Найти в Дзене
История живописи

"На молодом холодном теле струится шелковый наряд" - купальщицы и купальщики в живописи

Учитывая популярность прошлой публикации на заданную тематику, я просто не мог ее не продолжить, несмотря на то, что она наверняка не всем пришлась по вкусу (исходя из некоторых статистических данных и комментариев), но тем не менее. Для тех, кто не понимает о чем речь, ссылка на предыдущую статью: Как и в прошлый раз, начнем с традиций академической живописи и первым у нас будет ученик великого Карла, Яков Федорович Капков (1818-1854). Подобно другим живописцам того времени, он выходил из низов общества тех времен, то есть был из крепостных крестьян. Его хозяин, граф и генерал М.С. Воронцов оценил талант юного дарования по достоинству и отпустил его на волю "без всякой платы". По свидетельствам современников, кроме прочего Капков был мастеровитым портретистом, и при рассмотрении данной работы охотно верю в то, что это действительно было так. Следующим художником будет уже представленный в первой публикации Тимофей Андреевич Нефф (1804-1877). Любопытно, что на обоих картинах присутству

Учитывая популярность прошлой публикации на заданную тематику, я просто не мог ее не продолжить, несмотря на то, что она наверняка не всем пришлась по вкусу (исходя из некоторых статистических данных и комментариев), но тем не менее. Для тех, кто не понимает о чем речь, ссылка на предыдущую статью:

"Игривый плеск в реке меня остановил" - купальщицы в живописи
История живописи25 июня

Как и в прошлый раз, начнем с традиций академической живописи и первым у нас будет ученик великого Карла, Яков Федорович Капков (1818-1854). Подобно другим живописцам того времени, он выходил из низов общества тех времен, то есть был из крепостных крестьян. Его хозяин, граф и генерал М.С. Воронцов оценил талант юного дарования по достоинству и отпустил его на волю "без всякой платы".

"Купальщица", Я.Ф. Капков, 1851. Третьяковская галерея, Москва.
"Купальщица", Я.Ф. Капков, 1851. Третьяковская галерея, Москва.

По свидетельствам современников, кроме прочего Капков был мастеровитым портретистом, и при рассмотрении данной работы охотно верю в то, что это действительно было так.

Следующим художником будет уже представленный в первой публикации Тимофей Андреевич Нефф (1804-1877). Любопытно, что на обоих картинах присутствует один и тот же женский образ, только в разных антуражах и "соседстве". Причем, могу вам точно сказать, что именно данный образ у художника еще не раз будет появляться в работах - не знаю, личная это история или просто он считал этот образ удачным, но тем не менее есть еще несколько картин, где изображена все та же купальщица в той же позе.

"Две девушки в гроте", Т.А. Нефф, 1859. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Две девушки в гроте", Т.А. Нефф, 1859. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Купальщица", Т.А. Нефф. Челябинский музей изобразительных искусств.
"Купальщица", Т.А. Нефф. Челябинский музей изобразительных искусств.

Здесь можно было бы рассказать целую историю, например, о неразделенной любви художника или понесенной потере, которую он увековечивал в своих работах, но, увы, это будет уже беллетристика, основанная исключительно на догадках и предположениях.

Далее будет работа русского художника, большую часть жизни проведшего во Франции, а ведь Федору Петровичу Чумакову судьба отвела немало - годы его жизни с 1823-го по 1911-й. В основном он работал в жанре портрета, а точнее специализировался на "женских головках". Но и жанровые сцены тоже присутствуют в его творческом наследии, и в данном случае перед нами именно такой пример:

"Купальщица", Ф.П. Чумаков, после 1862. Третьяковская галерея, Москва.
"Купальщица", Ф.П. Чумаков, после 1862. Третьяковская галерея, Москва.

В отличие от предыдущего, следующий живописец наоборот, родился за пределами России, но связал свою жизнь именно с ней. При этом специализация Андрея Францевича Беллоли (1820-1881) была такой же - портретный жанр, в котором он получил звание академика от Императорской Академии художеств. Живописцу в тот момент был 41 год и карьера его, что называется, "шла в гору".

"Купальщица", А.Ф. Беллоли, 1875. Одесский художественный музей.
"Купальщица", А.Ф. Беллоли, 1875. Одесский художественный музей.
"Купальщица", А.Ф. Беллоли, 1870-1871. Музей искусств Узбекистана, Ташкент.
"Купальщица", А.Ф. Беллоли, 1870-1871. Музей искусств Узбекистана, Ташкент.

Особенно любопытна история второй картины: она была куплена одним из представителей дома Романовых, дядей которого был действующий император Александр II. Звали великого князя Николай Константинович Романов, он был известным любителем искусства и коллекционером живописи. Князь приобрел работу Беллоли за большие деньги и позднее забрал ее с собой в ссылку в Туркестанский край. Причем вынужденной ссылке предшествовало официальное объявление князя "психически неуравновешенным, склонным к сумасбродству, необдуманным, непредсказуемым поступкам, галлюцинациям", что является единственным подобным случаем в истории венценосной семьи.

Именно так (а не в результате советской "перетасовки" полотен) полотно и оказалось в Ташкенте, до самой смерти князя оно находилось в роскошном дворце, построенном в самом центре города специально для "психически больного" Романова. Ходили слухи, что уже при советской власти полотно нашли в тайной нише, замурованной в стене, но насколько эта история реальна - не берусь судить. Все же подобные события частенько обрастают "излишними" подробностями с течением времени, которые зачастую ограничены только фантазией рассказчика. Но то, что картина была дорога великому князю - это бесспорно, так же как и то, что дворец он свой завещал городу с условием, что в нем будет открыт музей.

Следующим в нашей подборке будет представитель тоже известного рода, но только живописного - Константин Егорович Маковский (1839-1915). Разносторонний художник, работавший абсолютно в разных жанрах и сложно сказать, в каком из них он добился большего успеха, впрочем подробно о живописце я вам уже рассказывал:

Поэтому подробно на его судьбе останавливаться не буду, а просто представлю вашему вниманию его работу, весьма любопытную и эстетически приятную, на мой взгляд (а вашим мнением делитесь в комментариях):

"Красавица, готовящаяся к купанию", К.Е. Маковский. Частное собрание.
"Красавица, готовящаяся к купанию", К.Е. Маковский. Частное собрание.

Далее у нас будет неожиданный художник, как это было со Станиславом Жуковским в прошлой тематической публикации. Та картина даже напугала (любопытный эффект!) некоторых из читателей, что вполне объяснимо, учитывая некоторые странности работы пейзажиста, более никогда подобные сюжеты не использовавшего в своих картинах.

Но вернемся к дню сегодняшнему - перед нами тоже не вполне типичное художественное произведение Льва Феликсовича Лагорио (1827-1905). По крайней мере, на моей памяти оно является единственным в творческом наследии известного мариниста, других картин Лагорио с подобным сюжетом я не встречал:

"Купание в Крыму", Л.Ф. Лагорио, 1891. Частное собрание.
"Купание в Крыму", Л.Ф. Лагорио, 1891. Частное собрание.

Далее мы с вами из Крыма перенесемся, видимо, куда-то в район Астрахани, думается мне, что на данной картине Федора Ивановича Рерберга (1865-1938) мы видим именно заключительный этап течения великой русской реки:

"Катание на лодках по Волге (Купальщицы на Волге)", Ф.И. Рерберг, 1916.
"Катание на лодках по Волге (Купальщицы на Волге)", Ф.И. Рерберг, 1916.

Отмечу, что в советский период художник не "потерялся" и не эмигрировал, а в большей степени занимался преподавательской деятельностью и успешно работал иллюстратором.

Так мы плавно с вами подошли к советскому периоду, в котором у нас будут представлены две "глыбы" живописи этого периода, первый из них - известный мастер Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). На первой из представленных работ купальщицы уступают место купальщикам и их коням, а я, в свою очередь, уступлю свое место рассказчика искусствоведам:

На огромном полотне, возникли обнаженные мужские тела, сверкающие блестящие крупы коней в рефлексах, прозрачных тенях и бликах, животворная стихия воды и солнца. Это непобедимые, бессмертные, вечно молодые Герои, в прямом, «античном» смысле этого слова, весело властвующие над Миром и Судьбой. Картина воспринимается как некая единая эмоциональная нота неподдельной радости восприятия сиюминутной жизни.
"Купание коней", А.А. Пластов, 1938. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Купание коней", А.А. Пластов, 1938. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Трактористки", А.А. Пластов, 1943.
"Трактористки", А.А. Пластов, 1943.

Второй "глыбой" будет, как вы уже, возможно, догадались Александр Александрович Дейнека (1899-1969). Отмечу, что оба живописца застали дореволюционное художественное образование в самом начале своего творческого пути, так что, на мой взгляд, необходимо осознавать постоянную преемственность традиций русской живописи. Но сегодня не об этом речь, Дейнека не единожды обращался к теме купальщиков и купальщиц, я остановил свой выбор на данных живописных произведениях:

"Купальщицы", А.А. Дейнека, 1952. Частное собрание.
"Купальщицы", А.А. Дейнека, 1952. Частное собрание.

На этом с русским искусством мы сегодня закончим и можем перейти к западноевропейской живописи: я представлю вам работы двух художников, диаметрально противоположных по технике исполнения. Первым будет Вильям-Адольф Бугро (1825-1905) и его академические купальщицы. Французский живописец нередко обращался к данному сюжету, так что при подборе материала для автора скорее есть проблема выбора, а не проблема поиска. В данном случае мой выбор оказался таким:

"Купальщица", В.А. Бугро, 1864. Музей изящных искусств, Гент.
"Купальщица", В.А. Бугро, 1864. Музей изящных искусств, Гент.
""После купания", В.А. Бугро, 1875. Частное собрание.
""После купания", В.А. Бугро, 1875. Частное собрание.
"Две купальщицы", В.А. Бугро, 1884. Чикагский институт искусств.
"Две купальщицы", В.А. Бугро, 1884. Чикагский институт искусств.

Вторым живописцем будет импрессионист с другого конца Европы - Андерс Леонард Цорн (1860-1920). Изначально работавший в салонной живописи (как и Бугро), шведский художник, испытав сильной влияние импрессионизма, оставался верен ему до конца своей жизни. Именно такие, работы под "впечатлением", я и представляю вашему вниманию. Отмечу, что первая из картин - это начало знакомства молодого живописца с импрессионизмом. На последующих же работах мы можем видеть, как это художественное направление укоренилось в Цорне и дало свои плоды:

"Купальщицы", А. Цорн, 1888. Гётеборгский художественный музей.
"Купальщицы", А. Цорн, 1888. Гётеборгский художественный музей.
"Опал", А. Цорн, 1891. Музей искусств Ворчестер.
"Опал", А. Цорн, 1891. Музей искусств Ворчестер.
"Скеррис", А. Цорн, 1894. Национальная галерея Норвегии, Осло.
"Скеррис", А. Цорн, 1894. Национальная галерея Норвегии, Осло.
"Прохлада", А. Цорн, 1910. Частное собрание.
"Прохлада", А. Цорн, 1910. Частное собрание.

Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной и в этот раз; я старался подобрать наиболее любопытные картины на заданный сюжет, насколько это удалось - покажут ваши лайки и комментарии. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".