Найти в Дзене
В гости к бабушке Европе

Роскошь игнорировать реальность: случайно забрела на выставку «Упакованные грёзы» в Эрмитаже

Во время последнего визита в Петербург — проездом, по пути на побережье Финского залива, — почти целый день я выделила на Эрмитаж: ну, мне этого хотелось. Когда уже шла по внутреннему дворику, увидела объявление о выставке, посвященной моде 1920-30-х годов и расстроилась: люблю такое, но купить билет еще и на выставку уже вряд ли успею! Меня ждал приятный сюрприз: выставка проходила в манеже Малого Эрмитажа, и попасть туда можно было просто так — по незаметной сперва лестнице где-то посреди греческих и византийских залов. И никакого специального билета не нужно, вот как славно! Когда я вскользь упомянула об этой выставке в прошлом тексте, меня слегка упрекнули: мол, это не просто «про платьишки», там серьёзные подтексты. Да, так и есть. Выставка действительно не просто так, она приурочена к 100-летию Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. И экспозиция довольно изящно, на мой взгляд, демонстрирует, как одновременно создавались и про

Во время последнего визита в Петербург — проездом, по пути на побережье Финского залива, — почти целый день я выделила на Эрмитаж: ну, мне этого хотелось. Когда уже шла по внутреннему дворику, увидела объявление о выставке, посвященной моде 1920-30-х годов и расстроилась: люблю такое, но купить билет еще и на выставку уже вряд ли успею!

Меня ждал приятный сюрприз: выставка проходила в манеже Малого Эрмитажа, и попасть туда можно было просто так — по незаметной сперва лестнице где-то посреди греческих и византийских залов. И никакого специального билета не нужно, вот как славно!

Когда я вскользь упомянула об этой выставке в прошлом тексте, меня слегка упрекнули: мол, это не просто «про платьишки», там серьёзные подтексты. Да, так и есть. Выставка действительно не просто так, она приурочена к 100-летию Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. И экспозиция довольно изящно, на мой взгляд, демонстрирует, как одновременно создавались и процветали ведущие модные дома, женщины стремительно укорачивали юбки и носили расшитые бисером сумочки, а в то же время в Европе нечто очень нехорошее постепенно начиналось, разгоралось... и в итоге привело к 1 сентября 1939 года. Проще говоря, это интербеллум — тот самый «перерывчик небольшой», который между Первой и Второй (мировыми войнами). Эпоха довольно романтизированная, ассоциирующаяся с «Великим Гэтсби» и отлично характеризующаяся вот такой цитатой:

Цитата, естественно, не просто так появилась, это часть экспозиции. Отдельно платьишки, а отдельно большой стенд, он же хронологическая лента, иллюстрирующий ключевые события этого периода — с 1919-го (Версальский договор) до 1934 года (приход к власти НСДАП в Германии). Газетные и журнальные вырезки, цитаты, яркие картинки, и отдельно — подборка обложек журнала Harpers Baazar. Если нужно было показать, насколько контрастная была эпоха, это удалось.

Большая часть нарядов — из коллекции некоего Назима Мустафаева. Честно, никогда о таком даже не слышала, хотя вроде историей моды интересуюсь не первый год... вот поди ж ты! Должна сказать, что коллекция у него классная, очень выразительный срез эпохи — тут и не самые очевидные модные дома, и гиганты вроде Жанны Ланвен или Поля Пуаре. Позднее прочитала, кстати, что Мустафаев изначально коллекционировал обувь(!), а платья появились у него уже как побочная линейка — вроде как для иллюстрации того, с чем должны были сочетаться туфли. Оригинально.

Единственное, чего мне, может быть, чуть-чуть не хватило — это хотя бы одного-двух образцов Robe de style Ланвен. Чтобы показать, что мода 1920-х не ограничивалась прямыми силуэтами для мальчишеских фигур. Ну, это я уже откровенно придираюсь.:) Даже не хочется запихивать красоту в галерею, так что листайте просто так!

-2
-3
-4
-5
-6
-7

Помимо платьев, в экспозиции и обувь, и аксессуары, и даже несколько автомобилей (это уже из коллекции Вадима Задорожного, владельца известного частного музея под Москвой) — словом, всё, что нужно, чтобы воссоздать визуальный код эпохи. Причём в деталях. В 1924 году, как мы помним, обнаружили гробницу Тутанхамона — и это спровоцировало всплеск увлечения древнеегипетской эстетикой (не новый, в той или иной мере это было с XIX века). Как иллюстрация этого — такой вот прекрасный комплект из туфель и сумочки. Блин, носила бы!..

Тут же и прочие прекрасные туфельки из коллекции Мустафаева — листайте галерею:

Туфельки туфельками, но меня покорила отдельная витрина с каблуками — да, отдельными каблуками. Немудрено: в обуви ар-деко каблуки — полноценное произведение искусства (как и пряжки, и многое другое), так что заслуживают особого внимания. Рассматривать их можно очень пристально и очень долго.

Вообще принято считать, что ар-деко был последним цельным, если можно так выразиться, стилем — потом, после Второй Мировой войны, всё стало гораздо более демократично и хаотично одновременно. Что касается именно костюма, то я бы чуть поспорила — на мой взгляд, визуальный код десятилетия отлично считывается вплоть до конца ХХ века: ну, силуэты 1950-х с их гипертрофированной женственностью никак не перепутаешь с мини-юбками 1960-х и массивными подплечниками 1980-х! Но, наверное, специалистам тут виднее, и они имеют в виду нечто более глобальное.

Словом, мне понравилось. Хотя немного жалею, что пришла не специально на выставку, а просто забрела туда посреди прочего Эрмитажа — я бы с удовольствием походила там дольше, вдумчивее и, может быть, даже с кураторской экскурсией. Ну а так хоть чуть-чуть, но всё ж экономила время и силы. Но обошлась без галопа.

Напоследок — вот такая прекрасная цитата:

-10

Не знаю насчёт Шанель; всё-таки ей, равно как и Раневской, обожают приписывать кучу реплик, которые она никогда не произносила... но это и неважно. Главное — суть, которая мне очень и очень импонирует. С учетом того, что реальность у нас нынче... ну... короче, да, отзывается.:( Пожалуй, хочется даже в описание канала добавить: «Пишу о способах получать от жизни удовольствие и иногда позволяю себе роскошь игнорировать реальность».

Выставка продлится до 7 сентября 2025 года, так что ещё вполне можно успеть. Рекомендую!

Нравится эстетика этой эпохи? Делитесь мнениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет еще много интересного. Читайте также: