Найти в Дзене
ComDig | Urban Exploration

Спустя 39 лет осматриваем технику, которая работала рядом с Чернобыльским реактором-убийцей

Во время нашего неофициального похода по Чернобыльской зоне в Припяти мы решили исследовать старый гаражный кооператив. Чтобы добраться туда, пришлось идти по оживленным улицам, но цель того стоила: мы надеялись найти хоть что-то, оставшееся от прежних жителей. По спутниковым картам эти гаражи почти не видны. Кажется, нелегальные гости заглядывают сюда редко — для нас это был шанс найти что-то особенное. Перед поворотом на главную дорогу, возле работающей подстанции, мы заметили заброшенные вагончики и детскую площадку. Что это было? Жилье для рабочих после аварии? Или обычные мастерские? Внутри вагончиков ничего не нашли. Сделали фото для памяти — и пошли дальше, к гаражам. Внимание! Автор не призывает повторять увиденное и настоятельно не рекомендует посещать подобные места. Выскакиваем на дорогу. Рядом грохочет подстанция – не удивительно, если там люди. Крадемся быстрее. Оглядываемся на каждый шелест – вдруг машина? Ого! Видно же с дороги – брошенная техника стоит. Старый ЗИЛ-131,

Во время нашего неофициального похода по Чернобыльской зоне в Припяти мы решили исследовать старый гаражный кооператив. Чтобы добраться туда, пришлось идти по оживленным улицам, но цель того стоила: мы надеялись найти хоть что-то, оставшееся от прежних жителей.

По спутниковым картам эти гаражи почти не видны. Кажется, нелегальные гости заглядывают сюда редко — для нас это был шанс найти что-то особенное.

Перед поворотом на главную дорогу, возле работающей подстанции, мы заметили заброшенные вагончики и детскую площадку. Что это было? Жилье для рабочих после аварии? Или обычные мастерские? Внутри вагончиков ничего не нашли. Сделали фото для памяти — и пошли дальше, к гаражам.

Внимание! Автор не призывает повторять увиденное и настоятельно не рекомендует посещать подобные места.

Выскакиваем на дорогу. Рядом грохочет подстанция – не удивительно, если там люди. Крадемся быстрее. Оглядываемся на каждый шелест – вдруг машина? Ого! Видно же с дороги – брошенная техника стоит. Старый ЗИЛ-131, УАЗ "буханка" и бульдозер перевернутый. Надо снять! Быстренько сошли с асфальта, подбежали к машинам. Пару кадров сделали – и дальше пошли быстрым шагом и перебежками.

Брошенная техника на окраине Припяти.
Брошенная техника на окраине Припяти.

Вот и начало гаражного кооператива. Показались первые гаражи, идем в ту сторону. Дверцы у большинства во все стороны.

Брошеннные гаражи.
Брошеннные гаражи.

Пусто. Осмотрели все. Не то чтоб расстроились сильно, но ожидали чего-то хлестче пустоты. А дорога ведет дальше.

Брошенные гаражи.
Брошенные гаражи.

Отошли от гаражей. Увидели ЗИЛ-130. Самосвал. Стоит без колес. Кабина пустая: все внутренности — сиденья, приборка, руль — вытащены. Просто бесполезный металл, брошенный в лесу на окраине Припяти.

ЗИЛ-130 и остатки другой техники.
ЗИЛ-130 и остатки другой техники.

Тут поодаль стоит еще один старый грузовик. Вид у него, вроде бы, получше, чем у первого. Но какая интересная поза. Он просто замер в таком положении, словно несся на всех парах и раз! – врезался во что-то очень твердое. В груду железа, в металлолом – и завис. Насовсем.

ЗИЛ-130.
ЗИЛ-130.

На открытой площадке стоит еще несколько старых грузовиков — в числе которых ГАЗ-66 бортовой и ещё пара ЗИЛ-130.

ГАЗ-66.
ГАЗ-66.

Это тоже техника, которая долгое время использовалась ликвидаторами. Здесь все использовалось ликвидаторами.

ГАЗ-66 и ЗИЛ-130.
ГАЗ-66 и ЗИЛ-130.

Еще одна интересная находка – это бортовик Урал-375Д. Один из самых целых на всей этой свалке грузовиков. Ну куда ж без фотосессии? Поочередно щелкнулись с этим старичком на память.

Надпись «Зона» на дверце. Это не просто так – машина-пленник: во время ликвидации последствий аварии была наглухо привязана к территории зоны отчуждения ЧАЭС, покидать зону отчуждения через КПП ей было запрещено.

Урал.
Урал.

Буквы: «АТХ-2». Первое, что в голову прилетело — «Автотранспортное хозяйство-2». Возможно, название парка или гаража. А может, и нет. Загадка так загадкой и осталась.

Урал.
Урал.

Но внутри кабины — маленькое чудо. Сохранилась оплетка руля, та самая «баранка»! Плетеная, потрепанная, но держится. Такие детали всегда приятно удивляют – фактура, которую можно пощупать.

Кабина Урала.
Кабина Урала.

В кустах у дороги спрятались два армейских МАЗ-537. Это мощные, знаменитые советские тягачи. Знакомы они многим: раньше такие машины возили баллистические ракеты для самых серьезных армейских частей. После Чернобыля их сила тоже пригодилась – МАЗы возили тяжеленные блоки для строительства того самого Саркофага "Укрытие-1".

Но сейчас картина грустная. Видно, что побывали здесь люди, которым история техники безразлична, как и здоровье. Они открутили и забрали все, до чего смогли дотянуться. И что самое дикое – радиационный фон явно их не испугал. Как будто разбирали старый трактор у себя в гараже, а не в зоне отчуждения.

Брошенные тягачи МАЗ-537.
Брошенные тягачи МАЗ-537.

Прошло 39 лет с аварии на ЧАЭС, а разбросанная на окраине Припяти техника все так и стоит на своих местах. Поражает, насколько разное у нее состояние. Одни машины разобраны буквально до основания. Другие же, на удивление, сохранились почти целиком: кабина на месте, капот цел, опознать модель легко. Но время, обстоятельства и люди не щадят ее — видно, что все это медленно, но верно разграбляется.

ЗИЛ-130.
ЗИЛ-130.

В этом месте грабеж продолжается даже сейчас. Чаще всего зилов снимают колеса. Вы догадываетесь, кому нужны целые, редкие теперь покрышки для такой техники:)

МАЗ.
МАЗ.

Эта техника гниет в лесу не просто так. Не на соседней ПМК-35 её оставили по делу. Взять те же ИМР-2. Что они делали с такими ковшами? Брали радиоактивный графит — прямо из-под разрушенного 4-го энергоблока.

ИМР.
ИМР.

Машина оснащена герметичным корпусом с противоатомной защитой. Защита позволяла снизить суммарную дозу облучения экипажа в 10 раз. Днище усилено стальными листами, а подбашенный лист изменён — на верхнем листе корпуса расположена башенка механика-водителя. Такая конструкция объясняет участие этой машины в ликвидации последствий аварии.

Основная задача экипажей этой техники — разбор завалов после взрыва 4-го энергоблока и укрытие разрушенных участков слоем почвы и щебня. Это значительно снижало уровень радиации и позволяло приступать к сооружению первого саркофага. С помощью этих машин снимали и захоранивали верхний слой почвы на территории, прилегающей к ЧАЭС и 4-му блоку.

Работая в экстремально заражённых условиях, техника сильно загрязнилась радиацией, что сделало дальнейшую эксплуатацию невозможной. На этом месте она стоит уже несколько десятилетий и продолжает излучать радиацию. К сожалению, дозиметра не было под рукой, но интересно, насколько высок уровень её текущего радиоактивного фона.

ИМР.
ИМР.

Из недостатков машины при работе в заражённой зоне следует отметить неудобную конструкцию для проведения дезактивации. Техника имела множество труднодоступных для очистки участков, которые быстро забивались радиоактивной грязью. Из-за этого провести дезактивацию до допустимых уровней практически никогда не удавалось.

Перевернутый автобус на свалке радиооактивной техники на окраине Припяти.
Перевернутый автобус на свалке радиооактивной техники на окраине Припяти.

Вот такая интересная свалка техники ликвидаторов встретилась на самой окраине Припяти. Эта точка — лишь одна из многих, где доживают свою жизнь стальные ликвидаторы работающие вблизи Чернобыльского реактора-убийцы. В следующей статье я покажу вам еще одно небольшое кладбище техники, спрятанное уже в самой Припяти, среди давно пустых улиц и домов.

Статья создавалась с опорой на уникальные авторские фотографии, сделанные во время экспедиций в зону отчуждения. Все снимки из этого отстойника техники уже были опубликованы на нашем канале и вызвали большой интерес аудитории. Материал прошел серьезную доработку — я дополнил его подробными описаниями, фактами и личными впечатлениями автора, что делает его более глубоким и информативным.

Спасибо за внимание!

Отчеты из самых захватывающих, по мнению автора, заброшенных объектов теперь размещаются только в разделе "Премиум". Подписка на премиум-публикации дарит не только доступ к эксклюзивному контенту, но и вдохновляет автора создавать ещё больше интересного материала для всех!

ComDig | Urban Exploration | Дзен

Все наши материалы из Чернобыльской зоны отчуждения Вы можете посмотреть в подборке:

Чернобыльская зона отчуждения | ComDig | Urban Exploration | Дзен