Какое-то грёбаное дежавю. Нет, так не бывает.
- Вы это серьёзно? - переспросил я врача.
- Антон Иванович, такими вещами не шутят. У вас опухоль головного мозга. Четвёртой стадии. Мне очень жаль, - сказал доктор с сочувствием в голосе, но с совершенно равнодушным взглядом.
- А операция?
- Увы. Слишком поздно, и расположение… я сомневаюсь, что кто-то возьмётся за такую операцию.
- Да как поздно? Ничего же не болело!
- Такое бывает, - врач развёл руками.
Дежавю… Ровно год назад то же самое сказали Лизе. У неё часто болела голова, но она всегда отмахивалась. А однажды просто упала в обморок по дороге на работу. Я планировал поездку в Москву, искал разных светил и верил, что это не может быть финалом. А она просто сказала:
- Поедем лучше к морю.
- Какое, к чёрту, море?! - взорвался я, - сейчас не время заниматься этими глупостями!
- А у меня больше не будет времени, - пожала она плечами, - мы уже три года не можем съездить в свадебное путешествие. Всё потом. То денег нет, то работы много. У меня больше нет потом.
Она говорила совершенно спокойно, будто в этих словах нет ничего страшного. Точно так же, как говорила, что макароны кончились, поэтому сегодня на ужин гречка. А я совершенно не хотел её понимать. Как это нет потом?! Как это её не будет?! Не может так быть, это должно как-то исправиться!
- Зачем тебе это море? - я прятал свою истерику в раздражении.
- Как же? Там же только и разговоров, что о море! А я не видела моря.
- Лиза! Ты нормальная?! Ты предлагаешь именно сейчас косплеить какой-то фильм?!
- Нет. Но разве глупо просто хотеть сделать то, что не успел? Разве плохо немного пожить, а не посуществовать?! Я хочу увидеть своё предпоследнее море.
- Почему предпоследнее?
- Ну… последнее будет там. Мне кажется, что там каждый оказывается в месте, которое больше всего любит или хочет видеть. Думаю, у меня это будет море. Это будет моё последнее море. Поехали, пожалуйста.
Разве я мог отказаться?! Мы собрались за день, сели в машину и поехали. Ехать-то на самом деле было недалеко - часов семь-восемь, если без пробок. Но она не увидела предпоследнего моря. Я даже не сразу понял: думал, что она уснула... А теперь и мне говорят то же самое, что есть совсем немного времени и никакого «потом» для меня не будет.
Конечно, я не поверил сразу и съездил к другому врачу. И ещё к одному. И вот у меня на руках три результата МРТ и три одинаковых неутешительных заключения. Зашёл в магазин и купил виски. Взял тот, что мне на самом деле нравился, а не как обычно, который дешевле. Теперь же вроде как глупо экономить.
Хотел ли отключиться? Не знаю. Просто хотел не думать. В голове словно тикал таймер, отсчитывающий мои минуты, и я не представлял, как заглушить это мерзкое тиканье. Стакан, другой, третий… какой-то там. Тиканье стало глуше, сменяясь ватной пустотой. Я свернулся калачиком на кресле. Встать и пойти в спальню казалось непосильно сложной задачей. Да что там, даже переместиться на соседний диван было слишком трудно. Глаза закрылись, и я исчез. Интересно, а умирают так же?
- И это то, что ты хочешь?! - прорезал сознание знакомый голос. Я нехотя разлепил глаза и увидел, как на подлокотнике кресла привычно сидит Лиза. Она всегда любила сидеть на подлокотниках, будто места больше нет.
- Ты мне снишься или мерещишься? - совершенно равнодушно спросил я, пытаясь пошевелить затёкшим телом. Почему-то нереальность происходящего совсем не пугала.
- А как тебе больше нравится? - она улыбнулась. Я пожал плечами и старательно несколько раз поморгал. Но Лиза никуда не делась.
- Так ты действительно именно так хочешь провести то время, что тебе осталось? - снова спросила Лиза, и я не нашёл ничего лучше, как вновь пожать плечами.
- Не знаю.
- А что ты вообще знаешь?!
- А ты с того света пришла, чтобы снова пилить меня? - буркнул я.
- Ах, вот как! Значит, я тебя пилила?! - обиделась Лиза.
- А то! Пошли туда, поехали сюда… вечно тебе что-то было надо!
- А тебе вечно ничего не надо! И вечно ты ничего не знаешь!
- Да, мне ничего не надо! А теперь тем более! - выпалил я и тут же остановился. Я ругаюсь с покойницей… на полном серьёзе ругаюсь! - Тебя нет, и меня… почти нет. Что мне может быть надо, - уже тише добавил я.
- Съезди к морю. Ну, неужели хочешь вот так провести остаток твоего времени?!
- Опять ты за своё! Это вообще не моя мечта была, а твоя.
- И что? Я не жадная, поделюсь. Раз у тебя так плохо с мечтами. Можешь меня отвезти к морю.
- Да ты уже, поди, видела. И как, есть у тебя там последнее море?
- Есть. А предпоследнего я так и не видела. Поедем?
- Ты не отвяжешься, да?
- Молодец, догадливый.
- Ладно, поехали. Только просплюсь. А то отберут права, и никуда мы не доедем.
***
«Приснится же такой бред», - подумал я, проснувшись на следующее утро, повернулся на другой бок и резко подскочил с постели.
- Правильно, времени мало, надо собираться, - заявила жена, мирно лежащая на соседней подушке. Покойная жена.
- Лиза?! Ты… Что за нафиг?!
- А вчера ты так не истерил.
- Вчера я пил!
- Чисто технически, не вчера, а сегодня.
- Кажется, я не только помираю, а ещё и свихнулся…
- Я просто хочу проследить, чтоб ты не пробухал и не продрых всё оставшееся время. Собирайся. Я ж уже сказала, что не отстану.
- Что там делать в апреле? Вот будет лето - поеду.
- А если у тебя лета не будет? Давай, давай.
Вариантов ослушаться не было. Лиза не всегда была со мной, но стоило мне подумать, а не плюнуть ли на эту поездку, как она оказывалась тут как тут. Единственное, что я выторговал у неё - это выехать на следующий день. И вот я с утра загрузил в машину вещи, собранные под чутким руководством жены, и отправился в своё путешествие к предпоследнему морю.
Утренний час пик прошёл, из города я выехал довольно быстро. Включать музыку не было настроения. Дорога мерно шуршала и извивалась сквозь однотипные пейзажи, рассеивая сознание, как заправский гипнотизёр. И постепенно ноющая боль смяла все ощущения, настолько, что даже в глазах появилась пелена. Усилием воли я вернул себя в адекватное состояние и только потом понял причину. Это было то самое место, где в прошлый раз я понял, что еду один.
«Лиз, заедем на заправку? Ты не проголодалась?» - спросил я тогда, а она ничего не ответила. Справа промелькнула та самая заправка. Теперь я уехал дальше, чем в тот раз.
«Что за хрень я творю?» - пронеслось в голове. «Зачем мне это надо, куда меня несёт?»
- Предлагай! - внезапно раздалось с соседнего сиденья. От неожиданности я даже дёрнул руль, благо попутных машин почти не было.
- Блин, Лиза! Ты либо не исчезай, либо появляйся как-то не так резко!
- Как могу, так и появляюсь. Не слышу твоих предложений.
- Каких предложений?
- Не надо тебе к морю. Хорошо. А куда надо? На рыбалку? В поход с палатками? Полетать в аэротрубе? В Питер? Или в горы, на лыжах кататься? Ты что хочешь?
- Ну… не знаю. Можно кино посмотреть. Пиццу заказать.
- Антон, и это твой потолок?! Это всё прекрасно, но это каждые наши выходные. Пока не придумаешь - едем к морю.
Я не придумал. Мы приехали к закату, и, припарковавшись у набережной, я сразу пошёл на пляж. Даже не стал искать жильё. Чем скорее исполню её желание, тем скорее она от меня отстанет. Правда, я не был до конца уверен, что хочу, чтобы Лиза отстала. Я скучал по ней. Привык жить без неё, но всё равно скучал. А теперь она была практически реальной. Будто мы на самом деле наконец в отпуске.
На пляже никого не было: не сезон. Хруст гальки и тихое ворчание волн. Заходящее солнце окрасило горизонт в пожарные цвета, рассыпавшись по мелкой водной ряби сотнями золотых монет, будто все пиратские сокровища, что море копило веками, вдруг всплыли со дна.
- Красиво, да, - улыбнулся я, обернувшись через плечо, совершенно не задумываясь о ненормальности этого жеста.
- Красиво, - согласилась Лиза. Никуда она не исчезла, сидела рядом. - Вот видишь, ты не жалеешь, что приехал.
- Не жалею. Предпоследнее море правда стоило увидеть.
- Не отказывай себе больше во впечатлениях. Живи. А я постараюсь, чтобы тебе на всё хватило времени.
- В смысле?
Но Лиза не ответила. Я обернулся, но её не оказалось рядом.
- Лиза! Лиза! Куда ты делась? Что ты имела в виду?!
Но звал я напрасно. Она больше не ответила. Её не было рядом. Я сел на гальку и снова уставился на воду. Красиво. Даже слишком. Можно смотреть бесконечно на огонь, на воду… на воду, перемешанную с огнём, тем более. Даже не хотелось никуда идти, и больше меня никто не подгонял. Да и куда идти - я ведь приехал. Я сидел на пляже долго. Даже, видимо, слишком долго.
***
Я открыл глаза и увидел белый свет. Что, так быстро?! Прямо как было с Лизой. Впрочем, это и неплохо. Но через секунду я понял, что пялюсь в белый потолок. Повернул голову вправо и увидел две бо льничные койки, на которых кто-то спал. Повернул голову влево и увидел ещё одну койку, но пустую. Больница?! Мне стало плохо?!
Дверь открылась, и на пороге появился довольно молодой человек в белом халате.
- Подъём! Обход! - громогласно заявил врач. Мои соседи зашевелились на койках, а доктор сразу направился ко мне. - О, вы очнулись! - он посветил мне маленьким фонариком в глаза, потом молниеносно помотал им перед носом. Затем попросил вытянуть руки и дотронуться до носа. Никогда не понимал, как это можно не выполнить и что таким образом можно заключить, но врач, кажется, оказался доволен.
- Что со мной случилось? - спросил я.
- Я бы тоже хотел это знать. Ал коголя в крови нет, травм тоже. Вы здоровы, но почему-то вас нашли на пляже без сознания.
- У меня рак мозга. Такое, наверное, бывает при опухолях. Тем более у меня уже четвёртая стадия.
- Что?! - врач вытащил из папки снимки головы, по-видимому, моей, и недоверчиво уставился на них.
- Да нет тут никакой опухоли. Даже подозрения. Вы здоровы, абсолютно здоровы.
Это что, Лиза вправду постаралась, чтобы у меня было больше времени?! Конечно, я не поверил сразу и съездил к другому врачу. И ещё одному. И ещё одному. И вот у меня на руках четыре результата МРТ и четыре одинаковых заключения, что я абсолютно здоров. Врачи, у которых я обследовался раньше, были в полном шоке. Даже, наверное, большем, чем я, когда увидел Лизу рядом с собой. Один решил, что это чудо. Другой - что сломался аппарат. Но как бы там ни было, им пришлось признать, что я здоров. И жизнь потекла своим чередом.
***
- Ничего себе, это кто в нашем подъезде умер? - удивлённо протянула одна из бабушек на лавочке, провожая взглядом санитаров, выносивших из подъезда чёрный мешок на носилках.
- Так Антон, из тридцать четвёртой. С утра дверь ломали, не слышала, что ль?! Сначала девушка приходила, сказала, что с работы, и он на телефон неделю не отвечает. А потом участкового вызвали.
- Ох ты боже мой! Он же молодой совсем!
- Я слышала, участковый сказал, что документы нашли: рак у него был.
- Вот так да… Сначала жена у него померла, а теперь и он! Двух лет не прошло! Бывает же…
***
Лиза сидела одна на белоснежном песке пустынного пляжа и неотрывно смотрела на спокойную воду.
- Хм… ну надо же! Правда море! - грустно усмехнулся я и сел рядом.
- Иди дальше. Это же моя мечта. У тебя будет что-то другое.
- Ты же обещала, что у меня будет время. И мне сказали, что я здоров. А оказалось, и года не было у меня.
- Так я что тебе сказала? - она наконец посмотрела на меня грустными глазами. - Я сказала: живи. А ты всего лишь продолжил существовать.
- Да что я должен был делать?!
- Откуда я знаю! То, что хочешь. То, что делает тебя живым.
- Но я не знаю, что…
- Вот именно. И зачем тебе время…
Её голос плавно затих в пространстве, а следом и она сама растворилась. Я огляделся по сторонам и понял, что море и пляж тоже исчезли. Вокруг меня осталась только пустота.
Читайте и другие рассказы: