В России планируют упорядочить процесс отключения мобильного интернета. Минцифры совместно с представителями бизнеса обсуждают регламентацию этой процедуры. «Ямал-Медиа» выяснил, будет ли проблема отключений менее острой после централизации процесса введения временных ограничений.
Почему пропадает мобильный интернет
В последние месяцы жители многих российских регионов столкнулись с внезапными отключениями мобильного интернета. Причина в росте количестве атак с использованием БПЛА. Беспилотники всё чаще используют сотовые сети для навигации и управления. По данным Минобороны, только с начала месяца было уничтожено и перехвачено около 1,5 тысячи украинских БПЛА самолетного типа.
Фото: Anelo/Shutterstock/Fotodom
Беспилотниками управляют тремя основными способами. Первый — спутниковая навигация, когда дрон следует по координатам. Второй — инерционная навигация с использованием встроенных гироскопов и датчиков. Третий — управление через интернет, именно с этим типом и борются, отключая сотовую связь.
«Многие дроны управляются через интернет-связь, используя сим-карты в роуминге. Частично это сим-карты, которые были нелегально приобретены и перевезены на территорию соседнего государства. Когда дрон залетает на территорию России, он переключается на эти сим-карты», — объяснил «Ямал-Медиа» механизм наведения дронов директор компании «Интеллектуальный Резерв» Павел Мясоедов.
Статистика показывает эффективность применяемых мер: «После введения отключений количество прилетов уменьшилось на 20—25%», — отметил IT-эксперт.
Хаос в системе: почему отключения стали проблемой
Но, несмотря на безопасность как приоритет, нынешняя система отключений создает и серьезные проблемы. Источники в телекоммуникационной отрасли отмечают, что решения об отключении интернета поступают от множества структур: местных органов власти, региональных управлений МЧС и других ведомств. При этом распоряжения часто хаотичны и непоследовательны.
Фото: MAYA LAB/Shutterstock/Fotodom
Операторы связи оказались в сложном положении: они вынуждены обрабатывать поток заявок на отключение, часто от не уполномоченных на это структур, и самостоятельно определять их легитимность. При этом много времени уходит на проверку и согласование, что снижает эффективность действительно необходимых отключений.
«Очень много разных органов дают поручения отключить интернет и забывают сказать, когда включить», — рассказали в беседе с «Известиями» высокопоставленный федеральный чиновник и топ-менеджер одной из сотовых компаний.
Внезапные отключения интернета вызывают трудности и у бизнеса. «Безусловно, это проблема, если мы говорим про курьерский сервис, торговлю, сферу услуг, где терминалы касс напрямую завязаны с мобильным интернетом и часто не имеют стационарной точки доступа. В этих сферах издержки наибольшие, плюс операторы связи испытывают определенные потери, когда недопродают услуги», — отметил в беседе с BFM руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП Сергей Елин.
Централизация против хаоса: как планируют решать проблему
Власти признали необходимость упорядочения системы отключений. Минцифры совместно с представителями телекоммуникационного бизнеса обсуждают введение регламента, который сделает процесс более прозрачным и менее обременительным для пользователей и компаний.
Основная идея — создание «единого окна», централизованного госоргана, который будет принимать все заявки на отключение интернета. Это позволит отсеять необоснованные требования от не уполномоченных на это структур и синхронизировать действия различных ведомств.
«Мы поддерживаем централизацию процесса введения временных ограничений на работу сети», — прокомментировали инициативу «Известиям» в «Вымпелкоме».
Фото: Panchenko Vladimir/Shutterstock/Fotodom
Обсуждается также создание информационной системы, через которую операторы связи будут получать точные указания о сроках и местах отключения интернета. Это должно решить проблему с отключениями интернета, когда его забывают включить вновь.
«Централизованное управление станет еще одной надстройкой, но если будут прозрачные правила, а не хаотичные действия отдельных муниципальных властей, это поможет создать понятный алгоритм и снизит неудобства для бизнеса и пользователей. Важно, чтобы отключение интернета происходило при реальных угрозах, а не по принципу «а вдруг они полетят, давайте за три дня интернет выключим». Должны существовать четкие правила, чтобы не было перегибов на местах, когда регионы самостоятельно принимают решения, и люди остаются без интернета, когда никакой реальной угрозы нет».Павел Мясоедовдиректор и партнер компании «Интеллектуальный Резерв» («ИТ-Резерв»)
Точечные меры вместо тотальных отключений
Эксперты между тем отмечают, что полное отключение мобильного интернета — не единственный способ борьбы с беспилотниками. Карен Казарян, директор Института исследований интернета, рассказал в эфире радио Sputnik об альтернативе: «Для борьбы с угрозами не обязательно использовать такие радикальные меры: например, на определенных территориях можно отключать доступ к трансграничному интернету, блокируя работу операторов беспилотников из-за рубежа. Или блокировать доступ к неожиданно появляющимся в сети устройствам, быстро перемещающимся между базовыми станциями — они легко определяются по уникальным идентификационным номерам».
Фото: Miha Creative/Shutterstock/Fotodom
Павел Мясоедов предлагает еще один подход: «Среди возможных мер — создание списков организаций, чьи сим-карты будут работать на полной скорости даже при ограничениях, если эти организации сильно зависят от беспроводного интернета».
«Эффективной мерой может стать и автоматизированная система с прозрачными критериями отключения. Если решения по замедлению и восстановлению интернета будет принимать автоматизированное ПО, исключается человеческий фактор, и поэтому всё будет происходить слаженно и оперативно».Павел Мясоедовдиректор и партнер компании «Интеллектуальный Резерв» («ИТ-Резерв»)
Подобные системы уже существуют в Роскомнадзоре, и их доработка может стать решением проблемы, говорит IT-эксперт. Главное — прозрачные и понятные правила, которые исключат необоснованные отключения «на всякий случай».
Создать единый координационный центр для контроля отключений интернета — это логичный шаг, который позволит избежать хаоса и избыточных мер, согласен и Сергей Елин. Параллельно, по его мнению, нужно разрабатывать технические решения против беспилотников. При длительных отключениях бизнес будет адаптироваться через организационные меры и альтернативные технологии (спутниковый интернет, Wi-Fi). Дополнительные издержки в любом случае будут меньше, чем ущерб от непродуманных отключений сети.
Появится ли график отключений интернета и оповещения
Вопрос о введении графика отключений интернета специалисты оценивают скептически. «Отключение сети по графику — неэффективная мера, потому что дроны не летают по графику. Хотя есть интервалы времени, когда дроны активнее (например, ночью, когда их сложнее визуально обнаружить), но ситуация может меняться», — пояснил Павел Мясоедов.
Фото: RSplaneta/Shutterstock/Fotodom
Что касается оповещений пользователей, то массовое информирование технически возможно, но ресурсозатратно. Поэтому, по мнению IT-эксперта, маловероятно, что наряду с введением отключения мобильного интернета в формате «единого окна» будет внедрена на федеральном уровне и централизованная система уведомлений. Скорее операторы связи продолжат самостоятельно информировать абонентов о планируемых ограничениях через смс, как это происходит сейчас, с уведомлением пользователей о необходимости использовать, например, стационарные точки доступа.
Массовые отключения мобильного интернета, скорее всего, продолжатся, пока сохраняется угроза атак беспилотников. Однако есть надежда, что процесс станет более упорядоченным и менее болезненным для граждан и бизнеса.
Ранее в Минтрансе РФ сообщили, что интернет на борту российских самолетов появится не раньше 2027 года.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».