Учитывая популярность прошлой публикации на заданную тематику, я просто не мог ее не продолжить, несмотря на то, что она наверняка не всем пришлась по вкусу (исходя из некоторых статистических данных и комментариев), но тем не менее. Для тех, кто не понимает о чем речь, ссылка на предыдущую статью:
Как и в прошлый раз, начнем с традиций академической живописи и первым у нас будет ученик великого Карла, Яков Федорович Капков (1818-1854). Подобно другим живописцам того времени, он выходил из низов общества тех времен, то есть был из крепостных крестьян. Его хозяин, граф и генерал М.С. Воронцов оценил талант юного дарования по достоинству и отпустил его на волю "без всякой платы".
По свидетельствам современников, кроме прочего Капков был мастеровитым портретистом, и при рассмотрении данной работы охотно верю в то, что это действительно было так.
Следующим художником будет уже представленный в первой публикации Тимофей Андреевич Нефф (1804-1877). Любопытно, что на обоих картинах присутствует один и тот же женский образ, только в разных антуражах и "соседстве". Причем, могу вам точно сказать, что именно данный образ у художника еще не раз будет появляться в работах - не знаю, личная это история или просто он считал этот образ удачным, но тем не менее есть еще несколько картин, где изображена все та же купальщица в той же позе.
Здесь можно было бы рассказать целую историю, например, о неразделенной любви художника или понесенной потере, которую он увековечивал в своих работах, но, увы, это будет уже беллетристика, основанная исключительно на догадках и предположениях.
Далее будет работа русского художника, большую часть жизни проведшего во Франции, а ведь Федору Петровичу Чумакову судьба отвела немало - годы его жизни с 1823-го по 1911-й. В основном он работал в жанре портрета, а точнее специализировался на "женских головках". Но и жанровые сцены тоже присутствуют в его творческом наследии, и в данном случае перед нами именно такой пример:
В отличие от предыдущего, следующий живописец наоборот, родился за пределами России, но связал свою жизнь именно с ней. При этом специализация Андрея Францевича Беллоли (1820-1881) была такой же - портретный жанр, в котором он получил звание академика от Императорской Академии художеств. Живописцу в тот момент был 41 год и карьера его, что называется, "шла в гору".
Особенно любопытна история второй картины: она была куплена одним из представителей дома Романовых, дядей которого был действующий император Александр II. Звали великого князя Николай Константинович Романов, он был известным любителем искусства и коллекционером живописи. Князь приобрел работу Беллоли за большие деньги и позднее забрал ее с собой в ссылку в Туркестанский край. Причем вынужденной ссылке предшествовало официальное объявление князя "психически неуравновешенным, склонным к сумасбродству, необдуманным, непредсказуемым поступкам, галлюцинациям", что является единственным подобным случаем в истории венценосной семьи.
Именно так (а не в результате советской "перетасовки" полотен) полотно и оказалось в Ташкенте, до самой смерти князя оно находилось в роскошном дворце, построенном в самом центре города специально для "психически больного" Романова. Ходили слухи, что уже при советской власти полотно нашли в тайной нише, замурованной в стене, но насколько эта история реальна - не берусь судить. Все же подобные события частенько обрастают "излишними" подробностями с течением времени, которые зачастую ограничены только фантазией рассказчика. Но то, что картина была дорога великому князю - это бесспорно, так же как и то, что дворец он свой завещал городу с условием, что в нем будет открыт музей.
Следующим в нашей подборке будет представитель тоже известного рода, но только живописного - Константин Егорович Маковский (1839-1915). Разносторонний художник, работавший абсолютно в разных жанрах и сложно сказать, в каком из них он добился большего успеха, впрочем подробно о живописце я вам уже рассказывал:
Поэтому подробно на его судьбе останавливаться не буду, а просто представлю вашему вниманию его работу, весьма любопытную и эстетически приятную, на мой взгляд (а вашим мнением делитесь в комментариях):
Далее у нас будет неожиданный художник, как это было со Станиславом Жуковским в прошлой тематической публикации. Та картина даже напугала (любопытный эффект!) некоторых из читателей, что вполне объяснимо, учитывая некоторые странности работы пейзажиста, более никогда подобные сюжеты не использовавшего в своих картинах.
Но вернемся к дню сегодняшнему - перед нами тоже не вполне типичное художественное произведение Льва Феликсовича Лагорио (1827-1905). По крайней мере, на моей памяти оно является единственным в творческом наследии известного мариниста, других картин Лагорио с подобным сюжетом я не встречал:
Далее мы с вами из Крыма перенесемся, видимо, куда-то в район Астрахани, думается мне, что на данной картине Федора Ивановича Рерберга (1865-1938) мы видим именно заключительный этап течения великой русской реки:
Отмечу, что в советский период художник не "потерялся" и не эмигрировал, а в большей степени занимался преподавательской деятельностью и успешно работал иллюстратором.
Так мы плавно с вами подошли к советскому периоду, в котором у нас будут представлены две "глыбы" живописи этого периода, первый из них - известный мастер Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). На первой из представленных работ купальщицы уступают место купальщикам и их коням, а я, в свою очередь, уступлю свое место рассказчика искусствоведам:
На огромном полотне, возникли обнаженные мужские тела, сверкающие блестящие крупы коней в рефлексах, прозрачных тенях и бликах, животворная стихия воды и солнца. Это непобедимые, бессмертные, вечно молодые Герои, в прямом, «античном» смысле этого слова, весело властвующие над Миром и Судьбой. Картина воспринимается как некая единая эмоциональная нота неподдельной радости восприятия сиюминутной жизни.
Второй "глыбой" будет, как вы уже, возможно, догадались Александр Александрович Дейнека (1899-1969). Отмечу, что оба живописца застали дореволюционное художественное образование в самом начале своего творческого пути, так что, на мой взгляд, необходимо осознавать постоянную преемственность традиций русской живописи. Но сегодня не об этом речь, Дейнека не единожды обращался к теме купальщиков и купальщиц, я остановил свой выбор на данных живописных произведениях:
На этом с русским искусством мы сегодня закончим и можем перейти к западноевропейской живописи: я представлю вам работы двух художников, диаметрально противоположных по технике исполнения. Первым будет Вильям-Адольф Бугро (1825-1905) и его академические купальщицы. Французский живописец нередко обращался к данному сюжету, так что при подборе материала для автора скорее есть проблема выбора, а не проблема поиска. В данном случае мой выбор оказался таким:
Вторым живописцем будет импрессионист с другого конца Европы - Андерс Леонард Цорн (1860-1920). Изначально работавший в салонной живописи (как и Бугро), шведский художник, испытав сильной влияние импрессионизма, оставался верен ему до конца своей жизни. Именно такие, работы под "впечатлением", я и представляю вашему вниманию. Отмечу, что первая из картин - это начало знакомства молодого живописца с импрессионизмом. На последующих же работах мы можем видеть, как это художественное направление укоренилось в Цорне и дало свои плоды:
Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной и в этот раз; я старался подобрать наиболее любопытные картины на заданный сюжет, насколько это удалось - покажут ваши лайки и комментарии. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".