Найти в Дзене
Азбука

Лучшее фэнтези всех времен: 6 прародителей жанра

Оглавление

Откуда пошло фэнтези? Чья интерпретация древних мифов и сказаний оказала наибольшее влияние на литературные умы на столетия вперед? Чьи сказки стали предвестниками нового направления? Об этом всем мы расскажем в этой статье, первой из серии «Лучшее фэнтези всех времен». Как и всегда, мы не пытаемся рассказать обо всех авторах, подпадающих под это определение, но, скорее, подсветить несколько произведений, важных для развития жанра, в том числе не самых очевидных.

Овидий

-2

Мифология как таковая была первой попыткой человечества осмыслить необъяснимое через фантастическое. А мифы Древней Греции и Древнего Рима до сих пор остаются одним из наиболее цитируемых канонов, благодаря ярким визуальным образам (крылья Икара, гранат Персефоны), отважным героям и своенравным богам, насыщенным коллизиям. Один из наиболее значимых и объемных сборников античных мифов — это поэма «Метаморфозы» Овидия. Живописуя различные превращения из древних легенд, поэма являет собой богатейшее собрание мифологических персонажей, исторических реалий, фантазий, иронии и остроумных ходов. Она вдохновляла творцов сквозь века, от Данте и Шекспира до французского режиссера Кристофа Оноре, в 2014 адаптировавшего «Метаморфозы» в одноименный фильм, где действие перенесено в современность.

«Тысяча и одна ночь»

-3

Памятник арабской и персидской культуры, работа многих авторов, переводчиков и исследователей, «Тысяча и одна ночь» несет в себе зачатки многих жанров, включая фэнтези, и источник вдохновения на столетия вперед. Именно по этому масштабному произведению люди в других краях зачастую знакомились с персонажами и существами из средневосточного фольклора, которые с тех пор стали неотъемлемой частью мировой культуры. Так, к примеру, современный взгляд на джиннов можно увидеть в фэнтези романе Хелен Уэкер «Голем и Джинн».

У Чэн-энь

-4

Если для западной литературы основными столпами послужили библейский и античный каноны, то в отношении восточной культуры сложно будет переоценить значение романа «Путешествие на Запад». В его основу легли классические предания о путешествии китайского монаха Сюань-цзана и Царя обезьян Сунь У-куна в Индию за священными книгами. На их пути им встретятся демоны и небесные силы, духи и драконы… Со времен публикации романа и по сей день нет числа самым различным адаптациям его сюжетов, от классических пьес до аниме и видеоигр (к примеру, вышедшая в 2024 году Black Myth: Wukong).

Томас Мэлори

-5

Если брать классическое фэнтези таким, каким мы привыкли о нем думать, ближе всего к нему из мифологии, пожалуй, будет стоять легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. История о благородном короле и мудром волшебнике, любви, дружбе и пророчестве продолжает будоражить воображение авторов, побуждая делать отсылки, обыгрывать, осмеливаться на новое прочтение… Тем не менее, самой классической, наиболее полной версией артурианы остается «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Этот памятник средневековой английской литературы совершенно заслуженно ставят в один ряд, ни много ни мало, с «Илиадой» Гомера.

Э. Т. А. Гофман

-6

Плавный переход от мифологии к фэнтези начался в эпоху романтизма, которая высоко ценила все, связанное со сверхъестественным. Классические готические романы стали своеобразным мостом между жанрами, зачастую включая в повествование те или иные фантастические элементы. Интерес романтической эпохи к Cредневековью также дал толчок к возрождению традиции литературных сказок, и именно среди его мастеров стоит искать тех, кто стоял на пороге нового жанра. К примеру, истории Э. Т. А. Гофмана — такие как «Щелкунчик» и «Золотой горшок» (который Гофман считал своим лучшим произведением) — внесли весомый вклад в канон немецкого фэнтези.

Николай Гоголь

-7

Кого же стоит прежде всего упомянуть среди предтече фэнтези в отечественной литературе? Конечно же, Николая Гоголя, чьи истории умело сочетают в себе быт и сказку, привычное и потустороннее. Так, в «Ночи перед Рождеством» кузнец верхом на чёрте мчится в столицу за черевичками для любимой; в «Вие» молодой духовник сталкивается лицом к лицу с неупокоенной панночкой и внушающим ужас демоническим существом, чей образ был создан Гоголем, в духе лучших будущих мастеров фэнтези, из элементов разных мифологических персонажей. О влиянии Гоголя на их творчество говорили Фёдор Достоевский (чей фантастический рассказ «Сон смешного человека» также называют одним из произведений, сформировавших традиции русского фэнтези), Франц Кафка, Рюноскэ Акутагава; без него невозможно представить Михаила Булгакова. Мастер критического реализма, Гоголь, тем не менее, открывал двери для яркого, смелого воображения.

А вы читаете фэнтези? Как вам кажется, какая книга или автор больше всего повлияли на становление фэнтези как жанра? Поделитесь в комментариях!

Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал: так вы сможете узнать еще больше интересного о наших новинках, мировой литературе, культуре и многом другом.