Продуктивные задания - это то, к чему мы должны стремиться в каждой теме, так как они позволяют учащимся использовать то, что узнали и чему научились в своей собственной речевой деятельности.
Эти задания очень важные, завершающие, но это не значит, что ребята смогут их выполнить без какой-либо поддержки. Продуктивные задания тоже нужно тренировать, прежде чем оценивать их самостоятельно выполнение.
В этой статье я хочу проанализировать два учебника с точки зрения продуктивных заданий. По двум направлениям:
1) Как учебник выводит учебный материал в продуктивную речь.
2) Как организовано само продуктивное задание в учебнике, насколько его легко выполнять.
Перейдём сразу к делу.
Возьму простую грамматическую тему Past Simple. Как известно, грамматику тоже нужно обязательно выводить в продуктивную речь, иначе зачем её вообще изучать?
Solutions (pre-intermediate)
В учебнике Solutions (pre-intermediate) Past Simple вводится/актуализируется через небольшой текст про лотерею. На основе этого текста повторяется формообразование, учащимся предлагается найти в тексте примеры глаголов, которые соответствуют указанным правилам. Далее в предложениях, которые с текстом не связаны учащиеся должны вставить подходящие глаголы в Past Simple. Эти глаголы они встречали в тексте.
В следующем упражнении учащиеся должны поставить глаголы в скобочках в форму Past Simple, затем прослушать текст и проверить себя. Этот текст тоже про лотерею, но уже о другом человеке.
В упражнении 6 учащимся предлагается ответить на вопросы сразу по двум прочитанным текстам в парах. Они должны высказать своё мнение, опираясь на данные в задании вопросы.
Это небольшое тренировочное продуктивное задание - ребята попробуют в парах кратко высказаться по теме, представленной в двух текстах. У них есть конкретный предмет для обсуждения. Есть вопросы, на которые им нужно ответить, и которые помогут им сформулировать свои мысли по этому поводу. Также в своих высказываниях им нужно употребить Past Simple, отвечая на вопрос - Что случилось с персонажами из текста? Для этого учащиеся могут снова обратиться к текстам, найти там необходимую информацию.
Таким образом, задание не представляет особой сложности, так как оно основано на предыдущем материале, а продуктивность выражается только через небольшие оценочные суждения. Хорошее тренировочное и подытоживающее упражнение. А казалось бы - ничего особенного.
Упражнение 7 также направлено на тренировку формы, нужно поставить глаголы в скобочках в форму Past Simple, но добавляется погружение в контекст, так как ещё нужно выбрать для каждого предложения подходящее по значению прилагательное. Не получится сделать задание формально, придётся подумать и над значением/смыслом.
А теперь посмотрите, как плавно это тренировочное упражнение переходит в продуктивное задание. Теперь учащиеся должны сами высказываться, используя ту же структуру, что и в упражнении 7. Кроме того, им предложены 6 различных прилагательных, то есть не надо сидеть и вспоминать слова самому, да ещё эти прилагатеьные призваны помочь ребятам вспомнить определённые ситуации из своей жизни. Также даётся образец для ответа.
Такие задания ещё называют полу коммуникативными, так как ученик говорит о чём-то своём, но опирается на материал из учебника.
Как вы думаете, легко такое задание выполнить? Я думаю, да.
Я бы добавила ещё один этап, чтобы вывести ребят уже на коммуникативное задание. Посадила бы их в мини группы и выдала карточки с прилагательными, которые уже встречались на этом уроке. Они должны будут по очереди вытягивать прилагательные и задавать остальным вопрос: When were you/did you feel anxious last time?, etc. Отвечает каждый на своём уровне, кто-то одним предложением, кто-то больше, можно задавать дополнительные вопросы. Можно пользоваться материалом из учебника, кому трудно.
Вывод: В этом уроке материал прекрасно выводится в продуктивную речь, есть опоры для высказываний, достаточно предварительной тренировки. Я бы только добавила ещё одно заключительное задание, чтобы вывести ребят на уровень более развёрнутого текста/беседы.
Spotlight (6 класс)
В этом уроке кроме Past Simple заявлена работа с лексикой для описания города/населённого пункта. В упражнении 1 эти прилагательные нужно соотнести с антонимами и затем использовать в мини диалогах по картинке. Также в этих мини диалогах присутствуют was/were, на предыдущих уроках о них речи не было. То есть учащиеся должны сразу в парах сориентироваться и выдать вопросы и ответы с новыми/хорошо забытыми словами, рассматривая картинку, да еще и с подзабытым временем. На мой взгляд, это уже продуктивное задание (ведь здесь нет готовых ответов), но почему с него начинается урок? Даже не урок, а новый модуль?
Упражнение 2 ещё хлеще - опишите город своему собеседнику. Даётся начало предложения и многоточие.... Каким образом ребёнок должен это сделать, если тема только началась, ещё не было выполнено ни одного тренировочного упражнения? Нет ни образца, ни опор.
Упражнение 3 - чтение с детальным пониманием. Текст не маленький, с выделенными словами, которые нужно разобрать, про тот город, который на картинке, о котором уже побеседовали и о котором уже рассказали собеседнику. Если предыдущие два задания были предвосхищением материала, так сказать, ввод в тему, то детей мы точно поставим в неловкое положение, мягко говоря.
Есть задания к этому тексту, одно из которых - придумать заголовки к каждому абзацу, и это - очень сложное задание. Past Simple ещё и не отсвечивал, а урок видимо уже подошёл к концу, если судить по затраченному времени.
Представим, что урок сдвоенный и продолжаем. Наконец-то появляется Past Simple, правда только правильные глаголы. Есть табличка, где акцент делается на положительные, отрицательные и вопросительные формы. Ребятам нужно обсудить правила, а в тексте найти глаголы действия в прошедшем времени в качестве примеров. (Я нашла 10 глаголов, но не только действия).
В упражнении 5 предлагается переписать предложения, используя слова в скобочках, которые относят нас в прошлое. В таблице эти слова и выражения упоминаются, но почему так мало предложений? Кстати, они никак с текстом не связаны (А жаль! Столько времени потратили на этот текст, зачем?), ну хотя бы, есть лексика из текста.
Упражнение 6 направлено на правильное произношение окончаний глаголов в Past Simple, это важное упражнение, так как многие как раз здесь делают ошибки. Но фокус быстро смещается на составление своих предложений. Я бы потренировалась с детьми подольше, почитала бы часть текста с этими глаголами вслух хором, потом в парах для дополнительной тренировки, чтобы эти слова были не отдельно, а в предложениях. Да и составлять свои предложения ещё рановато, практики было мало. К тому же если заявлена тема - описание города, то зачем отходить от неё?
В упражнении 7 снова появляются was/were, и мы возвращаемся к тексту. Учащиеся должны составить список того, что было и чего не было в этом городке, основываясь на тексте и на картинке. Даётся одно предложение-образец. Видимо сначала нужно записать, а потом прочитать соседу по парте, можно сравнить у кого что получилось, но это уже моя додумка. Тогда работа в парах будет оправдана.
На мой взгляд, не хватает экспозиции Past Simple, сразу же требуется его использовать в своих предложениях, да ещё и в парах. Такое ощущение, что этот режим работы заявляется где надо и где не надо, а в результате он себя дискредитирует, так как не работает в подобного рода заданиях - Назови, что есть и чего нет в городе. А что должен делать собеседник?
Экспозиции отрицательных и вопросительных предложений вообще нет.
Добрались до говорения (задание 8), но это не продуктивное задание, это вопросы и краткие ответы по тексту. И их всего четыре.
Пропущу 9 упражнение на произношение.
Вишенка на торте - продуктивное письменное задание 10, где учащимся предлагается собрать информацию в интернете и написать небольшой текст о том, какой был их город 100 лет назад. Угадайте, как они его сделают. Правильно, сделают очень просто, только смысла в этом никакого не будет. На этом уроке их не учили писать текст, их немного учили читать и составлять предложения в Past Simple.
Вывод: всего понемножку, грамматический материал и текст не проработаны в должной мере, вывод в продуктивную речь отсутствует. Есть продуктивное задание на письмо, но учащиеся не смогут выполнить его сами, так как их этому на уроке не учили. Заявлено слишком много целей, а результата нет.
Коллеги, я не ставила перед собой цель выгородить британский учебник и очернить наш, я старалась кратко и объективно проанализировать учебный материал по одной и той же теме. Но получилось то, что получилось. К сожалению.
Про продуктивные задания я также писала в этой статье: