Давно хотел написать о экипаже одного из танков КВ-1 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии, который в одном из боев в июле 1941 года уничтожил несколько немецких танков. И это частично подтверждено документами противника.
Ранним утром 13 июля 1941 года танковый разведывательный дозор из 8-й танковой дивизии 56-го армейского корпуса ГА "Север" был расстрелян нашим тяжелым танком КВ-1. Произошло это в районе деревни Жильско Солецкого района Ленинградской области. В результате боя все немецкие танки были подбиты, а позже четыре из них были списаны немцами в безвозвратные потери.
С большой вероятностью, эти танки стали жертвами экипажа лейтенанта Хаврюты из 6-го танкового полка 3-й Краснознаменной танковой дивизии, который по нашим данным за 13 июля уничтожил 8 немецких танков, из них 4 тяжелых и 4 средних. Всего 6-й танковый полк доложил об уничтожении в тот день 14 немецких танков, в том числе 4 тяжелых и 10 средних.
К сожалению, в последующем дневном бою 13 июля 1941 года танк КВ лейтенанта Хаврюты был подбит немецкими 88 мм зенитными орудиями. И с большой вероятностью именно этот экранированный КВ-1, который на профильной странице сайта по этим танкам учтен под номером 15, мы видим на вышеприведенном снимке.
В 2011 году ув. коллега zhur_from_rkka разместил на форуме РККА донесение немецкого зондерфюрера из 8-й танковой дивизии, в котором тот докладывает, видимо, в штаба 56-го армейского корпуса генерала Манштейна о разгроме
разведывательного дозора и потере четырех танков. Тогда же это донесение и перевели.
Этот зондерфюрер был командирован начальником штаба (Ia офицер) 8-й танковой дивизии майором Берендсеном в 10-й танковый полк этой дивизии для участия в ночном наступлении на плацдарме на реке Ситня в районе одноименного села к юго-западу от города Сольцы. "Хитрый план" немцев заключался в том, чтобы ночью на танках ворваться в расположение наших войск и устроить там панику. А зондерфюрер, который видимо знал русский язык, должен был призвать пришедших в расстройство красноармейцев сдаваться в плен.
Около 2 часов ночи на 13 июля разведывательная группа из 5 танков под командованием лейтенанта Граас выступила в направлении деревни Жильская. Зондерфюрер сидел в 3-м танке (командир танка - унтер-офицер Олишевски).
Однако при въезде в горящую деревню Жильская немцы наткнулись на тяжелый русский танк примерно в центре деревни. В завязавшемся бою на короткой дистанции все немецкие танки были быстро подбиты, а их экипажи сбежали, так как огонь из танковых пушек немецких машин Pz.38t или Pz.II был неэффективен.
Зондерфюрер покинул свой танк после того как командир танка был убит после второго попадания, а водитель вылез из танка мимо залитого кровью командира. При этот 3 немецких танка уже горели, в то время как русский продолжал стрелять. Зондерфюреру и другим уцелевшим танкистам удалось дойти до немецких позиций, а четыре из 5 танков разведывательного отряда составили безвозвратные потери.
Около 7 часов зондерфюрер уже донес майору Берендсену о невозможности выполнить поставленную ему задачу.
Как известно, основным типом танков в 8-й танковой дивизии в 1941 году были чешские танки Pz.Kpfw. 38(t), которых к началу войны в этой дивизии насчитывалось 118 штук и они заменяли в ней основной немецкий средний танк Pz.Kpfw. III. Несколько таких танков после разгрома немцев из 8-й танковой дивизии под Сольцами было эвакуировано с полей боев для изучения. Так что возможно танк с бортовым номером «желтая 9», который мы видим на вышеприведенном снимке, был подбит как раз в деревне Жильская.
Теперь информация с нашей стороны. Ниже выдержка из журнала боевых действий 6-го танкового полка 3-й Краснознаменной танковой дивизии 13 июля 1941 года: «По приказу командира дивизии эти танки три раза ходили в атаку в течении дня совместно с 70-й стрелковой дивизией из района деревни Новоселье на деревню Ситня.
В результате боя уничтожено до роты пехоты, 4 тяжелых и 10 средних танков противника.
В бою 12 и 13.7.1941 года особенное мужество проявил лейтенант Хаврюта со своим экипажем в составе: заряжающего мл. политрука Рыбкина, командира
орудия Силаева и мех.вод. Барамонова, которые уничтожили 4 тяжелых и 4
средних танка противника, несмотря на то, что их танк был подбит, а лейтенант Хаврюта ранен, экипаж не выходил из боя в течении всего дня продолжая наносить большие потери противнику...»
В Журнале боевых действий 6-го танкового полка упомянуты четыре члена экипажа, а, как известно, экипаж танка КВ-1 состоял из пяти человек. Вероятно, это произошло из-за того, что радиотелеграфист танка Курилин (фамилия из акта на списание танка) погиб в бою. По ОБД "Мемориал" и другим ресурсам общедоступной сети Интернет в 2015 году удалось установить судьбу двух членов экипажа - лейтенанта Хаврюты (в акте на списание указан как Коврюта) и старшего сержанта Сулаева (в Журнале боевых действий записан ка Силаев).
Командир танковой роты 6-го танкового полка лейтенант Хаврюта Макар Прокофьевич, возможно даже, в том самом бою был тяжело ранен и остался инвалидом. В 1947 году лейтенант Хаврюта стараниями Кировоградского горвоенкома «...за участие в боях и пролитую кровь за Родину» награжден орденом Отечественной войны 2 степени.
Командир орудия старший сержант Сулаев Григорий Семенович за этот бой приказом от 27 декабря 1941 года был награжден орденом Красного Знамени. В наградном листе на Сулаева, кстати, количество подбитых экипажем танков уменьшено - «...огнем с одного выстрела он поражал танки противника, четырьмя выстрелами уничтожил 4 вражеских танка».
К сожалению, получить сержант награду Сулаев, скорее всего, не успел, так как 7 января 1942 года он погиб в районе деревни Лодва Мгинского района Ленинградской области, будучи командиром орудия танка КВ из 122-й танковой бригады.
Теперь о танке КВ лейтенанта Хаврюты. На начало дня 13 июля в 6-м танковом полку числилось 2 боеспособных танков КВ. И оба они, к сожалению, были потеряны в ходе дневного боя 13 июля. Согласно актам на списание материальной части полка, 13 июля в районе Ситни 6-й танковый полк потерял танки КВ-1 с зав. номерами М-4810 и М-4815.
Вот выдержка из акта на списание танка КВ с заводским номером М-4815: «Радиатор был разбит снарядом противника, вследствие чего танк двигаться не мог... Экипаж вышел, открыл трансмиссию и приступил к ремонту, но в результате прямого попадания в трансмиссию крупнокалиберного снаряда был тяжело ранен лейтенант Коврюта, а радист убит...»
Под описанные в акте повреждения очень хорошо подходит экранированный танк КВ-1, который на профильной странице учтен под номером 15, снимки которого неоднократно подписывались как Сольцы.
Рядом стоит танк КВ-1 с заводским номером М-4810, который учтен на профильной странице под номером 14. Его повреждения описаны в акте на списание - «...подбит арт. снарядами противника. Были выведены из строя мотор и ходовая часть» - более лаконично, хотя экипаж в полном составе вернулся в часть.
Через несколько дней эти танки КВ были подорваны немцами в связи с отходом 8-й танковой дивизии из окрестностей Сольцов после контрудара наших войск Северо-Западного фронта.
Позже в другой записи расскажу подробно об обстоятельствах и месте потери этих танков КВ, а пока на это всё. Исправления и дополнения приветствуются. Те кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. Если кому была интересна эта информация, то прошу не стеснятся ставить палец вверх для продвижения канала.
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/35863.html).
Список источников:
1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
2. Форум РККА (vif2ne.org/rkka);
3. Документы 3-й Краснознаменной танковой дивизии и 6-го танкового полка этой дивизии (ЦАМО РФ, сайт Память Народа, ОБД Мемориал);
4. Коломиец М.В. 1941: Бои в Прибалтике 22 июня - 10 июля 1941 года.// Фронтовая иллюстрация. - 2002. - №5;
5. Аукционы eBay.
Другие записи о действиях танкистов из 6-го танкового полка 3-й Краснознаменной танковой дивизии:
Танкисты 6-го танкового полка в боях за Остров