Метод, с которого стоит начинать, даже если вы пишете «по наитию».
У вас есть идея. Может, даже герой. Но когда дело доходит до сюжета — голова начинает плавиться. Вы открываете документ, пишете «Глава 1», смотрите на курсор... и закрываете ноутбук.
Проблема не в том, что вы "не умеете писать". Скорее всего вы просто не понимаете, что будет дальше и куда всё это пойдёт (а тратить время на «безнадёжные ветки истории» не хочется). Вы начинаете метаться, а точно ли герою нужно заходить в дверь справа? Не будет ли лучше, если он выйдет из дома?
Когда я пишу "вы", на самом деле имею в виду "я" — это у меня такие проблемы бывают. С одной стороны у меня есть телеграм-бот, который помогает мне выстроить структуру истории по «Кругам Хармона», но часто бывает так лень думать о каких-то неважных, непонятных прямо сейчас аспектах истории — вроде того, что заставляет героя найти в себе силы, чтобы преодолеть последствия "ложной победы".
В этом случае я использую упрощенный способ, который называю «скетчингом истории» (ну, знаете, как художники делают скетчи, т.е. наброски, эскизы).
Без схем, без теорий, без страха перед «неправильным» планом.
Что не так с популярными структурами?
Сам через это прошёл. Я искал «идеальную структуру», по которой можно взять и написать книгу.
Проблема в том, что большинство методов планирования созданы для анализа уже написанных историй. Они отлично объясняют, почему сказка про «Ивана Царевича и Серого волка» работает и почему все сказки похожи между собой, но не помогают написать собственный роман.
Другие схемы используют в своей работе продюсеры и сценаристы — но это всё же совершенно другой подход к работе с текстом. Когда тебе за это гарантировано заплатят деньги, твой мозг работает совершенно иначе.
Сложные схемы парализуют творческий процесс (как минимум, для начинающего автора). Создают иллюзию, что план важнее истории. Заставляют подгонять живую идею под громоздкую структуру.
Но чтобы стать писателем — нужно писать книгу, а не структуру.
Метод «скетчинга истории» не ограничивает, а направляет. Оставляет место для спонтанности. Можно применить к любому жанру.
Итак, поехали.
Метод трёх шагов за 15 минут
Шаг 1. Кто, чего хочет, что мешает (3 минуты)
Это не анкета персонажа. Это живой портрет конфликта — двигателя любой истории.
Накидайте основу:
- Герой — кто он, чем уникален, а в чём похож на всех остальных?
- Желание — чего он хочет на самом глубинном уровне?
- Препятствие — что (или кто) стоит на пути?
Не бойтесь писать банальности. Главное — чтобы это было живое.
Фэнтези: Девочка, приехавшая на лето в деревню к бабушке, может слышать, как плачут деревья, когда их рубят. Хочет остановить вырубку волшебного леса. Мешает то, что взрослые считают её способности детскими фантазиями, а главарь бригады лесорубов взял огромный кредит, мечтая заработать на вырубке (либо он — злой волшебник, который ненавидит деревья).
Современная проза: Переводчик древних текстов обнаруживает, что его умершая жена оставила зашифрованные послания в каждой его опубликованной работе. Хочет разобрать все её сообщения. Мешает то, что многие его тексты публиковались малыми тиражами и уже разъехались по всей стране, а денег на такие поездки у него нет.
Научная фантастика: Инженер по восстановлению памяти случайно стирает воспоминания о собственной дочери. Хочет их вернуть. Мешает то, что каждая попытка восстановления стирает что-то ещё.
Шаг 2. Три точки: начало, перелом, финал (5 минут)
Забудьте про сложные структуры. Вам нужны всего три опорных момента, чтобы заставить шестерёнки в мозгу работать: «Как мой герой придёт к этим точкам?».
- Начало — что нарушает привычную жизнь героя?
- Перелом — момент, когда всё идёт не так, как планировалось
- Финал — как герой меняется или чего он лишается?
Не усложняйте. Это не «структура трёх актов» и не «путь героя». Это просто три камня в ручейке, по которым можно пройти, не утонув.
Психологический триллер: Женщина начинает получать подарки от себя из будущего. В середине понимает, что посылает их сама, находясь в психозе. В финале у неё выбор: продолжить лечение и сохранением иллюзии счастья (прямо сейчас не нужно решать, что она выберет).
Историческая драма: Молодой каллиграф подделывает императорский указ, чтобы спасти свою деревню от налогов. План срабатывает слишком хорошо — его назначают советником. В конце он подделал уже столько документов, что вынужден творить различное зло, чтобы только сохранить всё в тайне: повышает налоги другим деревням, подставляет советников и т.п.
Хоррор: Реставратор старых фотографий замечает, что на снимках появляются люди, которых там не было. Видит, что на снимках его собственной семьи появляются "чужаки" и это значит, что к нему скоро придут призраки. В конце концов он сам становится частью чужих фотографий.
Шаг 3. Назовите каждую часть как мем (5 минут)
Это игра для мозга. Придумайте короткое, броское название каждой значимой части истории. Это может быть 3 части, как в трёх актах, а может быть название для глав, а может — просто случайные эпизоды в случайном порядке в любом количестве. Что-то вроде:
- «Пробуждение совы»
- «Дичь начинается»
- «Больше не хочу умирать»
Зачем это нужно? Так вы запоминаете не схему, а ощущение, которое закладывали в это название. Писать по ощущениям проще, чем по структурам.
Когда вы садитесь писать главу под названием «Дичь начинается», вы уже знаете настроение. Вам не нужно вспоминать, что «во втором акте должно произойти усложнение конфликта». Вы помните: здесь начинается дичь.
Дополнительные 2 минуты: проверка на живость
Перечитайте свой план. Задайте три вопроса:
- Хочу ли я знать, что будет дальше? (Если нет — усильте желание героя)
- Боюсь ли я за героя? (Если нет — усильте препятствие)
- Изменится ли герой к концу? (Если нет — пересмотрите финал)
У вас есть скелет. Он жив
Завтра можно к нему нарастить мясо — сцену, диалог, кусочек мира или просто запустить помодоро-таймер и начать писать первые пару тысяч слов. Главное — вы больше не в тупике. У вас есть направление.
Если у вас, как у меня бывают такие моменты, когда не знаешь, о чём реально будет история, тогда прямо сейчас примените метод «скетчинга истории» к своей идее. Не думайте о качестве — думайте о скорости. Ставьте 15 минут на таймере и пишите.
---
Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.
❤️🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!
А ещё можно → ПОДДЕ₽₽₽ЖАТЬ