Найти в Дзене

С чистого листа. Глава 40. Рассказ

"... - Я окончила педагогическое училище в Минске, в этом году получила диплом, но пока не работаю.

- Наверное, мест нет? - спросила бабушка. - Неужели свободный диплом дали?

- Да, сказали, чтобы мы сами искали себе работу, - ответила Надя ..."

Начало

Глава 39

Читайте: Железная леди

Надя повернула голову и увидела пожилую женщину. Она одной рукой взялась за ограду, а во второй руке держала грабли. Была женщина худенькой и маленькой. Её лицо избороздили глубокие морщины, а уголки глаз были опущены вниз.

- Кто ты и зачем пришла сюда? - повторила женщина вопрос.

- Здесь похоронен мой отец, - тихо ответила Надя. Она уже догадалась, что эта её бабушка по отцу.

Женщина подошла ближе и дотронулась до Надиного плеча. Затем погладила её по волосам, а потом тихо сказала:

- И мушка над губой у тебя такая же, как у моего Петеньки. Значит, не обманывала меня та девушка, что давным-давно приходила к нам домой... Значит, правду сказала... А я не поверила ей... В таком состоянии была, что никого видеть не хотела... Только о Петеньке думала... Потом, когда время прошло, жалела, что тогда не выслушала твою маму, но время вспять не повернуть...

- Я хотела встретиться с Вами, но мама отказалась дать адрес. Боялась, что Вы и мне не поверите.

- Ты прости меня, девочка, если сможешь... Сколько раз я себя ругала, сколько раз приходила сюда и думала, что встречу тебя и твою мать. Видела цветы, которые не я оставила. Понимала, что кто-то ещё приходит к моему сыну. Надеялась, что встречусь с теми, кто его навещает, но никак не удавалось застать тебя и твою мать.

- Мы не так часто приезжали. Из нашей деревни не так просто выбраться. Да и отдать нужно целый день, чтобы съездить на кладбище.

- Как звать тебя, девочка? - спросила старенькая женщина. Её голос дрожал, а руки тряслись...

- Я Надя, а мою маму Галиной звать, - ответила Надя. - А к Вам как обращаться?

- Валентина, но, если сможешь, называй меня просто бабушкой. Мне так будет приятнее.

Надя улыбнулась, вспомнив свою подругу, оставшуюся в Молдавии, сказала:.

- Все Валентины очень добрые. Одна мне очень помогла. Можно сказать, что только благодаря ей я сейчас здесь.

- Наденька, прости ты меня, девочка... - заплакала бабушка и обняла внучку. Потом обратилась к сыну. Говорила так, как будто он в этот момент присутствовал рядом и мог её слышать: - Видишь, Петенька, как всё вышло. Ты соединил нас с Наденькой. Уж теперь-то мы больше не потеряемся.

- Надеюсь, - улыбнулась Надя.

- И я очень на это надеюсь, - ответила пожилая женщина. - Я ведь совсем одна осталась. Моя Полина, сестра Петеньки, замуж выскочила за латыша и укатила в Ригу. Раньше, когда был Советский Союз, приезжала часто. А сейчас сама знаешь, все разделились. Живём в разных странах. Не так просто приехать. Так что общаемся в основном по телефону. У тебя, Надя, брат двоюродный есть - Янис. Только он по-русски говорит плохо. В Риге сейчас преследуют всех, кто говорит на русском языке...

Бабушка присела на самодельную лавочку, сказав, что долго стоять она не может, потому что очень болят ноги. Затем предложила поехать домой.

- Но Вы ведь с инструментами пришли. Значит, убрать хотели. Вы посидите, а я всё быстренько уберу.

- Листья с деревьев опадают и всё засыпают. Я каждый раз с граблями прихожу, убираю... И сегодня думала, что выгребу и вынесу, но не могу, сил нет...

Надя больше ничего не говорила. Взяла грабли и начала ими ловко сгребать опавшую листву. В труднодоступных местах она собирала листья руками, надев перчатки, которые принесла с собой бабушка.

Справилась Надя быстро. Всё это время бабушка задавала ей вопросы. Спрашивала о том, как они с мамой жили все эти годы.

Надя вкратце рассказала, показав маму в самом лучше свете, при этом ничего плохого не сказала об отчиме. Не хотела, чтобы бабушка начала ругать её мать и думала о ней плохо.

- Я окончила педагогическое училище в Минске, в этом году получила диплом, но пока не работаю.

- Наверное, мест нет? - спросила бабушка. - Неужели свободный диплом дали?

- Да, сказали, чтобы мы сами искали себе работу, - ответила Надя.

- Вот и моя приятельница говорила, что сейчас почти всеми дают "свободные". Не хотят молодёжь трудоустраивать. И что ты думаешь делать?

Надя призналась:

- Пока не знаю, я ведь на заработки ездила в Италию. Только сегодня вернулась.

- Как ты отважилась на такое? - всплеснула руками бабушка. - Как мама тебя отпустила?

- Если честно сказать, то мама до сих пор ничего не знает. Думает, что я в Минске на работу устроилась, - ответила Надя подавленным тоном, и бабушка поспешила ответить:

- Как хорошо, что ты вернулась. Пойдём домой. Там и поговорим. Ты ведь никуда не спешишь?

- Вечером собираюсь поехать в Солнечный. Это посёлок, где мы живём.

- До вечера ещё много времени, - сказала бабушка и поднялась со скамейки. - Прощай, Петенька. Не бойся, теперь я Надю не потеряю...

Надя взяла маленькую сумочку - свой небогатый багаж. Никаких вещей при себе у неё не было. Она как убежала от Антонио в чём была, так и приехала в Минск. Несла Надя и грабли, те, что принесла бабушка. Хоть она то и дело говорила внучке, что сама понесёт инструмент, но Надя не согласилась...

В электричке было много пассажиров. Рядом с Надей и её бабушкой сидели люди и вели разговоры о трудной жизни. Вспоминали былые времена, говорили, что только теперь поняли, как хорошо жили. Одна женщина сообщила: снова подорожали продукты, а вторая ей ответила, что сейчас деньги как фантики. Люди устали, они мечтали о стабильности, которой сейчас так не хватало.

Надя слушала разговоры взрослых, но их слова доносились как будто откуда-то издалека. После уборки листьев Надя чувствовала себя ещё хуже, чем было после ночи на верхней полке в поезде. Живот ныл, боли были то резкими, то наоборот, тянущимися. Наде казалось, что она не может дышать полной грудью. Стоило ей сделать глубокий вздох, как боль внизу живота усиливалась. Больше болело с правой стороны. Отдавало в поясницу и промежность. Во время схваткообразной боли сильно кружилась голова. Надя видела всё происходящее вокруг как во сне. Капельки холодного пота появились на её лице. Тогда попутчица, что сидела напротив, спросила:

- Девушка, Вам плохо? Может, у Вас температура?

Валентина сидела рядом и не видела, какой бледной стала Надя. Когда повернула голову и увидела выступивший пот на лице внучки, испугалась.

- Наденька, что с тобой? Сейчас приедем и пойдём к дежурному врачу.

- Всё нормально, не переживайте, - через силу ответила Надя. Ей было стыдно перед бабушкой и перед незнакомыми людьми в электричке. Все переживали за неё, думая, что ей плохо. Она же представляла, как изменится выражение лица бабушки, когда та узнает, что её внучка беременна...

Боль постепенно утихла, и Надя не хотела идти к дежурному врачу. Но здесь почувствовала, как внутри что-то лопнуло. До дежурного врача она дошла вместе с бабушкой, а дальше ничего не помнила. Она не слышала, как врач, дежуривший в вокзале, вызвал скорую, как приехала бригада и как доставила её в больницу.

Надя пришла в себя, когда ей сделали операцию. Она лежала в отдельной палате, а рядом с ней стояла молодая девушка в белом халате.

- Скажите, пожалуйста, что со мной? - слабым голосом спросила Надя.

- Вне...маточная беременность. Вам сделали операцию, - ответила медицинская сестра.

Узнав новость, Надя огорчилась и обрадовалась одновременно. Своего ещё не родившегося ребёнка она уже любила и даже представляла, каким он будет, но очень боялась, что из-за увлечения Влада "травкой" у малыша могут быть проблемы со здоровьем...

Продолжение