Найти в Дзене
ЛИТИНТЕРЕС

Вторая пятерка нобелевских лауреатов по литературе XXI века. Феминизм, антикоммунизм и прочее

А мы продолжаем наш мини-цикл о нобелиантах двадцать первого века. Обзор первой пятерки (2001 - 2005 гг.) показал, что в тренде тогда были темы Холокоста, апартеида и нацизма. В смысле осуждения всех этих позорных явлений. Нобелевскую премию по литературе вручали как раз писателям. которые последовательно высказывались в своем творчестве по этим вопросам. Сегодня у нас вторая пятерка писателей, получивших премии в период с 2006 по 2010 гг. И тут тоже есть своя тенденция, причем еще более ярко выраженная. В принципе из заголовка вы уже примерно понимаете, о чем пойдет речь. "За то, что в поисках меланхоличной души родного города нашел новые символы для столкновения и переплетения культур" Это первый турецкий лауреат Нобелевской премии по литературу. Памук известен тем, что открыл миру Стамбул как пространство "хюзюна" (меланхолии). Самые известные романы - "Снег" (2002) и "Музей невинности" (2008). Его стиль представляет собой гибрид восточной притчи и европейского психологизма. Памук н
Оглавление

А мы продолжаем наш мини-цикл о нобелиантах двадцать первого века. Обзор первой пятерки (2001 - 2005 гг.) показал, что в тренде тогда были темы Холокоста, апартеида и нацизма. В смысле осуждения всех этих позорных явлений. Нобелевскую премию по литературе вручали как раз писателям. которые последовательно высказывались в своем творчестве по этим вопросам.

Сегодня у нас вторая пятерка писателей, получивших премии в период с 2006 по 2010 гг. И тут тоже есть своя тенденция, причем еще более ярко выраженная. В принципе из заголовка вы уже примерно понимаете, о чем пойдет речь.

2006 год. Орхан Памук (Турция)

"За то, что в поисках меланхоличной души родного города нашел новые символы для столкновения и переплетения культур"

Это первый турецкий лауреат Нобелевской премии по литературу. Памук известен тем, что открыл миру Стамбул как пространство "хюзюна" (меланхолии). Самые известные романы - "Снег" (2002) и "Музей невинности" (2008). Его стиль представляет собой гибрид восточной притчи и европейского психологизма.

Памук не боится описывать политические табу (геноцид армян, курдский конфликт) через призму личных драм. Причем его позиция идет вразрез с официальным турецким нарративом. После награждения Памук подвергся травле на родине: его обвиняли в "осквернении турецкой идентичности".

2007 год. Дорис Лессинг (Великобритания)

"За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин"

Нобелевскую премию она получила в 88 лет, когда в ее багаже уже было множество произведений и множество наград. Главным ее трудом считается "Золотая тетрадь" (1962), ставшая манифестом феминизма, но Нобелевский комитет отметил поздние работы. Кроме того, большую известность получил цикл "Канопус в Аргосе" (1979–1983), в котором она совместила научную фантастику с социальной утопией. В 2007 году, как раз перед премией, вышел ее роман "Расщелина", где рассказывается об альтернативном мире женщин, умеющих размножаться без мужчин.

-2

2008 год. Жан-Мари Гюстав Леклезио (Франция)

"За новизну, поэтические искания и чувственность, а также за поиски гуманности за пределами нынешней цивилизации"

Вечный странник французской литературы. Вырос в Нигерии, учил индейцев в Панаме, жил в Мексике, женился на марокканке. В ранний период творчества увлекался конструктивистскими экспериментами в литературе. Но с конца 1970-х нашел свой стиль в темах иммиграции и изгнания.

Роман "Пустыня" (1980) посвящен антиколониальному восстанию в Северной Африке начала XX века. Роман "Блуждающая звезда" (1997) рассказывает о еврейке, уехавшей из Франции в Италию. Герои Леклезио - беженцы, кочевники, дети. Они бегут от болезни под названием "прогресс".

2009 год. Герта Мюллер (Германия/Румыния)

"За поэтическую точность прозы и откровенность, с которой она описывает жизнь обездоленных"

Это голос румынских диссидентов эпохи Чаушеску. Дочь банатских немцев, она эмигрировала в ФРГ в возрасте 34 лет. Ее фирменный прием - "коллажный язык": смесь румынских идиом, немецкой абстракции и сюрреалистичных образов. Главные темы романов - ужасы коммунистического режима.

-3

В 2009 году, как раз перед вручением нобелевской премии, вышел ее роман "Вдох-выдох" про депортацию румынских немцев в советский ГУЛАГ, который основан на реальной истории поэта Оскара Пастиора. В целом, именно за эту книгу Герта Мюллер получила нобелевскую премию.

2010 год. Марио Варгас Льоса (Перу/Испания)

"За картографию структуры власти и яркие образы сопротивления, восстания и поражения индивида"

Яркий представитель латиноамериканского бума. Перуанец, в молодости - марксист, потом разочаровался в левых, в 1990-м - кандидат в президенты Перу. Набрал 34 процента, но проиграл во втором туре, после чего перебрался в Испанию. Излюбленная тема - общество в условиях диктатуры.

Его шедевр "Война конца света" (1981) представляет собой повествование о бразильской религиозной общине, где фанатики создали настоящую антиутопию. Книга была воспринята как метафорическое осуждение кубинской революции. Льоса пишет о том, что любая утопия порождает новую тиранию.

-4

Вторая пятерка получилась довольно интернациональной в плане языков - турецкий, английский, французский, немецкий, испанский. Можно даже сказать - подчеркнуто интернациональной. Но в плане тем шведские академики совершенно явно искали именно тех, кто ассоциируется с борьбой против режима. Плюс Дорис Лессинг.

При этом важно подчеркнуть, что мы ни в коем случае не считаем всех перечисленных плохими писателями. Отнюдь. Все они действительно мастера. Однако момент сознательного поиска именно подходящих кандидатур среди многих других мастеров не заметить нельзя.

Ладно, дальше у нас третья пятерка. Будет еще интереснее, не пропустите.

_________________________________

1. Поддержать канал донатом можно здесь.
2. Приглашаем на наш сайт "Литинтерес". Там новые статьи появляются раньше!
3. А еще ждем вас в нашей группе ВКонтакте. И в Телеграме