Найти в Дзене
МИР МАСЕЛ И СМАЗОК

Советский автопром: почему у них не было зимней резины (и правда ли это)

Картинка 1. Авторская работа
Картинка 1. Авторская работа

Ну что, друзья, сегодня разберём миф, который уже давно стал чуть ли не народной сказкой. Особенно активно его раскручивают сейчас — спасибо интернет-копирайтерам из поколения Z, которые родились уже после развала СССР, но готовы рассказать нам, как жилось в 1985 году.

Мол, советские водители круглый год гоняли на летней резине, страдали от гололеда, буксовали на каждом повороте, а если кто-то решался выехать зимой, то только потому, что «жизнь казалась ему дешёвой». И всё это, якобы, из-за дефицита, заговора партии и злых инженеров, которые просто не знали, что такое зимняя резина.

А теперь давайте посмотрим, как оно было на самом деле . Поехали!

🚗 Так была ли зимняя резина в СССР?

Картинка 2. Авторская работа
Картинка 2. Авторская работа

Краткий ответ: всё не так однозначно.

Давайте начнём с того, что весь мир тогда ещё не был помешан на разделении шин на зимние и летние, как это делается сейчас. Это не потому, что все были глупые или бедные, просто автомобильная индустрия находилась на другом этапе развития.

Зимние шины как массовый продукт появились сравнительно недавно. Например, финны из Nokian (ну те самые, кто придумал эту идею) начали выпускать специальную зимнюю резину ещё в 1934 году. Но это было скорее исключением, чем правилом. В основном люди использовали универсальные шины, которые были приспособлены к любому сезону.

В СССР ситуация была аналогичной. У нас выпускалась всесезонная резина, которая имела более глубокий протектор и могла работать и летом, и зимой. Да, она не была такой "продвинутой", как современные зимние шиповки или липучки, но она была.

Так что, да — зимняя резина в СССР существовала, просто называлась она немного иначе, и использовалась не так, как сейчас.

❄️ А зачем вообще нужна зимняя резина?

Картинка 3. Авторская работа
Картинка 3. Авторская работа

Чтобы понять, почему её не было в широком доступе, нужно понять, зачем она вообще нужна.

Главная задача зимней резины — обеспечить хорошее сцепление с дорогой при низких температурах. Летняя резина начинает терять свои свойства уже при +7°C — резина затвердевает, и управляемость падает. Зимние шины же используют особую резиновую смесь, которая остаётся мягкой даже на морозе, а также имеют более сложный рисунок протектора и часто шипы.

Но в середине XX века:

  • Дороги были менее плотными.
  • Интенсивность движения — ниже.
  • Никто не гнал по трассам со 150 км/ч.
  • Автомобили были проще, медленнее и тяжелее.

Поэтому и потребности в сверхспециализированной резине не было. Если ты ездил на Жигулях в деревню за картошкой, то тебе хватало всесезонки и цепей на колёса. А если ты живёшь в городе, где дороги хоть как-то чистят, то и подавно можно было обойтись одной парой шин.

⛓️ А как же цепи? Или "наварка"?

Картинка 4. Авторская работа
Картинка 4. Авторская работа

Если говорить о реальных практиках советских водителей, то тут интереснее всего то, как они выходили из ситуации.

Многие просто покупали два комплекта всесезонных шин — новые шли на зиму, старые — на лето. Да-да, прямо как сейчас, только вместо зимних шин — два комплекта всесезонки. При этом зимой новая резина была в лучшем состоянии, с нормальным протектором, а летом использовалась уже "лысая" пара.

Также были популярны цепи противоскольжения — металлические конструкции, которые надевались на колеса. Обычно их ставили на задние колеса, особенно если машина была заднеприводной (а большинство наших авто такими и были). Цепи помогали не буксовать на скользкой дороге, хотя и создавали дискомфорт в виде постоянного грохота.

Ещё один интересный способ — «наварная» резина. Представьте себе: вы приносите своё колесо мастеру, и он вам наваривает новый протектор прямо на старую покрышку. Просто, быстро, дешево. Конечно, это не шины Michelin, но для поездок до дачи или на работу — самое оно.

👨‍🔧 А водители? Они ведь тоже были другими

Картинка 5. Авторская работа
Картинка 5. Авторская работа

Один из ключевых моментов, который почти никто не учитывает: советские водители были опытнее.

Получить права было сложно. Не за деньги, не через онлайн-курсы, а через настоящую школу с учёбой, практикой и строгим экзаменом. Тогда нельзя было просто взять и сесть за руль, если ты не умеешь заводить двигатель зимой или правильно тронуться на горке.

Эти ребята умели ездить. Они понимали машину, чувствовали дорогу и прекрасно знали, что при гололёде нельзя резко тормозить или бросать газ. Поэтому даже на простой всесезонной резине они умудрялись не попадать в аварии.

Сейчас же каждый второй считает, что может ездить как хочет, лишь бы покрасивее был фон в Instagram. А потом удивляется, почему занесло на повороте.

🧊 А зачем вообще было делать зимнюю резину?

Картинка 6. Авторская работа
Картинка 6. Авторская работа

Современный человек привык, что зимой обязательно надо менять резину. Но это стало нормой лишь в последние 20–30 лет, когда:

  • Машины стали быстрее.
  • Дороги стали плотнее и опаснее при минусовой температуре.
  • Уровень жизни вырос, и люди стали больше ездить.
  • Появились технологии, позволяющие производить качественную зимнюю резину массово.
Картинка 7. CONDOR OIL
Картинка 7. CONDOR OIL

В советское время этого не было.

Люди не гоняли по трассам, не ездили на дачи каждые выходные, не возили детей в секции на другой конец города. Машина была роскошью, и на ней ездили по делу.

И да, зимой многие просто не ездили вообще. Берегли машину, аккумулятор, резину. Кто мог — ставил авто на прикол до весны. Это было нормально и логично.

🌍 И как же весь мир?

Картинка 8. Авторская работа
Картинка 8. Авторская работа

Интересно, что даже сейчас не все страны мира перешли на зимнюю резину. Например:

  • В южных регионах США она не используется вообще.
  • Во многих европейских странах — сезонное требование, но не обязательное.
  • На внедорожниках и грузовиках часто стоит универсальная резина , потому что они и так хорошо справляются с плохими дорогами.

Даже в России до сих пор есть категория техники, где нет зимней резины — например, большегрузы. Только спецмашины (типа лесовозов, тракторов, комбайнов) могут иметь специальную обувь.

🔬 А что говорит наука?

Картинка 9. Авторская работа
Картинка 9. Авторская работа

Если углубиться чуть глубже, то основное различие между зимней и летней резиной — это температура эксплуатации и состав резиновой смеси.

Зимние шины содержат больше масел и пластификаторов, чтобы сохранять эластичность на морозе. Летние — более жесткие, чтобы лучше держать дорогу на высокой скорости и не изнашиваться быстро.

Но в советское время такие технологии были ещё не развиты, и производство резины было ориентировано на долговечность и универсальность, а не на максимальное сцепление в конкретном сезоне.

🧰 Что делать современному владельцу старого авто?

Картинка 10. Авторская работа
Картинка 10. Авторская работа

Если вы — владелец классики (например, ВАЗ-2106, ГАЗ-24 или Москвич), то перед вами стоит вопрос:

Ставить ли зимнюю резину или использовать всесезонку, как делали раньше?

Ответ зависит от нескольких факторов:

1. Где вы ездите?

Если в городе, на плотных дорогах — лучше ставить зимнюю резину. Безопасность важнее.

2. Как часто вы ездите?

Если редко и медленно — можно обойтись всесезонкой. Главное — соблюдать осторожность.

3. Какая у вас машина?

Для заднеприводных моделей важно, чтобы резина была предсказуемой. Шипованная резина поможет лучше контролировать заднюю ось.

4. Не забывайте про обслуживание!

Даже самый хороший автомобиль будет плохо ездить, если у него старое масло, грязные фильтры или проблемы с системой зажигания.

🛠️ Рекомендации по обслуживанию

Картинка 11. Авторская работа
Картинка 11. Авторская работа
  • Выбирайте масло, подходящее для старых двигателей.

Многие современные масла оптимизированы под новые моторы и могут не подходить для классики.

Например, CONDOR OIL предлагает линейку масел специально для автомобилей старого поколения. Они обеспечивают хорошую защиту двигателя, совместимы с уплотнителями и не вызывают лишнего износа.

  • Меняйте масло регулярно.

Даже если машина стоит в гараже — масло стареет и теряет свои свойства.

  • Проверяйте состояние системы охлаждения.

Зимой особенно важно, чтобы система охлаждения работала без сбоев.

  • Уход за резиной.

Используйте специальные средства для защиты резины от растрескивания. Особенно важно, если вы используете старые покрышки.

🧵 Итог: миф или правда?

Картинка 12. Авторская работа
Картинка 12. Авторская работа

Подводим черту:

  • Зимняя резина в СССР существовала, просто не была массовым продуктом.
  • Всесезонная резина была адаптирована к нашим условиям.
  • Цепи, наварка и опыт водителя компенсировали отсутствие современных технологий.
  • Автомобильное движение было безопаснее, потому что водители были опытнее, а скорость — ниже.
  • Не стоит романтизировать прошлое, но и не надо его демонизировать.

Заключение

Картинка 13. Авторская работа
Картинка 13. Авторская работа

Так что, друзья, следующий раз, когда кто-то скажет вам, что в СССР не было зимней резины из-за дефицита или безграмотности — улыбнитесь и расскажите им, как на самом деле обстояли дела.

Мир меняется, технологии развиваются, и это хорошо. Но иногда полезно вспомнить, как всё было раньше, чтобы понять, почему мы стоим там, где стоим сейчас.

И если вы — владелец старого автомобиля, не бойтесь использовать проверенные решения. Иногда старый добрый метод работает лучше, чем реклама на баночке.

А если хотите, чтобы ваш старичок радовал вас долгими годами службы — выбирайте качественное масло, например, CONDOR OIL, которое создано с учетом особенностей классических двигателей.

CONDOR OIL — надежные смазочные материалы без переплаты за бренд.

Картинка 14. CONDOR OIL
Картинка 14. CONDOR OIL

Более 15 лет мы успешно поставляем качественные моторные и трансмиссионные масла, а также автохимию на рынок. Наша продукция — это точные аналоги таких мировых брендов, как Shell, Mobil, Total, Liqui Moly, ZIC, Mannol, Valvoline и других.

Производство расположено в Дубае, но качество — европейское: мы используем лучшее сырьё из Европы и применяем современные технологии, чтобы масло соответствовало всем современным стандартам.

Выбирая CONDOR OIL, вы получаете надежное масло, которое защитит двигатель вашего автомобиля, сэкономив при этом бюджет.

Моторные масла: https://www.компания-кондор.рф/masla/

Спасибо, что были с нами до самого конца!

Если статья была вам интересна — лайкните, поделитесь с друзьями и подписывайтесь на канал. Мы стараемся для вас, а ваша поддержка вселяет силы писать ещё больше полезного и не скучного!

До новых встреч под капотом истории и техники! 😊

Читайте также:

1.

2.

3.

4.

5.