Найти в Дзене
Живописные истории

«Святой Франциск, поддерживаемый ангелом» Орацио Джентилески

В соответствии с обновленной духовностью XVI века и, в частности, реформаторским рвением ордена капуцинов (независимой ветви францисканцев, утвержденной Павлом III в 1536 году), культ святого Франциска вновь обрел популярность. Святой XIII века стал образцом религиозной практики, в которой особое внимание уделялось его схожести с Христом благодаря появившимся у него стигматам. Его изображали в экстазе, утешаемым ангелом, который либо поддерживает его, либо, паря в вышине, играет на скрипке. Орацио Джентилески (1563-1639) рассматривал тему Святого Франциска, утешаемого ангелом, не менее четырех раз. Его стремление раскрыть тему и показать внутреннюю жизнь святого напрямую связана с его пониманием одного из фундаментальных парадоксов живописи в стиле Караваджо (1571-1610): она не зависит от сложных поз и выразительных жестов; психологическая напряженность, наоборот, усиливается, когда художник рассматривает фигуру как в натюрморте, концентрируясь на эффекте реального, физического присутс

В соответствии с обновленной духовностью XVI века и, в частности, реформаторским рвением ордена капуцинов (независимой ветви францисканцев, утвержденной Павлом III в 1536 году), культ святого Франциска вновь обрел популярность.

Святой XIII века стал образцом религиозной практики, в которой особое внимание уделялось его схожести с Христом благодаря появившимся у него стигматам.

Его изображали в экстазе, утешаемым ангелом, который либо поддерживает его, либо, паря в вышине, играет на скрипке.

Орацио Джентилески (1563-1639) рассматривал тему Святого Франциска, утешаемого ангелом, не менее четырех раз.

Его стремление раскрыть тему и показать внутреннюю жизнь святого напрямую связана с его пониманием одного из фундаментальных парадоксов живописи в стиле Караваджо (1571-1610): она не зависит от сложных поз и выразительных жестов; психологическая напряженность, наоборот, усиливается, когда художник рассматривает фигуру как в натюрморте, концентрируясь на эффекте реального, физического присутствия.

Рассматриваемая картина — это его самое раннее подобное изображение — первый шаг в этом направлении.

Святой Франциск изображен в полный рост, его тело обмякло, голова покоится на руках юного ангела, который пристально смотрит на истощенное лицо.

Возможно, не случайно поза святого напоминает позу падающей в обморок Девы Марии у подножия креста.

Активная поза ангела, возможно, призвана создать визуальный контраст — contrapposto — с безвольным телом святого.

Тот факт, что святой изображен в сандалиях, а не босиком, указывает на то, что картина не предназначалась для капуцинского заведения или покровителя с галстуками капуцинов.

Тот факт, что святой изображен в сандалиях, а не босиком, указывает на то, что картина не предназначалась для монастыря капуцинов или для их покровителя.

Предлагаемая датировка картины примерно 1601-1603 года. Её размер 139.5х101 см. Находится она в Музее изящных искусств в Бостоне.