Sweet - одна из групп, с музыкой которых я провёл свою молодость, когда начиналось моё вовлечение в мир классического рока. В то время, я полагал, что классический рок вечен. Позже, выяснилось, что, как впрочем и многое другое, оригинальный классический рок имеет ограниченный музыкально-временной ресурс. Зато какая возможность для развития! Словно десятки кругов по-воде, классическая рок-музыка распространила своё влияние на множество ранее не существовавших течений. И кульминация того процесса пришлась именно на 70-е годы прошедшего столетия.
Не секрет, музыканты часто нарушали ожидания своих аудиторий, и здесь явно наш случай. Уход от рока и смена жанра на этом альбоме, как потом стало ясно, решение было сознательное, но в этом кроется и ложная добродетель: в текстах этого альбома вновь, как и прежде, похоть доминирует над рассудком. Однако, сей факт никак не воспрепятствовал к расширению культурно-коммерческой видимости данной чудо-пластинки. Даже сегодня, спустя многие годы, звук на альбоме великолепен. Искушенное ухо услышит это сразу. Но если вдруг, ваши эмоции от прослушивания и понимания смыслов Level Headed, и побудят кого к попытке глубже вникнуть в содержание песен альбома, ой-ой-расслабьтесь. Понимание глубины текстов Sweet (пер. "Сладуля") дело пустое, с глубиной там как-то не очень. Но музыка!
Приветствую всех! Rockdigger сегодня вновь с Вами, и на обозрении у нас отменная пластинка от Sweet - Level Headed (о переводе поговорим ниже), наполненная мелодиями, упорно сопротивляющимися кодификации: и не диско и не рок, и вроде, не музыка для кино и мультиков, хотя подошла бы на все 100..
Если для меня, когда я был подростком, на пластинке Sweet Fanny Adams (1974) содержалось изобилие того, что я считал крайне достойным запечатлеться в своём мозгу, то музыка на на диске Level Headed раскрылась передо-мной уже в достаточно зрелом возрасте, десятки лет спустя. Понимаю, что всегда найдутся какие-нибудь эстеты, а-ля "артемиитроицкие", кои, однозначно, сообразно своей завышенной планке презрительно фыркнут что-то в адрес музыки Sweet, то пусть и будет так. В моём случае, я лишь констатирую свой собственный опыт научиться по-новому воспринимать ту музыку, которая у меня (или у вас) уже имеется и давно уже есть в виде стопок на наших с вами полках или-же файлах в плеерах. И должен заметить, это интересное приключение. Как-то так.
Исходя из вышесказанного, замечу - не каждый альбом Sweet в меломанской среде вызывают положительную реакцию, что абсолютно нормальное явление. К тому-же, факт продюсерской эксплуатации Sweet в телешоу Top Of The Pops, где, через "кривляки под фанеру" ими была приобретена широкая известность тоже, зачастую, звучит как аргумент. Но позвольте! Slade и T.Rex, David Bowie и грозные дядьки из Motorhead, да и десятки других музыкантов получили свою "путёвку в жизнь" именно через эти телевизионные "под-фанерные кривляки" в ярко-освещенной студии Top Of The Pops. Фактически, весь цвет британской рок-музыки стал таковым, после улыбок и кривляний под фонограмму в лучах этого телешоу, фрагменты записей которого крайне нечасто доходили даже до закрытого пространства СССР, и с успехом вставлялись в разные телепередачи.
Начиная свою карьеру с безобидных, эмоционально-ровных песенок для детей, группа Sweet перешла на плотный гитарный рок, желая привлечь аудиторию не детских садов и школ, а потных студенческих общаг. Однако, героями последних у Sweet стать так и не получилось. Отмечу, что в Sweet очень круто пели трое - и бас-гитарист Стив Прист и гитарист Энди Скотт, но ведущей глотке группы - Брайану Коннолли всего-то дано было судьбой только 5 лет (с 1973-1977 годы) чтобы проявить свою жанровую оригинальность - травма горла и алкоголизм, вкупе с сопутствующими заболеваниями загнали ситуацию в тупик. На альбоме Level Headed парни из Sweet демонстрируют красивый финал карьеры своего поддерживающего репутацию группы состава, так полюбившегося миллионам молодых людей. К тому-же, имело огромный успех их новаторское сочетание жанров, особенно в главном хите этой пластинки - "Любовь, как кислород". Альбом Level Headed классический образец нового зарождающегося в конце 70-х жанра - AOR (Album Oriented Rock или, позднее, расшифрованный, как Adult Oriented Rock "рок для взрослых"), т.е музыка для тех, кто пока не готов слушать и эмоционально воспринимать усложнённые музыкальные формы, но уже поднялся от уровня подростковых хит-синглов.
Финальные звуки Level Headed легко убеждают знатоков Sweet в том, что мир подростков и мир взрослых людей - это совершенно разные миры. И музыка на этой пластинке, как по возрасту, так и по мышлению, вышла за пределы простых конструкций для тинейджеров. И всё-же, в разное время многочисленные фаны тяжелого рока не согласились с такой жанровой переменой, как в своё время огорчён был и я. М-да. Но, объективности ради, напомню, что в 70-е годы, редкая группа сохраняла стабильным своё творчество в изначально заданном стартовом русле, метаясь в своей музыке по различным жанрам, порой очень далёким от рока вообще. Sweet сознательно решили максимально отойти здесь от жесткого звучания рока в целом, не взирая на недоумения поклонников.
Желательно понимать, что как и старость организма, так и многочисленные долго продолжающиеся всякого рода злоупотребления имеют неоспоримые физические последствия. В этой связи, творческая судьба яркого талантливого рок-певца и фронтмена Sweet - Брайана Коннолли, резко вошла в крутое пике именно после выхода альбома Level Headed. Понимание того, что более не по силам соответствовать им самим заданному ранее вокальному уровню вокалиста группы, Брайан Коннолли "сорвался с цепи", притупляя алкоголем растущее моральное напряжение. Особенно, учитывая факт, что Level Headed с красивым хитом "Love Is Oxygen" попал-таки в Top 10 (#8) по обе стороны Атлантики, а сам Коннолли ощутил на себе дыхание Большой Славы, однако, при этом, чисто физически оказавшись не способным отрабатывать все эти появившиеся как из рога изобилия многочисленные концертные площадки, в которых так нуждалась вся непростая карьера группы. Такое не пожелаешь врагу, но это то, что произошло со Sweet. (Историю о том, как Брайан Коннолли, доведя себя до алкогольного безумия был уволен из группы, я в этой статье опускаю, это интересное и весьма крайне грустное повествование).
Теперь песни. Будучи юнцом, услышав Sweet Funny Adams, я искал и впитывал каждый их последующий альбом, ожидая "продолжения банкета". Наконец-то, бобина с записью на пленке попала на мой магнитофон. О-жас! Мои первые впечатления были сокрушительными, это когда ждал одно, а услышал другое. Никакого намёка на тяжелый рок, а напротив, музыка, подобие чего-то из Alan Parsons Project, и затем, узнав, что Коннолли давно уже не в Sweet, на Sweet мною был обречённо поставлен печальный "крест". Только став много старше, я вдруг открыл для себя эту пластинку, очень качественно записанную в аналоге. Это оригинальный диск для Sweet, наидостойнейший альбом своего времени, и более того, такая музыка вполне способна оказаться актуальной в любое время. Название альбома Level Headed, многие люди трактуют совершенно по своему: кто-то переводит как "В здравом уме", кто-то "Голова на плечах", а есть те, кто говорит, что эта фраза переводиться как "Уравновешенный". Правы и те и те, так как в такой головоломке вышеуказанные переводы имеют место быть. Но всё-же под фото ниже я привожу наиболее верную версию перевода Level Headed.
Открывает версию альбома от компании Polydor милейшая баллада Dream On. (издание от Capitol стартует с песни California Nights -"Калифорнийские ночи"). Лаконично начинает пиано в исполнении приглашенного клавишника по имени Джефф Уэстли (Geoff Westley) и голос гитариста Энди Скотта, очень неплохого певца, владеющего своим душевным вокалом. Энди петь умеет, и старательно доносит до нас некое нежное -"Мечтай", конкретное пожелание главного героя для уже засыпающей девы, чья голова уже на подушке, и которую он называет не иначе как малышкой (little girl). Здесь яркий пример казуса для разговорного английского языка, в переводах на русский, требующего смыслового понимания больше, чем словарно-дословного. Смыслом этой песни проявляется вопрос - "Во сне ты мечтаешь обо мне сегодня ночью?" но, по-русски, понимать верно требуется так - "А снюсь ли я тебе, дорогуша?". И всё бы ничего, милейший этот стишок звучит как "а-ля колыбелька", да вот одна фраза и настораживает слух, а именно "But you are here I know it's real, If I reach out my hand and touch you. So I"ll leave you softly dreaming That I'm making Love to you". Ой! да неужели, нифига-се?Короче, спит его деваха, а он вокруг неё воркует таким Скоттовским голоском, мол, спи-спи, ты маленькая девочка, а я вот не сплю и понимаю эту реальность так, своей рукой потрогаю тебя, что бы оставить тебя в тихих грёзах будто-бы мы занимаемся с тобой любовью. То-ли он её стимулирует, то-ли еще чего, но ему затейнику очень хочется что-бы она мечтала именно об этом, о сексе с ним. Короче, это-же Sweet, а вы думали что? Жди меня, любимка моя из армии? Нет. Такие темы для Sweet излишне драматичны. Здесь под фоно, интеллигентно и мягко "спи и пусть тебе сниться что я тебя е...у", вах! Самое "оно" для Sweet ! Правда в том, что большинство ВСЕЙ западной текстуры всех развлекательных направлений именно об этом - о сексе. Увы. Однако, наш Сергей Есенин в чём-то был ой-как похожим романтиком. Смею предположить, что они с Коннолли и компанией по этой части подружились-бы точно, однажды встретившись...
"Ты вот спишь тут, это реальность - потрогаю тебя рукой, и пусть снится тебе, что я занимаюсь с тобой любовью". И точка. Автор песни - Энди Скотт.
2. Love Is Like Oxygen - международный хит, 24 июня 1978 года стартанула на 8-е место в US Billboard. "Любовь, это как кислород" до сих пор транслируется радиостанциями всего мира и явно обречена на востребованность в будущем. Эта песня - настоящий бриллиант в архиве Sweet, написанный Энди Скоттом в соавторстве с другим клавишником по имени Tревор Гриффин (Trevor Griffin род. 22.12.1944 г.) импровизационно наигравшим фортепианную часть пьесы. Гриффин участник записи финальной песни 4th Of July для альбома Sweet - Give Us A Wink 1976 года. Тот фрагмент Энди Скотт развил в тему, и, легенда гласит, что влияние музыки таких групп как Hall & Oats (Ground for Separates), Supertramp и Kinks, помогли найти идеальное сочетание, в результате чего эта очаровательная песня увидела свет. Добавлю, что Энди Скотт слушал очень много разной музыки, имел солидное собрание виниловых пластинок и держал себя в курсе международных хитов (сказался опыт участника Top Of The Pops).
О чём песня? Простое содержание и нехитрый смысл, "глотнёшь с лихвой, в миг улетишь, а мало глотнёшь, тогда умрёшь". В тексте песни используется метафора с кислородом, чтобы показать, что любовь необходима, но часто может быть и чрезмерной. На мой взгляд, повзрослевший Энди Скотт (автор текста) описал частичку своего богатого опыта до слушателя в простой и незатейливой рифме. Мне понравилась тут фраза, что "гордыня до добра не доведёт" (I heard that pride always comes before a fall) и ещё, эти волшебные гитарные риффы от Энди Скотта, единственные рок-звуки на всём альбоме, напоминающие, что Sweet играли рок, между прочим. Поёт в этом нетленном произведении лидирующем голосом Брайан Коннолли. Разбирая песню чисто музыкально, впечатляешься красивыми изобретательными фрагментами и идеальными вторыми голосами. Отмечу "бридж" (средняя часть) в песне, рождающийся после мнимой коды и остановки, с атмосферными клавишами Джеффа Уэстли и поддержкой гитары Энди Скотта. Оба заигрывают в модуляции совсем отдельной темы, в самых наилучших традициях Манфреда Манна достигающей собственного развития и вновь сталкивающейся с режущими риффами припева, уводящими завершение песни за горизонты прифанкованного диско. Вот это Sweet, браво! Вечный хит!
Третий номер California Nights. Влияние музыки Crosby, Stills, Nash & Young изо-всех щелей, наверняка в том и был замысел - ориентир на американскую аудиторию, это когда слушается просто, но аранжировка вовсе не так проста. Такая песня прекрасно-бы вписалась и в раннее наследие Sweet, типа нетленок Jeanie, Funny Funny, Chop Chop и т.д. Запевает здесь бас-гитарист Стив Прист. Признаюсь честно, поёт отлично, но как же мне хотелось продолжения его бессмертного страстно-нахального пения в песне No You Don't из SFA (1974). Однако, здесь нам уготовано "Everybody's dancing California nights" (танцуют все калифорнийским вечерком), что тоже звучит неплохо, свежо и весьма задорно.
4. Strong Love (Сильная любовь). Прифанкованная диско-пьеса под ритмически классную духовую секцию (на обложке альбома указано слово "brass" - латунь и "baroque wind"— группа духовых инструментов, популярных в эпоху барокко). Слышны и саксофон и труба, благодаря участию двух музыкантов- Ронни Аспри и Ричарда Харви. Этот стиль был очень популярен в конце 70-х годов на всех танцевальных площадках и дискотеках. А вот смысл песни щекотлив, ибо здесь суть такова: "..You Shure know what you're doing.. Don't You stop what you're doing.. Strong Love is just too much for my heart..." - короче, описывается любовная связь с опытной жрицей, которая ублажает нашего героя так, от чего он не может рта открыть, а лишь желает, что-бы она это продолжала, но сетует - "сердце бьётся как сумасшедшее", и что её такое усердие (любовь), это перебор для его сердца -"твоя любовь доводит меня до гибели".Ох-уж, все эти греховные сладострастия! Наверняка, именно из-за этого эта шлюшка здесь как "Любовь всей его жизни!" Брайан Конноли прекрасно справляется и здесь со своей вокальной партией, хотя преподаватели по вокалу в один голос скажут, что пение, в подобных этой песне, специально вокально просчитывается и выстраивается, что затем, крайне непросто при исполнении таких вокальных линий в живую. Примерно в этом стиле сне так давно выпустил свою сольную пластинку гитарист группы Kiss - Пол Стенли. (Я делал обзор, кому интересно ссылка ниже). Отличная песня!
5. Fountain (Фонтан). Слава Богу, этот текст лишен скрытых эротических идиом. Во всяком случае, ни в настроении пьесы, ни в аранжировке подвох не ощутим. Напротив, красивый гитарный чёс, напомнивший мне вступление в песне Юрия Антонова про "жизнь играет с нами в прятки" ("Жизнь", 1981). Краткий пересказ таков: "..Парю от любви как птица, твоя любовь это как цвета радуги..не верю магии, мой источник веры в тебе..твоя любовь конец радуги..". Итак, наш герой наблюдает за кругами воды от брошенной им и исчезающей на дне фонтана монетой, краткие мгновения вводят его в мелодраматические переживания. Поёт Энди Скотт. Бесподобное скупое гитарное соло со слайдом под клавесин. Виртуозно-романтически завершается пьеса соло клавесина Джеффа Уэстли!
6. Anthem No.1 (Lady of the Lake) Гимн №1 (Владычица озера). О-как, эпично! Невероятно красиво звучит интро клавесина с блок-флейтой и акустической гитарой под солирующее пение Брайана Коннолли. Прямо менестрельский барокко-фолк-рок не иначе. Может я что-то тут недопонимаю, но речь идет о парнишке, который, вроде погиб на войне, оказавшись в озере, так как ангел смерти с мечом не стал ждать и с его телом покончено "my body is done, my soul will return", смерть наступила слишком рано, но душа возвращается к Владычице озера, от которой эта душа ждет теперь любви. Вот-жешь этот Коннолли, даже после смерти желает с кем-то, но заблудить...Впрочем, авторство песни коллективное, означает ли это что такая позиция у всех авторов? Ответа нет. А романтическая баллада вышла отличная!
7. Silverbird (Серебряная птичка). Господи помилуй! Вряд-ли кто сосчитает, сколько англоязычных песен начинается с фразы "I was a young boy" или тому подобного набор слов. Эта песня с таких слов и начинается. Юный отпрыск спустя пять лет понял, насколько в него была влюблена некая так-же юная дева. "So in love but they don't understand Games that we played" Так сильно влюблена, что не понимали в какие игры мы (то есть они) играли. Поёт Брайан Коннолли, и он, увы, не оставляет за кадром содержание этих несомненно волнительных игр. В тексте есть упоминание разве что о запретных поцелуях, и даже это настолько шокирует главного юного героя, что он обращается к некой воображаемой Серебряной птичке, которую умоляет забрать к себе домой, а то наверное, он сгорит от стыда продолжая эти юные игрища. Однако, к завершению текста, у героя появляется уверенность, что он справиться со своими смущениями, и пусть теперь эта Серебряная птичка его подождёт. А что, взрослеет детинка просто-таки по-часам. Хорошая темповая песня, с акцентирующим риффом гитары Энди Скотта и прекрасной ритм секцией Стива Приста и Мика Такера.
8. Letters d'Amour (Письма о любви) Это ещё одна очень красивая баллада со всеми вокальными атрибутами Sweet пением Брайана Коннолли. В этой песне звучит женский вокал. Это профессиональная певица Стиви Ланге (ван-Керкен), имеющая за плечами как работу в группах, так и сольные альбомы под именем "Stevie". Интересная песня, в которой так-же содержание упоминает о времени проведённом во Франции (запись завершалась в студии замка Шато д-Эрувиль)
Под такие песни хорошо танцевать медленные танцы после бутылки холодного Moet на двоих. Вот и дотанцевались парни: речь о том, что идёт ностальгия по оставшейся во Франции беспечной но жаркой любви, которую дерзко и ярко описывает любовная французская литература и... любовные письма из Франции. Как же всё это хочется вернуть, и как он её страстно любит...вот как с этим жить?
9. Anthem No.2 (Гимн №2) Все четверо участников группы обладали яркими, прекрасными вокальными данными и могли самостоятельно без ущерба для репертуара исполнять ведущие партии. Но под финал альбома Level Headed, такой привилегией решено было не пользоваться. В результате девятый номер пластинки Гимн №2 стал чисто инструментальным, как продолжение развития темы Владычицы озера, что, наверное, всего на 1 минуту, должно отсылать нас к французскому периоду записи альбома в студии замка Шато д-Эрувиль. Номер исполняет пианист Джэфф Уэстли. Атмосфера замков Франции для нас звучит более чем убедительно. Браво!
10. Air on "A" Tape Loop. Дословный перевод звучит глуповато, "В эфире закольцовано "А", и что это хрень такая понять непосвященным не получится. Но я уверен, что не зря в американском издании художник изобразил на обложке альбома массивные контуры отсека кассетного магнитофона. Так что, темин из названия песни думается именно отсюда, где закольцованность "loop" означает повторы необходимых фрагментов. В общем и целом мне это понятно, а что до музыкальной составляющей, то для Sweet аранжировка в стилистике произведений французского композитора Дидьё Маруани звучит офигительно!И новаторски, для их репертуара, это после Co-Co или Papa Joe прямо-таки уух.. эволюционный скачёк. Пьеса начинается под шум ветра со звонких гитарных синкопирующих флажолетов, и пульсирующий бас с барабанами. Ритм чётко поддерживает гитара и снова слышно применение Энди Скоттом слайда. остальное делает синтезатор и синтезаторный голос бас-гитариста Стива Приста, произносящий всего четыре слова - Альфа-Бета-Гамма-Дельта. В этой композиции всё безупречно, все синтезаторы и гитары сыграны Энди Скоттом. Барабанщик Мик такер так-же показал здесь свой уровень, исполнив в центре пьесы, кульминации, интересную барабанно-перкуссионную атаку. Фантастика!
Итак, что у нас в результате? Это не вопрос, лишь риторическое размышление.
Если бы нам нужно было назвать рок-группу, которая должна была добиться долгосрочного международного успеха и оказать значительное влияние на музыку, а этого не произошло, главным претендентом была бы группа Sweet. Но нельзя отрицать факта, что оставленная нам Sweet дискография продолжает влиять на всё новых поклонников и новые поколения слушателей и музыкантов.
Однако западная музыкальная пресса неоднократно отмечала, что в "пантеоне великих рок-групп, Sweet остались практически незамеченными". Зато, мне довелось отыскать критическую заметку из журнала Record Mirror, от 1978 года, по горячим следам выхода Level Headed, выдержки из которой здесь привожу: "Это альбом, который объединит цели и идеалы группы со вкусами и прихотями британской публики, покупающей пластинки. Хладнокровный, спокойный и собранный в критической ситуации, умный рок-альбом от Sweet. Определённо он первоклассный. И это им сойдёт с рук." Красиво сказано, не так-ли?
Прошло почти пол-века. И этот Альбом заслуживает внимания.
Рекомендую всем любителям рок-музыки.
Rockdigger всегда с Вами, берегите себя и родных!