Просто бесполезный металл, брошенный в лесу на окраине Припяти.
Тут поодаль стоит еще один старый грузовик. Вид у него, вроде бы, получше, чем у первого. Но какая интересная поза. Он просто замер в таком положении, словно несся на всех парах и раз! – врезался во что-то очень твердое. В груду железа, в металлолом – и завис. Насовсем.
На открытой площадке стоит еще несколько старых грузовиков — в числе которых ГАЗ-66 бортовой и ещё пара ЗИЛ-130.
Это тоже техника, которая долгое время использовалась ликвидаторами. Здесь все использовалось ликвидаторами.
Еще одна интересная находка – это бортовик Урал-375Д. Один из самых целых на всей этой свалке грузовиков. Ну куда ж без фотосессии? Поочередно щелкнулись с этим старичком на память.
Надпись «Зона» на дверце. Это не просто так – машина-пленник: во время ликвидации последствий аварии была наглухо привязана к территории зоны отчуждения ЧАЭС, покидать зону отчуждения через КПП ей было запрещено.
Буквы: «АТХ-2». Первое, что в голову прилетело — «Автотранспортное хозяйство-2». Возможно, название парка или гаража. А может, и нет. Загадка так загадкой и осталась.
Но внутри кабины — маленькое чудо. Сохранилась оплетка руля, та самая «баранка»! Плетеная, потрепанная, но держится. Такие детали всегда приятно удивляют – фактура, которую можно пощупать.
В кустах у дороги спрятались два армейских МАЗ-537. Это мощные, знаменитые советские тягачи. Знакомы они многим: раньше такие машины возили баллистические ракеты для самых серьезных армейских частей. После Чернобыля их сила тоже пригодилась – МАЗы возили тяжеленные блоки для строительства того самого Саркофага "Укрытие-1".
Но сейчас картина грустная. Видно, что побывали здесь люди, которым история техники безразлична, как и здоровье. Они открутили и забрали все, до чего смогли дотянуться. И что самое дикое – радиационный фон явно их не испугал. Как будто разбирали старый трактор у себя в гараже, а не в зоне отчуждения.
Прошло 39 лет с аварии на ЧАЭС, а разбросанная на окраине Припяти техника все так и стоит на своих местах. Поражает, насколько разное у нее состояние. Одни машины разобраны буквально до основания. Другие же, на удивление, сохранились почти целиком: кабина на месте, капот цел, опознать модель легко. Но время, обстоятельства и люди не щадят ее — видно, что все это медленно, но верно разграбляется.
В этом месте грабеж продолжается даже сейчас. Чаще всего зилов снимают колеса. Вы догадываетесь, кому нужны целые, редкие теперь покрышки для такой техники:)
Эта техника гниет в лесу не просто так. Не на соседней ПМК-35 её оставили по делу. Взять те же ИМР-2. Что они делали с такими ковшами? Брали радиоактивный графит — прямо из-под разрушенного 4-го энергоблока.
Машина оснащена герметичным корпусом с противоатомной защитой. Защита позволяла снизить суммарную дозу облучения экипажа в 10 раз. Днище усилено стальными листами, а подбашенный лист изменён — на верхнем листе корпуса расположена башенка механика-водителя. Такая конструкция объясняет участие этой машины в ликвидации последствий аварии.
Основная задача экипажей этой техники — разбор завалов после взрыва 4-го энергоблока и укрытие разрушенных участков слоем почвы и щебня. Это значительно снижало уровень радиации и позволяло приступать к сооружению первого саркофага. С помощью этих машин снимали и захоранивали верхний слой почвы на территории, прилегающей к ЧАЭС и 4-му блоку.
Работая в экстремально заражённых условиях, техника сильно загрязнилась радиацией, что сделало дальнейшую эксплуатацию невозможной. На этом месте она стоит уже несколько десятилетий и продолжает излучать радиацию. К сожалению, дозиметра не было под рукой, но интересно, насколько высок уровень её текущего радиоактивного фона.
Из недостатков машины при работе в заражённой зоне следует отметить неудобную конструкцию для проведения дезактивации. Техника имела множество труднодоступных для очистки участков, которые быстро забивались радиоактивной грязью. Из-за этого провести дезактивацию до допустимых уровней практически никогда не удавалось.
Вот такая интересная свалка техники ликвидаторов встретилась на самой окраине Припяти. Эта точка — лишь одна из многих, где доживают свою жизнь стальные ликвидаторы работающие вблизи Чернобыльского реактора-убийцы. В следующей статье я покажу вам еще одно небольшое кладбище техники, спрятанное уже в самой Припяти, среди давно пустых улиц и домов.
Статья создавалась с опорой на уникальные авторские фотографии, сделанные во время экспедиций в зону отчуждения. Все снимки из этого отстойника техники уже были опубликованы на нашем канале и вызвали большой интерес аудитории. Материал прошел серьезную доработку — я дополнил его подробными описаниями, фактами и личными впечатлениями автора, что делает его более глубоким и информативным.
Спасибо за внимание!
Отчеты из самых захватывающих, по мнению автора, заброшенных объектов теперь размещаются только в разделе "Премиум". Подписка на премиум-публикации дарит не только доступ к эксклюзивному контенту, но и вдохновляет автора создавать ещё больше интересного материала для всех!
Все наши материалы из Чернобыльской зоны отчуждения Вы можете посмотреть в подборке: