В Государственном Историческом музее в Москве сейчас идёт очень интересная выставка: «Кринолин. Жакет. Свитшот». Как понятно по названию, выставка про наряды.:) Это не просто история моды — это некая попытка проследить, как менялся образ горожанки, москвички, с середины XIX века и до наших дней. Мне понравилось, так что буду рассказывать.
Начнём с формальностей. Вот, как объясняет задумку куратор выставки:
«Городская улица и городской стиль неоднородны, и мы взяли за основу этот принцип эклектики: не ждите последовательного движения от даты к дате, от костюма к костюму, от платья к платью по хронологической ленте. Вы увидите горожанок разных эпох в разных городских пространствах и обстоятельствах: они спешат на работу, встречают на перроне близких, наряжаются для очень торжественного события»
Помните, когда-то я говорила про слоистость, за которую я люблю древние города? Это ощущение, что разные исторические эпохи и их герои плавно смешиваются — и выходят на улицы все одновременно, невидимые друг другу? Так вот, кураторам выставки очень классно удалось это ощущение ухватить и передать — все москвички, которые жили в нашем городе на протяжении 150 лет, одновременно вышли на воображаемый подиум городских улиц. Дама в кринолине из 1860-х, её дочь в платье с турнюром из 1880-х, эмансипированная девица в укороченной юбке из 1910-х, измученная женщина 1940-х, юная хиппи 1960-х в мини-юбке... и вот сейчас к ним присоединяется, пусть и немного неуверенно, девчонка в асимметричном жакете из 2020-х. Подождём немного — скоро она займёт своё место в этой толпе, как недавно уже заняли её мать в джинсовом сарафане 1990-х и старшая сестра в платье-бюстье из нулевых.:)
Вообще, если говорить о манере одеваться — лирическое отступление! — меня несколько раздражают стоны насчёт якобы ужасной современной моды. Сразу хочется спросить: а современная мода — это в вашем понимании что именно? Какая она? Я немного увлекаюсь историей моды и немного дружу с экспертами этой области. И мне очень импонирует точка зрения, которой придерживаются многие из них — мы живём в эпоху, когда моды как таковой нет. Есть веяния, есть направления, но если смотреть широко — сегодня модно одновременно всё. Не хочешь носить свитшот, хочешь жакет? Носи! Хочешь мини-юбку? Пожалуйста. Хочешь длинное платье? На здоровье! Широкие джинсы-клёш или узкие брюки-дудочки? Спортивный костюм или облегающее платье-лапша? Да сколько угодно! В актуальных коллекциях модельеров всё есть...
...и всё это уже когда-то было.
Мода была узнаваемой и выразительной примерно до 1960-х — до того момента, как Мэри Куант изобрела мини-юбку. Тогда — да: у каждого десятилетия был свой силуэт. Потом всё смешалось. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на витрины выставки. Как я уже сказала, это очень интересное кураторское решение — перемешать манекены и расставить их так, чтобы, скажем, костюм 1930-х годов соседствовал с костюмом из коллекции весна-лето 2022 года.
И знаете, в чём фишка?.. Не так уж просто сразу сообразить, что есть что! Нет, конечно, если всматриваться в нюансы силуэта, оценивать износ ткани и т.д., поймёшь. Если просто смотреть вскользь, то льняной мини-сарафан 1960-х легко представишь в витрине современного магазина, трикотажный кардиган 1970-х спутаешь с сегодняшним, а изящное шифоновое платье, которому всего-то несколько лет, запросто примешь за наследие 1920-х годов... Ну а даже если и не перепутаешь, всё равно интересно наблюдать, как одни и те же мотивы преображаются со временем. Чего далеко ходить: давайте посмотрим на примерах! Вот, скажем, два ярких плаща — оранжевый и синий. Эти плащи... ну, не одинаковые, конечно, нет, но очень похожего фасона. Согласны? Теперь разгадка: синий — 1930-х годов, а оранжевый — из прошлогодней коллекции одного из российских дизайнеров. Кто там что про современную моду и про то, что раньше было красивее, говорил?:)
Чтобы сразу расквитаться с темой плащей, покажу ещё один запомнившийся экспонат — вот такой классический песочный тренч (крайний слева). Он родом из 1980-х годов, немецкий, и это моя любимая фирма Steilmann, вещи которой я ношу с огромным удовольствием. Ну и чем он отличается от современных? Да ничем. Недавно, кстати, на канале дизайнера Яны Левашовой было интересное обсуждение винтажной одежды, и я там как раз говорила — иногда не без удовольствия покупаю и ношу винтаж, если вижу, что его можно интегрировать в современный образ без нафталинового привкуса. И вот такой тренч, если бы он подвернулся мне где-нибудь на винтаж-маркете, оторвала бы с руками (точнее, с рукавами): действительно ведь вечная и абсолютно вневременная вещь!
Или вот ещё — как гласит подпись под манекеном, наряд городской молодой интеллигентки в 1910-20-х годах... вот только мне кажется, что если бы девушка в такой одежде прошлась по улицам Москвы сегодня, она бы не привлекла ровным счётом никакого внимания: одежда как одежда.:) Вот что из этих вещей не могло бы быть надето сегодня? Укороченный плащ? Нормальный предмет гардероба. Плиссированная трикотажная юбка? В любом магазине найдётся. Белая кофточка... без комментариев. Разве что, пожалуй, современная молодая интеллигентка добавила бы к этому образу кеды в тон, серые или синие. Вот и всё.:) Согласны?
Ладно, хватит о том, что новое — это хорошо забытое старое (хотя издеваться над ярыми противниками страшной современной моды я очень люблю). Давайте про вещи с более ярким отпечатком эпохи.:) Вот посмотрим, скажем, на эту витрину. Здесь сразу всё очевидно: первое платье — очень узнаваемый силуэт 1860-х, а второе платье — не менее узнаваемый силуэт 1960-х. Прошло сто лет, и вот как преобразилось нежное дневное девичье серо-розовое платьице.
Не обошлось здесь и без противопоставления москвичек и провинциалок, которое давным-давно всем набило оскомину... ну да, давным-давно: примерно с 1860-х годов. Знаете ведь расхожее мнение: мол, провинциалку сразу видно на улице? Ну-у... Примерно в конце XIX века этот тезис и вправду был актуален — достаточно сравнить наряды крестьянки, приехавшей в город на заработки, и урожденной горожанки. Разница очевидна!
Как хорошо знают мои постоянные читатели, Москва и московская идентичность для меня — не пустой звук. Однако при этом я терпеть не могу штампы и стремления ставить диагнозы — мол, это платье провинциальное, а москвичка такое никогда не наденет, а вот это пальто парижское, оно выглядит совсем не по-московски... тьфу! Тут ведь куда более тонкая и сложная настройка. Вот как кураторы выставки отвечают на вопрос, что такое «русский» (точнее, даже московский) стиль:
Особый и весьма эклектичный образ русского города меняется от эпохи к эпохе, в тоже время сохраняя свою самобытность. Стиль на улицах российского города — смесь западных трендов и азиатской яркости, сдержанный шик и пестрота рукоделия, практичность и блеск — одним словом, сочетание несочетаемого.
Конечно, кринолины 1860-х, турнюры 1880-х, стиляжные платья с широкими юбками 1950-х и огромные плечи 1980-х — это само собой, этого в выставочных залах полным полно. Однако большое внимание уделено также образам современного (сегодняшнего, начала 2020-х годов) женского городского стиля. Хорошее решение, мне понравилось. Это забавно – когда ты, подходя к очередной витрине, восклицаешь не что-то вроде «Помню, такое было у моей бабушки!», а скорее «Помню, я такое примеряла в магазине, мне не подошло!». Здесь хорошо знакомые нам сегодня цари зарождающегося импортозамещения, молодые российские бренды: Gate31, 12Storeez, Алёна Ахмадуллина, Виктория Андреянова и прочая банда. Можно, конечно, счесть рекламой, но... видеть их не на витрине магазина, а в музее достаточно прикольно!
На любой выставке обязательно есть предметы, которые особенно запомнились. На этой выставке для меня таких, пожалуй, было два.
Первое — вот такое дивное платье с вышивкой, растительными мотивами и шифоновой отделкой. Красота ведь! Так и просится ассоциация: изысканные 1920-30-е годы, в моде текучие силуэты, дамам разрешено укоротить юбки, открыть щиколотку... а вот и не угадали! Платье более чем современное — всего лишь 2019-й год, коллекция дизайнера Алёны Ахмадуллиной. Шикарная стилизация.
Ну и второй экспонат — вот такой свитшот. Сначала подумала, что это совсем современная работа, текущего года. Оказалось — нет, 2015 год. Вероятно, дизайнеру уже тогда многое стало понятно. Здесь, конечно, фишка не в стиле и не в силуэте — ну какой у свитшота силуэт? — но вещь очень впечатляющая. Хороший и мощный знак уважения тому поколению людей, чьи идеалы юности сегодня... ну, мягко скажем, спускают в канализацию.
Интересно, кстати, что я ходила на эту выставку в компании очень сильно старшей коллеги — и мы обе синхронно, подойдя к этому манекену, не сговариваясь выдохнули: «Твою мать...». Хотя то, что изображено — это не моя юность и не её юность; это юность тех, кто посередине. Ну, я всегда говорю, что культурные коды от возраста не очень-то зависят.
Кстати — чтобы напоследок ещё раз проехаться по теме сравнения старого и нового — для меня было сюрпризом, что вечернее платье Александры Коллонтай, сшитое для неё в 1920-х годах, показалось мне очень-очень подозрительно похожим на моё собственное выпускное платье, купленное в конце нулевых годов в магазине "Катерина Леман".:) И оно тогда не позиционировалось как ретро, нет, — просто вечернее платье.:)
Резюме? Скоро новогодние каникулы, и эту выставку я очень рекомендую для сугубо девичьих встреч, для походов с подружками, мамами и дочками. Красиво, интересно, запоминается. Есть, о чём подумать.
Выставка продлится до 13 февраля 2023 года.
Может, вы уже были на этой выставке? Как впечатления? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: