Привет, ценители мощного саунда! Хочу сделать небольшую ремарку перед тем, как мы начнем.
У меня была идея: добавить к каждому фильму видео, чтобы вы сразу окунулись в атмосферу. Но, как это часто бывает, техника внесла свои коррективы. Встраивание видео через ВК — та еще рулетка, и я не хочу, чтобы вы смотрели на пустые экраны вместо леденящих кровь трейлеров. Это был бы просто мартышкин труд.
Поэтому компромисс такой: я оставлю здесь лишь несколько самых культовых роликов в качестве ориентира. А поиск остальных треков станет вашим персональным саунд-трипом. Уверен, кому действительно интересно, тот найдет и получит от этого еще больше удовольствия!
Музыка в фильмах ужасов — это не просто фон. Это оружие. Она атакует подсознание, заставляет сердце биться в унисон с тревожным ритмом и превращает обычную комнату в обитель зла. Великие хоррор-саундтреки вышли далеко за пределы кино, породив целые жанры, вдохновив Portishead и Boards of Canada, и создав культ коллекционирования винила с жуткими обложками.
Команда Extreme Sound погрузилась в самые темные уголки фонотек, чтобы составить окончательный рейтинг саундтреков, которые навсегда изменили наше представление о страхе. Это не просто музыка — это чистый звуковой террор.
35. «Экстро» / Xtro (1982) — Гарри Бромли Дэвенпорт
Сам фильм — причудливый британский беспорядок, но его саундтрек — чистое золото. Режиссер, будучи классическим пианистом, сам сел за синтезаторы и создал минималистичную, навязчивую и гипнотическую партитуру, отдающую дань уважения Джону Карпентеру.
- Факт: Дэвенпорт признавался, что на написание музыки его вдохновил саундтрек к «Суспирии». Он хотел добиться такого же потустороннего настроения, но средствами электроники.
34. «Зомби 2» / Zombi 2 (1979) — Фабио Фрицци
Лючио Фульчи — бог итальянского хоррора, а Фабио Фрицци — его главный музыкальный пророк. Заглавная тема — это медленный, неотвратимый электронный марш. Дальше — безумие: африканские ритмы и стоны меллотрона, которые Фрицци называл «звуком мертвых».
33. «Каннибалы-гуманоиды из подземелий» / C.H.U.D. (1984) — Мартин Купер и Дэвид Хьюз
Два музыканта из поп-группы Orchestral Manoeuvres in the Dark (OMD) написали музыку к фильму о монстрах-людоедах. Результат? Мечтательный, но зловещий синт-саундтрек, записанный на «одолженный» у OMD сэмплер. Идеально передает клаустрофобию подземного Нью-Йорка.
32. «Город живых мертвецов» / Nightmare City (1980) — Стельвио Чиприани
Фильм — чистый хаос: зомби здесь бегают и стреляют. Саундтрек под стать — шизофренический коктейль из «Дракула-диско», грустных баллад и яростных дуэлей синтезаторов с саксофоном.
31. «Почти полная тьма» / Near Dark (1987) — Tangerine Dream
Легенды электроники Tangerine Dream написали музыку к вампирскому роуд-муви Кэтрин Бигелоу. Фильм провалился в прокате, но его саундтрек — эталон атмосферы 80-х: мрачный, цифровой, меланхоличный. Идеально для ночной поездки по пустынному шоссе.
30. «Восставший из ада» / Hellraiser (1987) — Кристофер Янг
Мало кто знает, но изначально музыку для фильма должна была писать индастриал-группа Coil. Продюсеры испугались их резкого звука и пригласили Кристофера Янга. Он создал величественный, готический и оперный симфонический саундтрек, превративший кровавый слэшер в мрачную, трагическую сказку.
29. «Роботы-убийцы» / Chopping Mall (1986) — Чак Чирино
Сюжет прост: охранные роботы в ТЦ сходят с ума. Саундтрек — концентрированная энергия 80-х. Пульсирующая, нервная, неоновая музыка, записанная в подвале за три недели. Идеальное сопровождение для бойни с лазерами и взрывающимися головами.
28. «По ту сторону черной радуги» / Beyond the Black Rainbow (2010) — Sinoia Caves
Фильм — трибьют эпохе 80-х, а саундтрек — любовное письмо Джону Карпентеру и Tangerine Dream. Джереми Шмидт (клавишник Black Mountain) использовал только старые аналоговые синтезаторы, чтобы создать идеальный звук ретро-футуризма: холодный, отстраненный, но гипнотически красивый.
27. «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chainsaw Massacre (1974) — Тоуб Хупер и Уэйн Белл
Это не саундтрек. Это звуковой ландшафт ада. Режиссер Тоуб Хупер и звукорежиссер Уэйн Белл смешали скрежет металла, радиопомехи и звуки скотобойни. Музыка и эффекты сливаются в единый кошмарный гул, который давит на психику не меньше, чем вид Кожаного Лица.
26. «День мертвецов» / Day of the Dead (1985) — Джон Харрисон
Джордж Ромеро завершает свою трилогию самым мрачным фильмом, а Джон Харрисон (сыгравший в нем зомби!) пишет для него самый странный саундтрек. Легкие карибские мотивы соседствуют с ледяной электроникой и гнетущей атмосферой.
- Кстати: Сам Джордж Ромеро обожал эту музыку и слушал ее в машине, называя своим «изи-лиснингом».
25. «Побудь в моей шкуре» / Under the Skin (2013) — Мика Ливай
Скарлетт Йоханссон в роли инопланетянки. Мика Ливай создала саундтрек, вдохновленный авангардными композиторами XX века. Это тревожный, скрипучий, диссонирующий и абсолютно неземной звук.
24. «Бугимен» / The Boogeyman (1980) — Тим Крог
Музыка Тима Крога — нечто среднее между «Изгоняющим дьявола» и «Хэллоуином». Этот минималистичный, но мелодичный синтезаторный саундтрек придал грязному слэшеру столь необходимый элемент класса.
23. «Заводной апельсин» / A Clockwork Orange (1972) — Венди Карлос
Для антиутопии Кубрика пионер электроники Венди Карлос взяла классику (Бетховена) и пропустила ее через синтезатор. Искаженные звуки идеально отразили главную тему: извращение всего живого.
- Кстати: Именно в этом саундтреке впервые в истории был использован вокодер.
22. «Плетёный человек» / The Wicker Man (1973) — Пол Джованни и Magnet
На первый взгляд, это очаровательные британские фолк-баллады. Но в контексте фильма о языческом культе эти невинные песенки приобретают зловещий, ритуальный оттенок.
21. «Изгоняющий дьявола 2: Еретик» / Exorcist II: The Heretic (1977) — Эннио Морриконе
Фильм провалился, но его спасает саундтрек великого Морриконе. Маэстро выдал одну из своих самых странных и жутких работ: афро-кубинские ритуалы, прог-рок и неземной голос в «Теме Риган».
20. «Маньяк» / Maniac (1981) — Джей Чаттауэй
Приятные мелодии постоянно прерываются взрывами шума и диссонирующими синтезаторами. Это музыка, которую мог бы полюбить главный антагонист Фрэнк Зито, снимающий скальпы со своих жертв.
19. «Маньяк» / Maniac (2012) — Rob
Для ремейка с Элайджей Вудом французский композитор Роб отбросил грязный звук оригинала. Вместо этого он взял стиль Карпентера и Goblin и превратил его в огромные, меланхоличные и романтичные волны синтезаторного звука.
18. «Видеодром» / Videodrome (1983) — Говард Шор
Гениальный саундтрек к гениальному фильму. Говард Шор записал музыку для струнного оркестра, а затем смешал ее с теми же партиями, запрограммированными на синтезаторе. Слушатель не может понять, где реальность, а где ее копия.
- Кстати: Роль соблазнительной и загадочной радиоведущей Никки Брэнд в фильме исполнила не кто иная, как Дебби Харри, легендарная вокалистка группы Blondie. Её статус иконы новой волны и панк-сцены идеально вписался в концепцию Кроненберга о слиянии медиа, плоти и искушения.
17. «Кристина» / Christine (1983) — Джон Карпентер и Алан Хауарт
Один из лучших саундтреков Карпентера. Он идеально передает эмоции одержимого автомобиля: от холодной машинной ярости до почти человеческой тоски. Треки «Moochie's Theme» и «Christine Attack» — чистая магия колдвейва.
16. «Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном» / Kwaidan (1965) — Тору Такэмицу
Японский авангардный композитор использовал тишину как полноценный инструмент. Но когда музыка появляется, она пробирает до костей. Звуки традиционных японских инструментов искажены и превращены в нечто потустороннее.
15. «Психо» / Psycho (1960) — Бернард Херрманн
Визжащие скрипки в сцене в душе. Хичкок хотел обойтись без музыки, но Херрманн настоял на своем, и его пронзительные, диссонирующие струнные навсегда изменили кино.
14. «Крепость» / The Keep (1983) — Tangerine Dream
Фильм Майкла Манна — запутанный, но визуально ошеломляющий. И именно саундтрек Tangerine Dream удерживает всю конструкцию вместе. Их космическая, тягучая электроника идеально продает эту историю о нацистах, пробудивших древнее зло.
13. «Дрожь» / Tenebrae (1982) — Simonetti-Pignatelli-Morante (Goblin)
Участники Goblin здесь отходят от прог-рока и выдают ледяное, бездушное итало-диско. Музыка, под которую можно стильно убивать и так же стильно танцевать.
- Кстати: Французский дуэт Justice сэмплировал заглавную тему для своих хитов.
12. «Фантазм» / Phantasm (1979) — Фред Майроу и Малкольм Сигрэйв
Запоминающаяся тема из восьми нот и целый арсенал органов, меллотронов и синтезаторов. Медленная, зловещая и помпезная музыка, идеально подходящая сюрреалистическому кошмару о высоком гробовщике и летающих сферах-убийцах.
11. «Седьмые врата ада» / The Beyond (1981) — Фабио Фрицци
Еще один шедевр от дуэта Фульчи-Фрицци. Безумная смесь из резинового баса, флейт и прог-оркестровых аранжировок. Саундтрек идеально подчеркивает безысходность фильма, где портал в ад открывается под отелем.
10. «Сияние» / The Shining (1980) — Венди Карлос, Кшиштоф Пендерецкий и др.
Кубрик использовал лишь пару треков Венди Карлос. Основу саундтрека составила музыка авангардного композитора Кшиштофа Пендерецкого. Его «удушающие» струнные и шипящие хоры стали голосом отеля «Оверлук».
9. «Ребёнок Розмари» / Rosemary’s Baby (1968) — Кшиштоф Комеда
Невинная колыбельная, которую напевает сама Миа Фэрроу, скрывает за собой ужас. Польский джазовый композитор Комеда написал невероятно тонкую и тревожную музыку, в которой всегда чувствуется скрытая угроза.
8. «Омен» / The Omen (1976) — Джерри Голдсмит
Этот саундтрек получил «Оскар». Его главная тема, «Ave Satani», стала гимном сатанизма в поп-культуре. Голдсмит взял фразы из католической мессы, перевернул их смысл и отдал злому хору. Так звучит пришествие Антихриста.
7. «Носферату: Призрак ночи» / Nosferatu the Vampyre (1979) — Popol Vuh
Вместо ожидаемой жути краут-рок группа Popol Vuh написала невероятно меланхоличный и красивый саундтрек. Акустические гитары и фортепиано контрастируют с гротескным образом вампира, придавая ему трагизм.
6. «Нечто» / The Thing (1982) — Эннио Морриконе
Джон Карпентер пригласил своего кумира Морриконе и попросил его об одном: «поменьше нот». Морриконе создал минималистичный, ледяной и параноидальный саундтрек, где тишина пугает не меньше, чем звуки.
- Кстати: Музыка, не вошедшая в «Нечто», была позже использована Морриконе в «Омерзительной восьмёрке», за которую он получил «Оскар».
5. «Ад каннибалов» / Cannibal Holocaust (1980) — Риз Ортолани
Один из самых шокирующих фильмов сопровождает один из самых красивых саундтреков. Мечтательная и нежная музыка Рица Ортолани играет на контрасте с запредельной жестокостью. Этот диссонанс делает происходящее еще более жутким.
4. «Суспирия» / Suspiria (1977) — Goblin
Дарио Ардженто попросил Goblin написать музыку, которая будет наводить ужас. Они использовали экзотические инструменты и синтезатор Moog, чтобы создать леденящую тему, похожую на мелодию из дьявольской музыкальной шкатулки.
3. «Кэндимен» / Candyman (1992) — Филип Гласс
Легендарный композитор-минималист Филип Гласс идеально подобрал звук для фильма ужасов. Его фирменные гипнотические повторения и неумолимое движение создают ощущение неотвратимой гибели.
2. «Хэллоуин 3: Сезон ведьм» / Halloween III: Season of the Witch (1982) — Джон Карпентер и Алан Хауарт
Фильм без Майкла Майерса получил и соответствующий саундтрек. Карпентер и Хауарт отказались от знаменитой мелодии и создали нечто новое: мрачный, искаженный, почти эмбиентный саундтрек, полный электронного шума и индустриального скрежета.
1. «Хэллоуин» / Halloween (1978) — Джон Карпентер
И вот он, король. Гениальность в простоте. Джон Карпентер написал эту музыку за три дня. Он сочинил главную тему в нестандартном размере 5/4, сыграв ее на фортепиано. Эта простая, но нервная и «неправильная» мелодия стала синонимом страха. Она доказывает, что для создания абсолютного ужаса достаточно одного пианино и гениальной идеи.
Этот список — не просто перечисление, это звуковая карта наших страхов, составленная Extreme Sound.
А теперь ваша очередь! Какой саундтрек заставляет ваше сердце биться чаще? Какой шедевр мы упустили? Делитесь в комментариях!