О британской группе Sweet известно немало. На всём русскоязычном пространстве бывшего СССР с далеких 70-х и до дней сегодняшних сохраняется трепетный интерес к альбому Sweet Fanny Adams 1974 года, культовому хард-рок эталону той эпохи. Однако каких-то подробностей о создании этого альбома найти непросто. Решив копнуть, вы натыкаетесь на кочующие одни и те же истории и наборы общеизвестных пресс-клише.
Но мы-то здесь копнём ещё глубже!
Моя симпатия к Sweet, бережно хранимая с давних юношеских времен, предлагает Вам свою версию происходящего в те далекие годы.
Уверен, будет интересно. Изучим тему...
Rockdigger вновь с Вами! Приветствую всех !
Лондонская группа Sweet возникла в конце 60-х годов, когда культура консервативного британского общества проходила через необратимые перемены. В старых классовых барьерах: послевоенной этике и системе запретов были пробиты бреши. Впервые звёздами средств массовой информации, становились не избранные представители британской элиты: лорды и их леди и всякие там потомственные аристократы и буржуа, а совсем беспородные дизайнеры, модельеры, фотографы, музыкальные продюсеры, поп-певцы и музыканты, светские львы и их львицы и т.д. Творческие смельчаки с новыми и нестандартными способами изложения, кому было что сказать, относили себя к "модам". Британия погружалась в эпоху модовской культуры (от сокращенного "модернисты").
Владельцы крупнейших звукозаписывающих компаний, прельщённые неслыханным успехом "битло-стоуновского" феномена, прикладывали огромные усилия в попытках его повторить. Для этой цели на рынок один за другим, выбрасывались песенные синглы, тестировавшие вкусы населения на те или, иные звуковые и мелодические тенденции. Прослушивались сотни и сотни доморощенных музыкантов и групп, подходивших под категории внешней артистичности и журнальной смазливости. Умение играть было не главным. Главной была картинка.
Если очередная группа взлетала со своим хитом в чарты - компания, начинала профессионально работать с группой, а нет - давали пинка. Помните крылатое "куй железо, не отходя от кассы"? Так всё и было. В этом бизнесе всё пропитано деньгами, сексом, алкоголем и наркотой, Выход за рамки сексуальных ограничений давал шанс претендентам на выход и за рамки соревнования внутри музыкального бизнеса: дела у таких кандидатов резко взлетали, избегая серьёзных препятствий.
Театральная и музыкальная богема Лондона в своём многообразии часто состояла из весьма специфичных людей. Этот период времени описан в книге бывшей жены Дэвида Боуи Анжелы Боуи (Angela Bennet) "Backstage Passes: life on the wild side with David Bowie" (изд. Cooper Square Press, 1993) когда, по её оценке, "пчёлки слетались на мёд": "лесбийское" британское телевидение поглощало "неистощаемые запасы" миленьких молодых актрис в то время как, гомосексуалы от шоу-бизнеса привлекали к себе на контракты милых, энергичных и талантливых юных рокеров.
Анжела Боуи весьма категорична: "никто из наиболее значительных музыкантов 60-х и начала 70-х, включая The Beatles, The Who, Elton John и David Bowie и многих других, никогда и ничего бы не добились в своём бизнесе, если бы талант и энергия их гомосексуальных менеджеров не добавилась бы к их собственным. Так что, зарубите себе на носу, все вы, юные головорезы и гей-ненавистники, неужели вы, предпочли бы проеб..ть свою жизнь в каком нибудь "сранске" в какой-то Джорджии, вместо того, что-бы рискнуть поработать с педиком? "К тому же, - продолжает Анжела Боуи, "отсос тут и там время от времени в обмен на порой сверх-блестящую карьеру - такая ли это ужасная вещь?"
Долгое вступление в тему, разъясняет Вам читатель, отчего четверо хреноватенько играющих молодцев, оказалась в зоне внимания мужского дуэта поэтов-песенников Николаса Чинна и Майка Чэпмена (Nick Chinn and Mike Chapman), проживающих вдвоём в роскошных аппартаментах дорогущего центра Лондона Мэйфэйр. Внимание! Никакой информации о том, что те или иные парни склоняли кого-либо к нежелаемому сексу нет. Такие подробности этически неприемлимы. Однако ясность понимания общей атмосферы внутреннего устройства поп-индустрии в целом важна.
Ники Чинн - богатый сынуля владельца автоконцерна из Бристоля: с поста генеральным менеджера трех предприятий своего отца, уходя, бросается с головой в творческий серфинг с певцом Майком Д'Або (Manfred Man band, роль Ирода в рок-опере "Иисус Христос Суперзвезда"). В элитном лондонском клубе Trump Ник подснимает официанта с именем Майк Чэпмен, обладающего уже богатым жизненным опытом бывалого австралийца, понимающего музыку и поэзию. И вот уже эти чудо-парни, выходят на авторитета-продюсера Микки Моста (со-основателя рекорд-компании RAK), который ввёл их в мир большого шоу-бизнеса, а затем, стал подгонять им продюсерские проекты (для примера, он "подогнал" им Сузи Кватро прямо из Детройта).
А вот ребят из The Sweet к этим двум чудо-поэтам привел парень по имени Фил Вайнман (Phil Wainman), экс-барабанщик, ставший на тот момент в одном лице и музыкантом и имеющим обширные связи продюсером (например, Brotherhood Of Man) и заодно был решалой всех насущных около-музыкальных и студийных проблем. Фил Вайнман знал этих ребят еще ранее, ему нравились и внешность и музыкальный потенциал голоса певца Брайана Коннолли и манера игры барабанщика Мика Такера.
Так никому не известная группа превратилась продюсерский проект.
Фил Вайнман обладал незаурядным чутьём, осознав, что из такой группы вполне возможно создание поп-айдолов, для целевой аудитории 8-16 лет. Группа уже как нельзя кстати обладала склизким и явно двусмысленным названием "долгоиграющая конфетка-сосалочка "леденечик". Впрочем, я назову это -"Сладуля". (The Sweet через артикль "the"). А бизнес Чинна и Чэпмена заключался в авторском написании и издании синглов - мини 7" пластинок, с наличием двух песен, под реализацию которых, когда они уже стали попадать в хит-парады, специально была создана бизнес-компания Chinebridge Ltd (со-владельцы Ники Чинн и Фил Вайнман).
Началась эпоха коммерчески необузданного "glam-rock" в которой место "Сладули" по праву стало одно из первых, после David Bowie и Marc Bolan (T.Rex). The Sweet - королевы британского Top of The Pops!
В период с июня 1972 по июль 1974 года The Sweet набрали весьма впечатляющее количество из семи хитов в топ-10 Великобритании, включая первое место и не менее трех вторых мест. Денежки пошли.
Картина была такой: Чин и Чэпмен "намурлыкивали" слова и мелодию на переносной магнитофон (Энди Скотт вспоминал, что ох, как это было ужасно прослушивать). А затем Фил Вайнман подключал свой рабочий коллектив музыкантов-профи, способных буквально за два-три часа на студии записать для The Sweet все их первые манерные опусы, такие как: Funny Funny ("Забавно-забавный" с основным вокалом Майка Чэпмена) Poppa Joe ("Папа Джо"), Little Willy ("Малыш Вилли", прим. в Британии "вилли" - жаргонное название пениса (см. книга Гарольд Бронсон "My British Invasion" 2017, стр. 224), Со-Со ("Ko-Ko") и ряда других, с ещё более "странновато-педофильскими" названиями, но, однако, ставших лидерами британских песенных хит-парадов и общенациональных чартов, взволновавших юную аудиторию. Сами музыканты Sweet не записывали эти песни, эти записи выполнили музыканты Вайнмана: Pip Williams -гитарист, клавишник (позднее, продюсер группы Status Quo); John Roberts- бас-гитарист (оба из команды певца Jimmy Ruffin); Phil Wainman - ударные, бэк-вокал, и частично, использовался вокал - Brian Connolly.
Студийное время стоило очень дорого, поэтому практика приглашать профессионалов для записи на студии за пару-тройку часов большого количества материала было явлением обычным. С оригинальных участников The Sweet снимали телевизионную картинку исполнения "под фонограмму" в чём нас убеждают многочисленные видео того времени. Для телевизионных проектов это вообще рутинная рабочая практика. Такое положение дел продолжалось несколько лет.
Эффект был потрясающий. Песенки от "Сладули" запустили вирус: короткую по времени, но настоящую "свитоманию". Исполняемые с экранов молодыми напомаженными, с раскрашенными глазками молодыми парнями, одетых в яркие, облегающие и расстегнутые на груди костюмы и комбинезоны от лондонского дизайнера и лидера лондонской "гей-сцены" (по словам Боуи) Фредди Буретти (автора костюмов-образа Зигги Стардаста, "Рокси Мьюзик" и Сьюзи Кватро....) привлекали толпы юных школьниц. На концертах, стал появляться двух-метровый пенис, извергающий на публику конфетти. "Гитарист Энди Скотт щеголяя с дамской сумочкой, называл себя именем Андреа, бассист Стив Прист представлялся милой Стефани, а барабанщик Мик Такер отзывался на имя Мишель" (Дэйв Линг, Сlassic Rock #3,2003)
Стинг в своей автобиографии "Разбитая музыка" вспоминал, как он, работая учителем в школе, еле-еле мог найти общий язык со своими учениками, не начав прослушивать песни их любимцев, включая "Sweet".
Для Чинна и Чапмена "Сладуля" заработал много денег, да и музыканты уже обладали своими ролс-ройсами. Однако парни хотели строить иную карьеру по той причине, что они тоже сочиняли песни и желали выйти из под деструктивной, по их мнению, опеки. Более того, общий настрой парней был ориентирован на тяжелое и роковое звучание. Это было ясно по записанным ими ранее В-сайдам к синглам Чинна и Чэпмена. Это заметил и Фил Вайнман и вовремя предложил группе спродюсировать запись первого самостоятельного альбома (в различных рок энциклопедиях он стоит где под 2-м, и даже под 3-м порядковым номером). Для "Сладули" такой альбом был-бы делом чести и пропуском в "иную", уважаемую в мире рок-лигу, безо всякого там "ко-копападжопо". Репутация "The Sweet" как продюсерского проекта "из телевизора" для критиков была плохой и несерьёзной. А наши парни желали бы стать героями студенческих общаг и кампусов, где слушали другую рок-музыку.
Кроме того, музыкантам не нравилась и их телевизионная жизнь поп-клоунов под "фанеру". Им нужны были живые концерты, туры, а для этого необходимо иметь репертуар из песен минимум на 1.5 часа концерта. С образами распутных напомаженных трансгендерных теле шлюх наступила пора радикально завершать. Даёшь настоящий рок!
Усердно репетируя, они записали к концу 1973 года цикл песен, которых хватило впоследствии аж на два альбома. Однако для первого было отобрано всего девять номеров. Имя этого альбома - SWEET Fanny Adams.
Продюсер Филлип Вайнман взялся за дело и, скажем, не облажался. Им была арендована обновленная лондонская студия Advision Studios оснащенная новой, на тот момент серией из 8-ми дорожечных магнитофонов Scull, а так-же новейшим оборудованием от компании Quad Eight Electronic (они первыми в Британии имели Quad Eight Console с компрессорами Pye и Audio Design). Микширование готового материала осуществлялось на студии Audio Interntnal, (там имелся такой необходимый и новейший по тем временам пульт Neve)
Кроме того, запись Sweet Fanny Adams осуществляли молодые энтузиасты, невероятно талантливые люди, один из которых заслуживает внимание: 19-летний звукоинженер Hugh Padgham (Хью Пэдгэм) позднее, создавший себе успешную карьеру, как продюсер и звукоинженер трио The Police, сделавший им на студии большой Grammy хит Every Breath Your Take (1983) и т. д.
Примечателен еще один факт: фотографию группы для обложки альбома сделал так-же молодой фотограф по имени Барри Левин (Barry Levin). Эта знаменитая обложка Sweet Fanny Adams известна всем уважающим себя рок-меломанам. Однако в США этот альбом официально не выходил.
У Барри Левина не менее захватывающая "пост-свитовская" биография. Он продолжил снимать для обложек альбомов: "The Album" и "Arrival" для квартета Abba, "Out Of The Cellar" Ratt, "Girls Girls, Girls" Motley Crue т. д. Но затем карьера Левина глубоко погрузилась в область голливудского кинематографа. Сегодня Барри Левин - успешный голливудский продюсер: Oбливион 2013 (Том Круз и Ольга Куриленко - главные роли) Геркулес: Фракийские войны 2014 (Дуэйн Джонсон и Ирина Шейк, гл. рл.) и т. д. , развивая деятельность в области современных комиксов.
Вернёмся к самому альбому.
По словам Стива Приста, весь материал для альбома был сочинён в течении двух недель, и на запись на студии понадобилось около трёх недель. Записано было около 20 песен, из которых 9 отобраны для "SWEET Fanny Adams". Официальный релиз этой пластинки пришелся на 26 апреля 1974 г после которого группа должна была совершить своё ПЕРВОЕ турне по Британии. Альбом занял 27-ю позицию в UK.
Что же мы слышим на этом альбоме?
А слышим мы то, что для рубежа 1973-1974 годов никто подобного не записывал. Прекрасный, изобретательный, шквальный гитарный рок с виртуозными партиями всех музыкантов, предстающих уже перед нами как настоящие профессионалы. Энергия в альбоме невероятна. Стилистически, музыка отражает удачное смешение хард-рока, хэви-металла, прогрессива, AOR, фанка и даже джаза! А какие здесь голоса!
Барабанщик Мик Такер потрясает! Еще более невероятна яркая гитара Энди Скотта. Скотт вообще продемонстрировал на альбоме высокий класс владения инструментом, равно как и Стив Прист построил свои басовые линии. И конечно, голоса! В группе поют все, это огромный плюс команде. Но вот здесь, особенно в No You Don"t истеричная подача Стива Приста просто охренительна! И всё-же Брайан Конноли! Таких певцов в роке не будет хватать никогда! Завораживающие роковые интонации, эмоции не позволят таким песням кануть в Лету. Эта музыка будет вечной.
Что касается текстов. Развлекаловка, ориентированная на Top Of The Pops, требовала упрощенных форм. В этом альбоме шесть из девяти песен были написаны самими музыкантами, и в них прямо или косвенно звучат намёки на некие жесткие сексуальные забавы -"с кляпом-мячём во рту и цепью прикованный ", "называй меня святым - вот кем я не являюсь. Возможно, мёртвым я почувствую себя лучше" ("Освободи меня" Set me Free) Песню написал гитарист Энди Скотт, и его гитарные соло здесь звучат охренительно-гипнотизирующе. Звуковой шлейф от компрессора с флэнжерным эффектом и этот звуковой натиск словно оживает! Или вот следующий боевик про разрыв с любимой, а затем сразу, немедленно "подлечиться" к шлюхе - "у меня разбито сердце. Ты не возражаешь, если я крепко обниму тебя Не оставляй меня в таком состоянии" ("Разбитое сердце сегодня" Heartbreak Today). Другая песня может сбить с толку любителей поэзии, так как я уверен, в ней поётся о ролевом сексуальном герое-доминаторе - "жара в разгаре, кто-то задаст тут темп. Я рокер, я роллер, я космос" ("Бунтарь-подстрекатель" Rebel Rouser) Если вы найдёте песню исполненную парнем по имени Eddie Cochran - Something Else, 1959 то, сразу поймёте, откуда здесь "растут ноги" и в мелодии и в гармонии.
Ещё одна известная песня под названием "Сладуля Эф Эй" Sweet F. A. , написанная дуэтом Чинн-Чапмен, ставит точку на концепции альбома, как непереводимой для многих людей и народов различных стран, не знакомых с сексуальным жаргоном и гомосексуальном арго, которыми, (читайте начало статьи) был пропитан Лондон, да и пожалуй, Гамбург, Париж, Амстердам и др. тех времён. Песня, кстати, о неком лесбийском треугольнике: здесь и далее, нам представлен образец новой западной субкультуры, сформированной мегаполисами, со своими атрибутами и "птичьим языком". (Современный запад, вообще, узаконил сегодня многое, из того, что тогда, требовало конспирации) В этот альбом включена песня "Мятный твист " (Peppermint Twist) - кавер-версия популярного радио-хита 1961-х года от Joe Dee and The Starliters. Смысл её, настолько туп, что даже простой перевод вреден для здоровья ("Круговыми движениями, вверх-вниз..вверх-вниз...да, да, да-даa,") ...бррр!
Мне нравится песня Чинна и Чепмена "No You Don't" (Нет, не делаешь), настоящий, тревожно-истеричный, мощный и убойный хард-н хэви! Судя по видео-клипу, поют двое - Прист и Брайан Коннолли. (Напомню, что на момент съёмок видео, Конноли пережил серьёзное ранение шеи). И они, там, тоже поют о той-же херне: кто-то кого-то траhает, но он чего-то там не дохиливает, а неудовлетворенная сторона ему предъявляет - "ты не делаешь это, но ты должен соблюдать все правила". А господин отвечает, - "я собираюсь сделать это, да- я такой, ...и мне плевать", клиент упрям и истерично причитает -"ты не делаешь это" (нам предположить остаётся следующее, типа, "сделай мне оргазм, ссука! ты нет, не делаешь это!") .
А вот ещё одна песня Чинна и Чапмена не вошла в этот альбом, по причине отказа Брайана Коннолли её исполнять. Речь идет о песне "The Kid's Gone Mad". Коннолли сказал "нет": он не мог представить себя поющим песню о молодом человеке с оторванным пенисом...
Видео с официального ресурса Sweet
Короче, перед нами отменный великолепный мощный и драйвовый музон, где великолепно всё: гитары, ритм-секция, изобретательные аранжировки с вокальными линиями. Отменная студийная запись. Однако, ясно почему SWEET Fanny Adams официально не издавали в США, а некоторые номера отказывались крутить на штатовских радиостанциях. ЦЕНЗУРА! Молодые ролевые аниматоры из секс-клуба на обложке пластинки, поющие один Бог знает о чём..это было НЕ для Америки периода вьетнамской войны. Радиостанции США не брали песни Sweet из этого альбома, в ротацию, из-за склизких намёков. (Помните, даже у Nazareth запретили название Son Of Bitch !) Зато у нас, этот альбом стал н а р о д н ы м !
Но, в США, был издан следующий альбом "Desоlation Boulevard" - и, об этом, в следующий раз.
Если вы любите рок, иметь такой альбом-шедевр вы просто обязаны!
Rockdigger всегда с Вами! Берегите себя!
_______________________________
*При каком-либо использовании материалов авторского текста, ссылка на автора обязательна!