С развитием индустриализации и урбанизации во Франции художники все чаще стремились к единению с природой, видя в ней убежище от стремительно меняющегося мира. К 1830-м годам традиционные, строго регламентированные итальянские пейзажи стали восприниматься как клише, и новаторы обратились к новым источникам вдохновения — в частности, к голландской живописи.
Жорж Мишель: предтеча французского пленэра
Жоржа Мишеля, прозванного «французским Рёйсдалом» в честь Якоба ван Рёйсдала, часто называют предшественником этого поворота. Его не привлекали виды римской Кампаньи — он находил поэзию в окрестностях Парижа: Сен-Дени, Монмартре, Клиши, Фонтенбло и Барбизоне. Во время прогулок он создавал множество этюдов маслом на крупных листах серой бумаги.
Композиция его работ строится на чередовании горизонтальных планов: кустарники на переднем плане сменяются солнечной равниной и динамичными облаками, а на заднем — темнеющими холмами.
Как вспоминала его вдова (и позже цитировал биограф Альфред Сансье): «Он был одержим природой и мог работать только на натуре; его мастерская была везде, кроме дома, куда он возвращался лишь для отдыха».
Камиль Коро: между классикой и непосредственностью
С 1822 года, еще до первой поездки в Италию, Коро писал в лесу Фонтенбло, куда постоянно возвращался для работы на пленэре. В своих этюдах он передавал монументальность скал, контрастирующих с ажурными силуэтами дубов. Фигура женщины, решенная в серо-охристой гамме, органично вписана в пейзаж, одновременно задавая масштаб.
Как видно на современных фотографиях, лес Фонтенбло и сегодня сохраняет дикую живописность: скалы, оплетенные корнями деревьев, извилистые тропы под сенью искривленных стволов.
После Италии Коро продолжал путешествовать по Франции в поисках новых мотивов. Его натурные этюды, сохранявшие свежесть и смелость, высоко ценились, однако для Салона художник создавал более сложные, доработанные в мастерской композиции.
Шарль-Франсуа Добиньи: поэт речных просторов
В 1835 году Добиньи поступил в мастерскую академиста Пьера-Астази Теодора Сенти, а год спустя отправился в Италию. Однако перелом в его искусстве произошел после посещения Фонтенбло в 1843 году. Впоследствии его главными мотивами стали берега Сены и Уазы — художник стремился запечатлеть изменчивость водной стихии.
В ноябре 1857 года Добиньи оборудовал лодку под плавучую мастерскую (идею позже повторит Моне). На борту «Ботена» он мог максимально приблизиться к природе, изучая ее в непосредственной близости.
Карикатурист Фредерик Анрие с юмором описывал эти экспедиции: «Река бывает гневной; порой шторм обрушивается на хрупкую лодку — палитры, кисти и этюды летят за борт, и команде приходится спасать их вплавь».
Оноре Домье: ирония над пленэрной модой
Живописец, скульптор и карикатурист Домье высмеивал увлечение пленэром в журнале «Шаривари». Он пародировал пейзажистов, ставя под вопрос их оригинальность: «Эти художники сплошь безумцы! Вот один задумал написать портрет старого дерева… Пейзажисты. Первый копирует природу, второй копирует первого».
Фонтенбло: «открытая мастерская» импрессионистов
С 1830-х лес Фонтенбло превратился в гигантскую мастерскую под открытым небом. К 1863 году, по словам Жюля-Антуана Кастаньяри, «великая армия пейзажистов» заполняла залы Салона.
Технический прогресс упростил работу на пленэре: с 1840 года тюбики с краской заменили свиные пузыри, мольберты стали легче. Художники писали этюды днем, а вечером дорабатывали их в мастерской. Постепенно наброски с натуры перестали быть лишь подготовительным этапом — многие стали выставлять их как самостоятельные произведения.
Гюстав Курбе: в погоне за невозможным
В 1869 году Курбе, мастер реализма, создал в Этрета серию картин, посвященных волне. Он бросил вызов самому себе: как изобразить подвижную водную массу в шторм? Как одновременно передать и бег облаков, и изменчивость воды? Хотя первый импульс можно было ухватить на месте, здесь художник столкнулся с границами возможностей пленэра.
Этот текст отражает эволюцию французского пейзажа — от первых робких шагов на природе до смелых экспериментов, предвосхитивших импрессионизм.
Больше историй из мира искусства в нашем Telegram.