Заключительная часть нашего обзора посвящена Москве. Шумная и «отъедавшаяся после голодных лет» (по выражению Ильфа) столица врывается в текст романа дважды. Первые раз герои попадают уверенные в скором и легком обретении сокровищ. Эта часть романа так и называется – «В Москве».
Второй раз Остап и Киса оказываются в белокаменной измотанные бесплодной охотой с надеждой на один единственный призрачный шанс от загадочного стула, исчезнувшего во дворе Октябрьского вокзала.
Москва и ее вокзалы
Начинается часть «В Москве» с яркой характеристики каждому столичному вокзалу.
Московские вокзалы – ворота города. Ежедневно они впускают и выпускают тридцать тысяч пассажиров.
Ярко и образно показывается, насколько они не похожи друг на друга. В первую очередь своими пассажирами. Почитаем их в сопрвождении фотографий примерно тех лет.
Через Александровский (Белорусский) вокзал входит в Москву иностранец на каучуковых подошвах, в костюме для гольфа (шаровары и толстые шерстяные чулки наружу).
С Курского – попадает в Москву кавказец в коричневой бараньей шапке с вентиляционными дырочками и рослый волгарь в пеньковой бороде.
С Октябрьского (Ленинградского) – выскакивает полуответственный работник с портфелем из дивной свиной кожи. Он приехал из Ленинграда по делам увязки, согласования и конкретного охвата.
Представители Киева и Одессы проникают в столицу через Брянский (Киевский) вокзал.
Из Саратова, Аткарска, Тамбова, Ртищева и Козлова в Москву приезжают с Павелецкого вокзала.
Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савеловский. Это – башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, рабочие Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции Хлебниково.
С Ярославского вокзала попадают в столицу люди, приехавшие из Владивостока, Хабаровска, Читы, из городов дальних и больших.
Самые диковинные пассажиры, однако, на Рязанском (Казанском) вокзале. Это узбеки в белых кисейных чалмах и цветочных халатах, краснобородые таджики, туркмены, хивинцы и бухарцы, над республиками которых сияет вечное солнце.
Интересно сейчас сравнивать описание столетней давности. Через вокзалы в наше время проходит в пять раз большее количество пассажиров, а вот такой яркой разницы уже нет. Конечно, все субъективно, поэтому попробуйте сами оценить, если какой-то вокзал вам особенно знаком.
Разве что на Октябрьском (Ленинградском) вокзале, как и прежде, заметно преобладание чиновничьего и делового люда, а вот с Рязанского вокзала «узбеки в чалмах» переместились уже давно в аэропорт «Домодедово».
Москва встречает концессионеров суетой Каланчевской площади (пл. Трех вокзалов или Комсомольская пл.). Текст лишний раз подтверждает «сызранскую» версию происхождения Старгорода, о которой мы говорили в первой части, поскольку герои приезжают именно на Рязанский вокзал.
Далее следует яркое и ироничное описание трех вокзальных часов, показывающих разное время (скорее всего, это был реальная проблема). Гайдай в своей киноверсии этот момент экранизирует, поэтому воспользуемся кадрами из фильмов. То, что их показания не соответствует тексту – видно только на стоп-кадре.
Концессионеры с трудом пробились к выходу и очутились на Каланчевской площади. Справа от них высились геральдические курочки Ярославского вокзала. Прямо против них тускло поблескивал Октябрьский вокзал, выкрашенный масляной краской в два цвета. Часы на нем показывали пять минут одиннадцатого.
На часах Ярославского вокзала было ровно десять.
А посмотрев на темно-синий, украшенный знаками Зодиака циферблат Рязанского вокзала, путешественники заметили, что часы показывали без пяти десять.
Отдельно стоит пояснить про «геральдические курочки» на Ярославском вокзале.
Сегодня как и сто лет назад Ярославский вокзал, перестроенный Шехтелем к 1906-му году, украшен «гребешком».
Изначально в нем находился кованый герб Российской империи с двуглавым орлом. В силу стилистики русского севера и модерна, в котором Шехтель выдержал внешний вид, орел больше походил на тех самых курочек.
В 1930-е годы «орла» заменили на советский герб. В наше время советский герб при реставрации хотели убрать.
Поездка по Москве
Взяв извозчика, охотники за бриллиантами направляются «в город» (Калачнёвка в то время была окраиной Москвы). И это небольшое путешествие тоже полно железнодорожными деталями.
Наконец извозчик издал губами звук поцелуя, проехали под мостом, и перед путниками развернулась величественная панорама столичного города.
«Мост» – это Каланчевский путепровод, который был возведен по проекту А.В. Щусева в 1910-х годах технически как часть Алексеевской соединительной линии, а архитектурно – как часть Казанского вокзала, который строился в то же время тем же мэтром.
В 2020-22 гг. не стоявший под охраной старый путепровод перестроили в 4-путный в основном для нужд Московских центральных диаметров.
«Величественная панорама» сейчас не разворачивается из-за высотной застройки, мы ее можем только представить. Зато сегодня с моста виден строящийся впервые за несколько десятилетий новый трамвайный путь по не существовавшей тогда улице Маши Порываевой.
Далее добравшись по Каланчевской улице до Садового кольца, между коллегами по опасному бизнесу возникает странный диалог, место и смысл которого понятен только посвященному (фрагмент отсутствует в журнальной редакции).
– Запасный дворец, – заметил Ипполит Матвеевич, глядя на длинное белое с зеленым здание по Новой Басманной.
– Работал я и в этом дворце, – сказал Остап, – он, кстати, не дворец, а НКПС. Там служащие, вероятно, до сих пор носят эмалевые нагрудные знаки, которые я изобрел и распространял. А вот и Мясницкая…..
Речь идет о главном здании НКПС, которое и сегодня находится на углу Новобасманной и Садового кольца. Сегодня здесь главный вычислительный центр РЖД.
Конструктивистское здание с яркой часовой башней (вспоминаем образы «трех вокзалов») перестроено И.А. Фоминым в 1932-1938 гг. из Запасного дворца, появившегося еще при Елизавете Петровне.
То есть во время написания романа этот дворец стоял в первозданном виде. Сейчас его фрагменты можно увидеть на первом этаже здания со стороны Новобасманной улицы.
Что у Ипполита Матвеевича было связано с Запасным дворцом, сказать трудно. Вероятно, тут какая-то ирония авторов: до революции (то есть в бытность И.М. предводителем дворянства) здесь находился Институт благородных девиц. А вот слова Бендера о том, что он «работал» здесь уже в советское время, с учетом его «профильного образования» говорит о конкретном факте. Остап Ибрагимович провернул какую-то аферу с продажей липовых нагрудных знаков работникам НКПС. Вероятно, это реальная афера, о которой слышали Ильф и Петров.
Трамвай московский
Московский трамвай постоянно упоминается на страницах романа. К тому времени трамвайная сеть пронизывала весь центр столицы, на некоторых участках количество маршрутов могло доходить до десятка. Несколько раз в городе происходил трамвайный коллапс.
Цензором из первой версии был вырезан огромный фрагмент, представляющий интереснейшее наблюдение ожидающего Остапа (на самом деле кого-то из авторов):
«Счастье, – рассуждал он, – всегда приходит в последнюю минуту. Если вам у Смоленского рынка нужно сесть в трамвай номер 4, а там, кроме четвертого, проходят еще пятый, семнадцатый, пятнадцатый, тридцатый, тридцать первый, Б, Г и две автобусных линии, то уж будьте уверены, что сначала пройдет Г, потом два пятнадцатых подряд, что вообще противоестественно, затем семнадцатый, тридцатый, много Б, снова Г, тридцать первый, пятый, снова семнадцатый и снова Б. И вот, когда вам начнет казаться, что четвертого номера уже не существует в природе, он медленно придет со стороны Брянского вокзала, увешанный людьми. Но пробраться в вагон для умелого трамвайного пассажира совсем не трудно. Нужно только, чтоб трамвай пришел. Если же вам нужно сесть в пятнадцатый номер, то не сомневайтесь: сначала пройдет множество вагонов всех прочих номеров, проклятый четвертый пройдет восемь раз подряд, а пятнадцатый, который еще так недавно ходил через каждые пять минут, станет появляться не чаще одного раза в сутки. Нужно лишь терпение, и вы дождетесь».
Очевидно цензору романа не хватило терпения дочитать до конца и он удалил этот фрагмент из романа. Речь же идет о конкретном трамвайном переплетении на Смоленской площади.
В другом месте, где описывается работа администратора, мы встречаем интересное сравнение с той же самой Смоленской площадью, по совместительству рынком, где с началом НЭПа разрешалась частная торговля:
Телефон тревожил его поминутно и звонил с упорством трамвайного вагона, пробирающегося через Смоленский рынок.
И фотография Смоленского рынка, и схема трамвая убеждают нас в том, что такое сравнение было понятно москвичам.
Пятигорский трамвай
Московский и «Старгородский» трамваи – не единственные в тексте романа. Фигурирует еще один – Пятигорский. По пригородной железной дороге концессионеры попадают в этот курортный город:
Дачный поезд, бренча, как телега, в пятьдесят минут дотащил путешественников до Пятигорска. .....Налюбовавшись начальницей (станции), прочитав свеженаклеенную афишу о гастролях в Пятигорске театра Колумба и выпив два пятикопеечных стакана нарзана, путешественники проникли в город на трамвае линии «Вокзал» – «Цветник».
Во второй части обзора, мы заметили, что обычно первый маршрут пролегал между вокзалом и рынком. Курортный Пятигорск – исключение, подчеркивающее правило. Главная точка в центре это не рынок, а «Цветник». Гайдай в своем фильме делает натурные съемки. Узнаваемое здание «Цветника» мы видим за спиной торгующихся персонажей («Можно, только деньги вперед!»)
Трамвай в Пятигорске был запущен в 1903 году к столетию курорта Кавказских минеральных вод и сегодня является одним из трех узкоколейных трамваев в нашей стране (ширина колеи 1000 мм).
После революции он продолжил работу и сегодня радует пассажиров-курортников.
Тем временем приближается развязка романа.
Финал в Доме железнодорожников
Разочарованные искатели сокровищ мадам Петуховой возвращаются в Москву в надежде разыскать последний стул, следы которого теряются на Октябрьском (Ленинградском) вокзале. По какой железной дороге они возвращаются, авторы нам уже не пишут. Мы можем только предположить, что это Курский вокзал. Герои перед этим застают Ялтинское землетрясение 1927 года, а значит их путь в Москву лежит через Симферополь или Севастополь.
После долгих поисков Остап возвращается в общежитие с вестью:
— Ипполит Матвеевич! — закричал он. — Слушайте, Ипполит Матвеевич!
Воробьянинов удивился. Никогда еще технический директор не называл его по имени и отчеству. И вдруг он понял.
— Есть? — выдохнул он.
— В том-то и дело, что есть. Ах, Киса, черт вас раздери!...
Вожделенный стул обнаруживается в Центральном доме культуры железнодорожников, который и по сей день стоит на Комсомольской площади.
В сюжет романа он вплетен неслучайно, ибо открывается в канун 1 мая 1927 года, перед началом работы над романом. Как корреспонденты «Гудка» авторы там не могли не побывать и не поразиться его роскоши.
Проектировал «дворец железнодорожников» все тот же Алексей Щусев, сделавший за тридцать лет работы из Каланчевского путепровода, Казанского вокзала и ЦДКЖ величественный ансамбль, не свойственный купеческой архитектуре Москвы.
Заметим, что охота за стульями в романе начинается у клуба железнодорожников (вспоминаем старика Воскобойникова) и заканчивается в клубе, гораздо более роскошном!
Ипполит Матвеевич, пошедший на убийство компаньона с ужасом обнаруживает, что в последнем стуле сокровищ тоже нет. Они обнаружены сторожем и пошли на украшение клуба.
– Где же драгоценность? – закричал предводитель.
– Где, где, – передразнил старик, – тут, солдатик, соображение надо иметь. Вот они!
Бриллианты превратились в сплошные фасадные стекла и железобетонные перекрытия, прохладные гимнастические залы были сделаны из жемчуга. Алмазная диадема превратилась в театральный зал с вертящейся сценой, рубиновые подвески разрослись в целые люстры, золотые змеиные браслетки с изумрудами обернулись прекрасной библиотекой, а фермуар перевоплотился в детские ясли, планерную мастерскую, шахматный клуб и биллиардную.
Поиски сокровищ, в которых немалую роль сыграли железная дорога и трамвай, закончились. Закончился и наш обзор. К слову, в «Золотом теленке», вышедшем спустя три года также немало железнодорожного текста, но это требует отдельного обзора.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать железных дорогах и трамвае, о Петербурге и его Юго-Западных окрестностей вплоть до Крыма.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL