Найти в Дзене

Полеты в грозу и парочка историй о том, как молния мне в самолет попала

Оглавление

Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Лето, июль, пора дождей, гроз, тех самых, летних, когда в воздухе начинает пахнуть озоном, когда вы бежите домой, а молнии сверкают где-то за спиной, гром гремит так, что у машин срабатывают сигнализации, а бушующий ветер ломает ветки и переворачивает рекламные щиты. Романтика! А как же летать в такую погоду? Давайте разбираться.

Где бывают грозы?

-2

Да практически везде. Чем ближе к экватору - тем чаще. Доминикана, Индия, Непал: там порой такие погодные кухни бывают, что глазам своим не веришь. По высоте есть ограничения: самые высокие грозы бывают на высотах до 22 000 метров, но это очень редкое явление. Обычно до 11 тысяч находятся все активности.

Само собой, летом гроз больше, чем зимой. Тут влияет и количество перемещений воздушных масс, и коэффициент нагрева земной поверхности, разница отраженного тепла, влияние рельефа, опять таки. Зимой грозы бывают, но это скорее исключение, нежели правило.

Если говорить о территории России, то самые частые места образования гроз это юго-западная часть страны, то есть район Адлера, Анапы и Геленджика. Там и зона резкого континентального климата, и горные рельефы, и близость моря играют свою роль. Или как сейчас принято говорить - роляют.

История первая. Молния бьет в крыло

Далекий 2018 год. Жаркое лето, работы непочатый край, столько, что из самолетов вообще не выходим, а живем у стартового медконтроля. Выпадает рейс в Геленджик. Аэропорт сложный - расположен вблизи гор, заход над водой, часто бывают сдвиги ветра, встречные ветра довольно сильные, еще и пляжи рядом - отвлекаешься на вид отдыхающих.

Я тогда в хвосте летал, был совсем молодым специалистом. И вот, мы подлетаем к Геленджику, снижаемся, а в самолете постепенно темнеет - гроза на пути. Облака темные, свинцовые, густые и тяжелые, самолет в них попадает словно в кисель. Лайнер раскачивается из стороны в сторону, скрипит шпангоутами, словно старая рыбацкая шхуна. Моментами в салоне раздается дружное "УУУУууххх!", когда борт вновь подбрасывает на несколько десятков метров. Звучит команда старшего о том, что всем необходимо пристегнуть ремни, открыть шторки на иллюминаторах и так далее - подготовка к посадке, прибываем в аэропорт. Я оказываюсь в районе 12 ряда, аккурат за люками, вижу поверхность полукрыла.

Сверкая и качаясь, крыло разрезает облака, словно нож сахарную вату. В какой-то момент перед моими глазами возникает картина, которую я не забуду до конца жизни: огромный луч, бело-голубых оттенков, толщиной около метра, а может быть и больше, за долю секунды он возникает в небе где-то над нами, спускается до конца левого крыла, проходит сквозь него и уходит куда-то вниз, будто бы вообще не встречает сопротивления. Тысячная доля секунды и он исчезает, оставляя после себя лишь грохот. Этот звук сложно спутать с чем-то, это зрелище невозможно забыть. Я смотрю в иллюминатор и чувствую, как по спине пробегает холодок, но с невозмутимым видом продолжаю пристегивать пассажиров.

По прилету в аэропорт Геленджика борт был осмотрен техническим специалистом. Есть точка входа молнии в районе законцовки крыла, выход в районе обтекателя. Тест систем неисправностей не выявил.

Опасно ли это?

-3

Помните, совсем недавно, буквально лет 25 назад показывали передачу "Каламбур", и там Бройлер 747 терпел крушение на протяжении 160 серий? Так вот, он в итоге сел, никто не пострадал, а капитан продолжил смеяться и шевелить усами. Однако, случаи бывают разными, как например, в 2019 году у Аэрофлота. Да, буквально сегодня мне напомнили. Молния попала в Сухой, командир принял решение вернуться в Шереметьево, жесткая посадка и... Списки фамилий на черном экране, траур всей страной и уголовное наказание для летного экипажа.

Современные системы слежения за погодой давно научились определять и зоны измененного давления воздуха, и грозы, и прочие неприятности на пути самолетов. Пилоты старательно облетают все подозрительные облака, чтобы ваш полет оставался спокойным, а томатный сок не проливался на столик.

Да, бывают моменты, когда попадания в грозу избежать не удается. Если она стоит прямо в районе аэропорта, например. И об этом моя вторая история.

Получил по носу!

-4

Мой горячо любимый аэропорт на юге страны.

Ноябрь, 2023 год. Рейс из Москвы в Сочи, там же на побережье мы остаемся на суточный отдых, а уже после отдыха летим домой в составе экипажа. Классический А320, надежный, как весь гражданский флот рейс подходит к концу, начинаем снижаться, я прошу пассажиров занять свои кресла, пристегнуться, далее все по списку. За окном темнеет - плотная облачность, гроза в районе аэропорта, встречный ветер. Полный джентльменский набор того, с чем не хочется сталкиваться при посадке в сложном аэропорту.

Я захожу в кабину для обмена финальной информацией перед посадкой, успеваю еще до "стерильной кабины" (кто знает, тот поймет), и вижу, что мы движемся не в аэропорт, а в серый кисель из грозы, дождя, града и потоков воздуха, в которых нас будет болтать как щепку. Быстро подготавливаем кабину к посадке и занимаем рабочие станции. Самолет трясет, он размахивает крыльями, будто бы пытается удержаться на своей высоте, хочет зацепиться за какой-то твердый выступ в воздухе, но у него не выходит и следующий поток его вновь подбрасывает вверх. По звуку слышу, что выходят шасси - посадочная полоса уже на прямой, скорей всего и диспетчер установил визуальный контакт с нами. Садимся!

Как только я это подумал, происходит то, ради чего я рассказываю всю историю: яркая вспышка, которая подсвечивает все иллюминаторы, так, словно в каждый из них на долю секунды посветили прожектором. Салон освещен на тысячную долю секунды так, как не получается осветить даже всеми лампами в самолете. И одновременно со вспышкой раздается гром. Это не просто звук, это скорее треск. Треск неба, лопнувшего пополам, треск облаков, которые всевышний разорвал у нас над головой с такой громкостью, что наши моторы не воют, они мурчат, как парочка сытых котят. Это оглушающе громко!

Пассажиры ничего не поняли, а вот моя коллега 1R посмотрела на меня очень испугано, но тут же взяла себя в руки - профессионал.

Молния попала в носовой обтекатель прямо перед лобовыми стеклами самолета, оставив небольшое темное пятно. Пилоты расстроились, что не успели снять это чудо природы на камеру.

Другие факты

Молнии в самолеты попадают регулярно, страшного не происходит, случай с Аэрофлотом это стечение обстоятельств, которое, скорее, исключение из правил.

Грозы так же слышно на высоте, но звук приглушается и аэродинамическими шумами самолета, и его шумоизоляцией, плюс звук работы моторов. А еще скорость движения порядка 800 км/ч - мы просто улетаем от шума грозы.

Летать в дождь можно. Менее комфортно, чем в чистое небо, но можно.

А вообще, вчера все это обсуждали в телеграм канале у меня, так что не буду повторяться.

Вчера, сегодня, завтра и всегда

Готов успокоить вас на борту во время грозы ваш Старший Бортпроводник. Хотите больше интерактива? Добро пожаловать в ТГ:

Говорит Старший Бортпроводник

Там и видео раньше выходят, и кружочки я записываю, еще и викторины всякие проводим. Надо уже разыграть что-нибудь, а то серьезный канал, а у нас все без призов происходит.

Спасибо вам за внимание и подписки, за вашу преданность, за донаты и поддержку, чертовски приятно. Промокоды работают, если увидели меня на борту, то смело сообщайте, что "Говорит Старший" и получайте кофе и шоколадку в полет, а еще вовремя долетим, даже если вылетели с задержкой. И прилетим в Анталию, даже если вылетали в Барнаул!

И хорошего вам рейса!