Найти в Дзене
Живописные истории

«Стигматизация Святого Франциска» Орацио Джентилески

На этой картине Орацио Джентилески (1563-1639) изображает момент после того, как Святой Франциск получил стигматы на горе Ла Верна. Лучи чудесного света освещают фигуры. Из глаз святого текут слёзы, свидетельствуя о его скорби по страданиям Христа, но также и намекая, в более общем смысле, на то, что религиозные писатели XVI и XVII веков называли даром слёз. В своём трактате «Delli dolori di Christo Signor Nostro», опубликованном в Бергамо в 1598 году, монах-капуцин Матиас да Сало писал о "сладких и горьких слезах, которые, омывая лицо, обжигают изнутри". Игнатий Лойола различал три вида слёз: те, что возникают от мыслей о своих или чужих грехах, те, что возникают – как здесь – от размышлений о жизни Христа, и те, что проистекают от любви к божественным личностям. Расправив крылья, ангел явно пытается поддержать падающего святого. Данная картина тесно связана с другой работой художника. Возможно, Джентилески запечатлел первоначальную позу фигуры Святого Франциска, используя пример

На этой картине Орацио Джентилески (1563-1639) изображает момент после того, как Святой Франциск получил стигматы на горе Ла Верна.

Стигматизация Святого Франциска, 1600/1601 гг.
Стигматизация Святого Франциска, 1600/1601 гг.

Лучи чудесного света освещают фигуры.

Из глаз святого текут слёзы, свидетельствуя о его скорби по страданиям Христа, но также и намекая, в более общем смысле, на то, что религиозные писатели XVI и XVII веков называли даром слёз.

В своём трактате «Delli dolori di Christo Signor Nostro», опубликованном в Бергамо в 1598 году, монах-капуцин Матиас да Сало писал о "сладких и горьких слезах, которые, омывая лицо, обжигают изнутри".

Игнатий Лойола различал три вида слёз: те, что возникают от мыслей о своих или чужих грехах, те, что возникают – как здесь – от размышлений о жизни Христа, и те, что проистекают от любви к божественным личностям.

Расправив крылья, ангел явно пытается поддержать падающего святого.

Данная картина тесно связана с другой работой художника.

Святой Франциск, поддерживаемый ангелом
Святой Франциск, поддерживаемый ангелом

Возможно, Джентилески запечатлел первоначальную позу фигуры Святого Франциска, используя пример с картины «Святой Франциск, поддерживаемый ангелом».

Однако, несмотря на всё сходство в позе святого и расположении его облачения, на рассматриваемой работе наблюдается заметное изменение настроения и стиля.

То, что на предыдущей работе воспринимается как внутренний опыт, здесь воплощено во внешнем виде – используемый подход гораздо более наглядный.

То, как ангел, согнув ногу и запрокинув голову, левой рукой держится за пояс одеяния святого, а правой поддерживает Франциска под мышку, наводит на мысль, что Джентилески изучал механику этой позы у натурщика.

Тот же реалистический замысел очевиден в изображении грубой ткани, заплаток и рваных краев одеяния святого (черты, которые связывают картину с реформаторским рвением капуцинов), в блеске и фактуре крыльев ангела и в различных растениях.

Среди которых можно распознать одуванчик, клевер и инжир.

Инжир обычно ассоциируется с Воскресением и является мотивом, подчеркивающим аналогию Стигматизации со Страстями Христовыми.

Картина находится в Музее изящных искусств в Хьюстоне.