Найти в Дзене
Жить во Владивостоке

Эксперимент Токаржевского: 1350 кВт, которые изменили будущее Владивостока

Оглавление

Всё началось с письма.

Обычного коммерческого предложения — от
торгового дома «Кромптон и Швабе».

Они предложили городу сделку:
«Мы даём вам свет и трамваи. А вы даёте нам 35 лет концессии».

Город подумал… и
почти согласился.

Но дальше началось такое, что кажется сюжетом для сериала:

⚙ Переговоры.

📐 Комиссии.

📊 Переносы.

И, конечно же,
проблемы с трубой, которая — внезапно — оказалась на сажень не в том месте.

Почему Владивосток не отдал электричество частникам?

Тогда, в 1901 году, решение казалось очевидным — отдать проект подрядчику, ведь технологий не было, опыта не было, денег особо тоже не было.

Но городская дума сыграла иначе.

Выслушала. Подумала.

И 22 марта 1906 года сказала:

“Это будет доходное дело. Значит, делать будем сами.”

Смело? Ещё как.

Ведь речь шла не о лампочке в кабинете, а о
всей системе освещения и первого городского трамвая.

Где должна была стоять электростанция?

О, здесь география — не просто фон, а настоящий квест.

Сначала — Первая Речка.

Потом —
Жариковский овраг.

Затем решили:

«Центральную станцию — к Безымянной батарее, улица Тюремная, 20»,

«А вагонное депо — в Гнилом углу, то есть там, где сейчас Луговая.»

Что характерно: все эти точки находятся на подъёмах, с нестабильным рельефом, и с водой не всё просто.

Но отказались от удобства — в пользу
мощного, стратегического расположения.

И вот — проект готов! И даже инженер есть: С.К. Токаржевский

1350 кВт — мощность станции.

Солидно для того времени.

Подрядчики — Залевский и Шарбатов.

Контракт подписан.

Начинается стройка.

И тут…

"Поднимай!" — "Лопнуло!"

Сцена почти театральная:

Ноябрь 1911 года.

Рабочие собирают
трубу из 30 железных колец. Ставят мачты. Поднимают.

И...

Тали лопаются. Труба падает.

Вы думаете — на этом всё?

Ха!

Пробуют снова — и понимают: труба
не попадает в фундамент на целую сажень. Просто промах. Технический. Геометрический. Судьбоносный.

А дальше — испытания. И, наконец, запуск.

К концу 1911 года в городе уже были свои «маленькие» электростанции:

  • У Кунст и Альберса — 125 кВт
  • У Чурина и К° — 40 кВт
  • У Чирвинского и Радомышельского — тоже что-то капало

Параллельно порт военный запускает три машины по 200 кВт.

И всё равно — не хватало.

А 18 февраля 1912 годаэто уже праздник:

Городская электростанция официально запущена.

1350 киловатт — в постоянную эксплуатацию.

С гарантией на год.

С котлами, выдержавшими 18 атмосфер.

С Берденниковым в роли первого руководителя.

Всё — на полном ходу.

А потом пришёл 1922 год. И началась вторая жизнь станции.

Город передаёт станцию Комхозу.

Начинается реконструкция.

Котлы чинят. Турбины усиливают. Частников — вымывают.

А главное:
тарифы — снижают.

Электричество становится не просто удобством, а
базой развития Владивостока.

Свет — в дома.

Свет — на улицы.

Свет — в будущее.

Почему эта история важна?

Потому что это был не просто запуск станции.

Это было
решение взять управление ресурсом в свои руки, несмотря на страх, ошибки, провалы и промахи в фундаменте.

И когда сегодня мы проезжаем мимо улицы Тюремной…

…возможно, стоит вспомнить:
именно здесь Владивосток включил свой первый свет.

👉 Хотите больше таких историй?

Ставьте лайк и поделитесь статьёй — пусть город помнит, с чего всё начиналось.