Найти в Дзене
Воздух Писателя

«Кто держит пистолет?» — приём для писателей, или ещё раз про конфликт в истории

Давно знаю о том, что у сценаристов, прежде чем они начинают писать "диалоги" в какой-то сцене, есть ряд вопросов, ответы на которые они прописывают. Но лично мне кажется самым интересным и важным из них — вопрос "кто держит пистолет?" (или "у кого пистолет?", "у кого сила?"). Вопрос важный с точки зрения понимания такой непростой и многими игнорируемой штуки как конфликт. Если, пока пишешь очередную главу, время от времени задавать себе этот вопрос (особенно, когда идёт взаимодействие нескольких персонажей), это позволяет сделать текст более динамичным. Давайте разбираться. Вопрос "У кого пистолет?" ("Who has a gun?") на самом деле означает просто: кто в данный момент контролирует ситуацию? Пистолет здесь — метафора силы. Это не обязательно оружие. Это может быть: Первое правило: в каждой сцене кто-то должен иметь преимущество, а кто-то — страдать от его отсутствия. Второе правило: пистолет должен сменить владельца. То есть контроль в какой-то момент должен перехватить другой персона
Оглавление

Давно знаю о том, что у сценаристов, прежде чем они начинают писать "диалоги" в какой-то сцене, есть ряд вопросов, ответы на которые они прописывают. Но лично мне кажется самым интересным и важным из них — вопрос "кто держит пистолет?" (или "у кого пистолет?", "у кого сила?").

Вопрос важный с точки зрения понимания такой непростой и многими игнорируемой штуки как конфликт. Если, пока пишешь очередную главу, время от времени задавать себе этот вопрос (особенно, когда идёт взаимодействие нескольких персонажей), это позволяет сделать текст более динамичным. Давайте разбираться.

В чём смысл "пистолета" у сценаристов?

Вопрос "У кого пистолет?" ("Who has a gun?") на самом деле означает просто: кто в данный момент контролирует ситуацию?

Пистолет здесь — метафора силы. Это не обязательно оружие. Это может быть:

  • Информация, которой владеет только один персонаж
  • Эмоциональное превосходство
  • Статус или власть
  • Тайна, которую можно раскрыть
  • Физическое преимущество
  • Деньги, связи, влияние

Первое правило: в каждой сцене кто-то должен иметь преимущество, а кто-то — страдать от его отсутствия.

Второе правило: пистолет должен сменить владельца. То есть контроль в какой-то момент должен перехватить другой персонаж.

Третье правило (необязательное): пистолет может менять владельца в сцене несколько раз.

Примеры

Сцена допроса: если преступник сильный, то в начале именно он "держит пистолет", так как обладает знанием, которое требуется следователю. Постепенно следователь, используя различные приёмчики, завладевает инициативой и забирает контроль у преступника. В итоге преступник раскалывается... но может оказаться, что не всё так просто и преступник просо играл со следователем и "пистолет" снова выскальзывает из рук следователя.

Все сцены с Форестом Гампом: вспомните любую сцену, где участвует Форрест Гамп. Он никогда ничего не контролирует, но к концу сцены, каким бы глупым он ни был, именно он оказывается главным, он берёт верх над любой ситуацией, над любым оппонентом.

Как применить этот приём писателю?

Я долго размышлял, как использовать этот приём, когда пишешь очередную главу книги. Всё-таки глава — гораздо объёмнее любой сцены в кино или в театре.

В итоге всё для меня стало очевидным, ведь любая глава — это:

  1. либо о том, как герой пытается удержать контроль над ситуацией,
  2. либо о том, как он этот контроль хочет заполучить,
  3. либо о том, как он получает этот самый "пистолет" без всяких усилий и что он с этим делает.

Вспомните любую хорошо написанную главу.

Допустим, глава о том, как Гарри Поттер едет с семейством Дурслей в зоопарк. У кого "пистолет"? Конечно же, у Вернона Дурсля. Дуло "пистолета" всегда направленно на Гарри. При этом герой даже не помышляет захватить контроль, но все описания несправедливости, которые претерпевает юный Поттер, заставляет нас как читателей желать, чтобы Гарри поквитался с родственничками. Как нельзя кстати оказывается ситуацией со змеёй, которую мальчик выпускает из вольера. Вот его триумф и "захват пистолета". Неосознанный, но такой приятный для читателя и самого Гарри.

А теперь представьте сцену: герой идёт по улице, размышляет о жизни, вспоминает детство. Красиво написано, атмосферно, но читатель зевает. Почему? Потому что в этой главе никто не держит пистолет.

Герой не борется за контроль, не теряет его, не пытается завоевать. Он просто... существует. А существование — это не история.

Теперь представьте ту же сцену, но герой идёт на встречу, которая может изменить его жизнь. Каждый шаг приближает его к моменту, когда он либо получит контроль над ситуацией, либо потеряет его навсегда. Чувствуете разницу?

То есть даже если в главе нет других действующих персонажей, "тень пистолета" всё равно должна нависать на героем.

Да даже простое воспоминание можно сделать более динамичным, если герою важно вспомнить какую-то деталь, но память не даём ему это сделать. Именно память в этом случае "берёт контроль", а герой сопротивляется.

Плохо: Анна сидела в кафе и думала о своих проблемах на работе.

Хорошо: Анна сидела в кафе, готовясь к разговору с боссом. В сумочке лежала флешка с компроматом — её последний шанс не быть уволенной.

Как найти "пистолет" в любой главе

1. Задайте себе вопрос: "Чего хочет мой герой ПРЯМО СЕЙЧАС?"

Не в глобальном смысле, а в конкретной главе. Он хочет получить информацию? Избежать конфликта? Произвести впечатление? Спрятаться?

(В примере с Гарри Поттером, читатель хочет, чтобы Гарри поквитался с Дурслями... да что уж, и сам Гарри этого бы хотел, но автор не может изображать главного героя в плохом свете)

2. Определите препятствие

Что мешает герою получить желаемое? Другой персонаж? Обстоятельства? Его собственные страхи?

(В примере с Гарри Поттером — его бессилие. Он — лишь ребёнок. Без сил, изобретательности, денег. Полностью зависимый сирота в чужой семье, где его не любят).

3. Покажите борьбу за контроль

Как герой пытается "отобрать пистолет"? Какие приёмы использует? Как противник сопротивляется?

(В примере с Гарри Поттером он просто проявляет свою главную черту — эмпатию. С её помощью невозможно "покарать" Дурслей, но она помогает подружиться со змеёй, которая как раз и накажет неприятное семейство).

"Пистолеты" в разных жанрах

В детективе: Пистолет — это информация. Кто знает больше, тот и контролирует расследование.

В романтике: Пистолет — эмоциональное влияние. Кто больше нуждается в отношениях, тот слабее.

В фэнтези: Пистолет — магическая сила, знания, политическое влияние.

В психологическом романе: Пистолет — способность влиять на чужие решения, манипулировать, вызывать чувство вины.

Практическое упражнение

Возьмите любую свою написанную главу и ответьте на вопросы:

  1. Кто в этой главе сильнее?
  2. Что даёт ему силу?
  3. Как он её использует?
  4. Кто пытается её отобрать?
  5. Что из этого получается?

Если вы не можете ответить на эти вопросы — в главе никто не держит пистолет. Скорее всего, и читать её поэтому тяжеловато.

Типичные ошибки

Ошибка 1: Герой всегда держит пистолет. Результат — отсутствие напряжения. Хуже только, если никто не пытается этот самый пистолет у него отобрать. Всё же лучше, если он иногда будет выпускать "пистолет" из рук

Ошибка 2: Пистолет переходит из рук в руки без логики. Результат — хаос. Не нужно клоунады. Кто-то один должен всё время контролировать ситуацию чуть больше, чем остальные. Как Гэндальф в "Братстве кольца". Если кто-то другой пытается забрать контроль, то носитель "пистолета" не должен отдавать его просто так.

Ошибка 3: "Игрушечный пистолет". Даже если ваши герои борются за то, кто будет играть в песочнице, это должна быть по-настоящему важная битва. Обязательно придайте значительности необходимости контроля.

Пробуйте применить

Каждая глава — это не просто "кусок текста", не просто 2000 слов. Это всегда описание поединка. Кто-то должен выиграть, кто-то — проиграть. Кто-то получает пистолет, кто-то его теряет.

Прямо сейчас перед моим мысленным взором пролетают все главы моих книг, где герой просто крутит "пистолет" в руках и ничего не происходит. А вы?

Перед написанием следующей главы спросите себя: "Кто здесь держит пистолет?" И не начинайте писать, пока не получите чёткий ответ.

---

Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.

❤️‍🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!
А ещё можно →
ПОДДЕ₽₽₽ЖАТЬ

В ваших книгах герой всегда контролирует ситуацию?

Больше статей для писателей: