Найти в Дзене
ComDig | Urban Exploration

Брянский ракетный комплекс «Ока» от расцвета советской мощи до загадочного исчезновения в эпоху перестройки

Все знают маленькую и очень популярную в 90-х годах легковушку «Ока» — символ доступного транспорта для миллионов советских и российских семей. Однако мало кто помнит, что под тем же названием в Брянске создавали совершенно другую «Оку», которая имела совершенно иное назначение и представляла собой важную страницу в истории советской военной техники. Работы над этим проектом начались еще в начале 1970-х годов, когда Брянское конструкторское бюро под руководством Ивана Людвиговича Юрина приступило к созданию новой серии универсальных грузовых автомобилей с колесной формулой 8х8, то есть с восемью ведущими колесами. В документации проект носил кодовое название «Вощина» или «Основа». Главной задачей конструкторов было разработать тяжелое шасси, способное выдерживать большие нагрузки и обеспечивать высокую проходимость, включая условия болотистой местности и других сложных ландшафтов. Отличительной особенностью машин этого семейства стала принципиально иная компоновка по сравнению с разраб

Все знают маленькую и очень популярную в 90-х годах легковушку «Ока» — символ доступного транспорта для миллионов советских и российских семей. Однако мало кто помнит, что под тем же названием в Брянске создавали совершенно другую «Оку», которая имела совершенно иное назначение и представляла собой важную страницу в истории советской военной техники.

Работы над этим проектом начались еще в начале 1970-х годов, когда Брянское конструкторское бюро под руководством Ивана Людвиговича Юрина приступило к созданию новой серии универсальных грузовых автомобилей с колесной формулой 8х8, то есть с восемью ведущими колесами. В документации проект носил кодовое название «Вощина» или «Основа». Главной задачей конструкторов было разработать тяжелое шасси, способное выдерживать большие нагрузки и обеспечивать высокую проходимость, включая условия болотистой местности и других сложных ландшафтов.

Отличительной особенностью машин этого семейства стала принципиально иная компоновка по сравнению с разработками тогдашнего признанного мастера военной техники Геннадия Грачева. В то время широко использовалась схема с двумя двигателями, но брянские инженеры решили применить один мощный мотор. Помимо этого, для обеспечения максимальной маневренности и плавности хода они разработали независимую подвеску для всех четырех осей, причём колеса на каждой оси были расположены максимально близко друг к другу. Одной из «фишек» конструкции, которую они сохранили и усовершенствовали, стала бортовая трансмиссия танкового типа — надежная и проверенная технология, позволяющая эффективно передавать крутящий момент.

Первым и наиболее известным представителем этой серии стало плавающее шасси БАЗ-6944. Созданное как основа для специальной военной техники, оно изначально задумывалось в качестве платформы для секретного ракетного комплекса, который также называли «Ока». Этот уникальный ракетный комплекс впоследствии приобрел мировую известность благодаря своим техническим возможностям, мобильности и боевой эффективности. Тем не менее, сам бронированный грузовик «Ока» так и не получил широкого распространения и массового производства из-за резких политических и экономических изменений в стране в конце 80-х — начале 90-х годов.

Плавающее шасси БАЗ-6944 из семейства «Основа» разрабатывалось в течение десяти лет — с 1979 по 1989 год. Первые опытные образцы появились в 1979–1980 годах и были спроектированы ведущим конструктором В. Т. Авершиным. После сборки машины прошли заводские испытания, а затем — серьезные пробеги и полигонные тесты.

БАЗ-6944 из семейства «Основа». Фото из открытых источников.
БАЗ-6944 из семейства «Основа». Фото из открытых источников.

Первая версия шасси выглядела довольно архаично: силовая часть корпуса была низкой и сварной, открытого типа, а носовая часть, предназначенная для движения по воде, имела длинную и острую форму, напоминавшую корабельный нос.

Результаты испытаний показали необходимость доработок. Во второй партии опытных машин передняя часть была укорочена, на верхней панели появился узкий козырёк, который отбрасывал воду при плавании. Корпус стал выше и глубже, что позволило увеличить внутреннее пространство для размещения военного оборудования. Кабина была приподнята для улучшения обзора, а колеса теперь располагались в отдельных нишах корпуса — передние и задние оси были разнесены, что значительно улучшило проходимость и плавучесть.

Третья модификация включала расширение передней панели и увеличенные вырезы для фар и габаритных огней, что повысило удобство эксплуатации и безопасность. Эта версия оказалась оптимальной и была принята на вооружение в 1980 году.

После официального принятия БАЗ-6944 начался небольшой серийный выпуск на Брянском заводе. Создание и доводка шасси заняли длительный период, переломным этапом которого стали последовательные технические улучшения, обеспечившие высокие эксплуатационные характеристики машины.

БАЗ-6944. Фото из открытых источников.
БАЗ-6944. Фото из открытых источников.

Корпус плавающей машины делился на три основных отсека:

Передний отсек — кабина для водителя и трёх помощников. Вход осуществлялся через люк в потолке, а выходы были укреплены и герметизированы, чтобы предотвратить попадание воды внутрь.

Центральный отсек — отсек с мощным дизельным двигателем: цельным 8-цилиндровым V-образным мотором мощностью 400 л.с. Цилиндры были расположены с углом развала 120 градусов, что обеспечивало равномерную работу. Воздухозабор осуществлялся через крупные короба на крыше.

Задний отсек — открытая грузовая платформа, предназначенная для установки вооружения или другого оборудования.

Для передачи мощности от двигателя к восьми колёсам инженеры совместно с НАМИ разработали специальную коробку передач (ДГП), взятую за основу от грузовика БАЗ-5921 и усиленную гидротормозом (гидротрансформатором) для плавного хода. В первых прототипах появилась дополнительная блокировка, превращающая гидротормоз почти в механическую муфту для экономии топлива, но она вызывала поломки в передаточном валу, и на серийных машинах её уже не устанавливали.

Трансмиссия включала: Раздаточную коробку с межколёсными дифференциалами для всех восьми колёс. Механизмы отвода мощности для насосов, перекачивающих воду (обеспечивающих плавучесть), электрогенератора и двух водомётов, которые двигали машину по воде.

Машина была тяжёлой — пустая весила около 23 тонн, загруженная — до 29 тонн. На шоссе максимальная скорость составляла около 70 км/ч без груза и 65 км/ч с полной загрузкой. Водный ход был скромнее — максимальная скорость по воде не превышала 8 км/ч.

Помимо восьмиколёсных гигантов типа БАЗ-6944, в самое первое семейство «Основа» вошла необычная трёхосная амфибия БАЗ-5947. Она была значительно компактнее и легче — весила всего около семи тонн по сравнению с более тяжёлой старшей моделью. Главная особенность БАЗ-5947 — оригинальная конструкция ходовой части: два передних моста были объединены в одну массивную тележку с четырьмя управляемыми колёсами, а единственный задний мост служил толкающим приводом. По конструкции машина была близка к БАЗ-6944, но выполнена в укороченном варианте.

Изначально её планировали использовать как платформу для зенитных систем и сложной электроники. Однако, как и старшая модель, она не получила одобрения армии и не была принята на вооружение. Тем не менее, БАЗ-5947 вошла в историю советского автопрома как яркий пример нестандартной компоновки колёс, что сделало её известной среди специалистов и энтузиастов техники.

БАЗ-6944. Фото из открытых источников.
БАЗ-6944. Фото из открытых источников.

Шасси БАЗ-6944 разрабатывалось с единственной целью — стать мобильной пусковой установкой для ракетного комплекса «Ока». Эта сложная машина, способная передвигаться по земле и плавать, предназначалась исключительно для запуска тактических ракет войскового назначения.

В сравнении с зарубежными аналогами «Ока» выделялся своей оригинальной конструкцией и уникальными техническими характеристиками, не имевшими аналогов в мире того времени. Благодаря этому советское военное руководство придавало комплексу особое значение. «Ока» была ключевым элементом тактического вооружения СССР, обеспечивая заметное преимущество в противостоянии с Западом. Военные высоко ценили этот комплекс за его надёжность и эффективность в боевых условиях.

БАЗ-6944. Фото из открытых источников.
БАЗ-6944. Фото из открытых источников.

Ракетный комплекс «Ока» эксплуатировался с 1979 по 1987 год и отличался высокой скрытностью и маневренностью. Его пусковые установки на плавающих шасси БАЗ-6944 без труда преодолевали сложную местность и широкие водные преграды. Главной особенностью комплекса была высокая точность: ракеты серии 9М714 с дальностью 300–400 километров поражали цели с возможной ошибкой всего около 350 метров. При оснащении боеголовкой с самонаведением на финальном участке полёта точность снижалась до впечатляющих 30 метров. Комплекс использовал разнообразные боевые части, включая термоядерные мощностью до 50 килотонн. Благодаря особенностям траектории полёта, ракеты «Оки» были крайне сложной мишенью для современных систем ПВО противника.

БАЗ-6944. Фото из открытых источников.
БАЗ-6944. Фото из открытых источников.

Самоходная установка 9П71 комплекса «Ока», созданная на базе шасси БАЗ-6944, разрабатывалась четыре года: собрали её в 1979 году, но на вооружение приняли лишь к 1983-му. По конструкции она напоминала мобильную крепость — высокий закрытый корпус с наклонными стенками, внутри которого размещались ракеты. Для устойчивости установки по углам стояли четыре гидравлические «ноги»-домкрата, которые поднимали платформу перед пуском.

Крыша установки скрывала важный механизм: над ракетным отсеком находились узкие гидравлические створки, которые перед запуском разъезжались в стороны, открывая пространство для подъёма стрелы с ракетой. Для автономной работы машина оснащалась встроенным электрогенератором — отдельным дизельным двигателем, питающим гидравлику. При поломке электрической системы предусмотрен был ручной насос, позволяющий солдатам вручную открыть створки и поднять ракету, обеспечивая надежность и боеготовность комплекса в любых условиях.

БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.
БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.

Эта продуманная конструкция давала огромное преимущество — она отлично маскировала ракетный комплекс от посторонних глаз. Всё необходимое для пуска — ракета с заправленным топливом, стартовое оборудование и электроника — размещалось внутри прочного корпуса. Со стороны установка выглядела практически как обычное шасси БАЗ-6944, только крупнее, что значительно сбивало с толку противника. По виду — почти обычный грузовик, за которым можно было скрытно и маневренно передвигаться.

Развернуться к бою можно было очень быстро — всего за 5 минут «мирный грузовик» превращался в грозную пусковую установку. А сама ракета поднималась в вертикальное положение всего за 20 секунд перед стартом.

Транспортная версия машины (9Т230) имела такой же корпус, но без сложных раздвижных створок. Вместо этого сзади располагалась открытая грузовая платформа, на которой находились и перевозились две ракеты, накрываемые лишь большим брезентовым чехлом. Для погрузочно-разгрузочных работ машина оснащалась складным гидравлическим краном грузоподъёмностью 5 тонн, что позволяло быстро перекатывать ракеты с транспортёра на установку.

БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.
БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.

Изготовлением опытных образцов занимался волгоградский завод «Баррикады», а серийное производство было налажено на Петропавловском заводе в Казахстане. К концу 1987 года удалось создать внушительный парк техники — 108 пусковых установок и 88 транспортеров ракет, которые поступили в советские воинские части и армии стран-союзников.

Однако в разгар перестройки, 7 декабря 1987 года, Горбачев и Рейган подписали договор о сокращении ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Главной целью соглашения было вывести с аренды целый класс опасного оружия и снизить напряжённость в Европе.

Для СССР это означало утрату угрозы от американских ракет на европейском театре, но цена оказалась очень высокой. По договору требовалось уничтожить не только устаревшие, но и новейшие комплексы, недавно поступившие на вооружение. Одной из первых жертв стала «Ока» — высокотехнологичная и мощная система. Кроме неё, под списание попали десятки других перспективных разработок. В итоге усиление глобальной безопасности обернулось серьёзной потерей уникальных отечественных технологий и потенциала в области высокоточного ракетного оружия.

БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.
БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.

Говорят, что ракета комплекса «Ока» изначально не должна была попадать под действие договора РСМД, поскольку формально её дальность не соответствовала ограничениям соглашения. Тем не менее, страны НАТО настоятельно потребовали отдельно включить этот комплекс в список подлежащих уничтожению.

БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.
БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.

По слухам, Горбачев в ходе подписания договора не проконсультировался с военными, а некоторые эксперты до сих пор сомневаются, насколько он разбирался в оборонных разработках СССР. Многие ветераны тех лет рассматривают эту ситуацию как серьёзный провал или даже предательство интересов армии и продолжают выражать глубокое возмущение.

БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.
БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.

К концу 80-х уничтожили более 200 ракет «Ока». Были выведены из строя и отправлены на металлолом 102 пусковые установки и почти все транспортно-заряжающие машины (ТЗМ) на уникальном шасси БАЗ-6944. Хотя у союзников из соцлагеря — Словакии и Болгарии — «Ока» продержалась до 2003 года, в итоге и там комплекс был полностью ликвидирован. Лишь единичные экземпляры сохранились в музеях.

БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.
БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.

Развитие комплекса было остановлено. В Брянске успели создать новую версию шасси — БАЗ-69441 из семейства «Основа-1». Эта 13-тонная плавающая машина стала легче предшественника, получила два двигателя КамАЗ, независимые трансмиссии на водомёты и колеса, а также усиленную раму. Однако уничтожение комплекса по договору автоматически прекратило развитие и новой «Оки-М»: работы по пусковым установкам и транспортеру были заморожены, и дорогостоящее шасси осталось неликвидным.

БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.
БАЗ-6944. Фото автора. Техмузей в Тольятти.

Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

Отчеты из самых захватывающих, по мнению автора, заброшенных объектов теперь размещаются только в разделе "Премиум". Подписка на премиум-публикации дарит не только доступ к эксклюзивному контенту, но и вдохновляет автора создавать ещё больше интересного материала для всех!

ComDig | Urban Exploration | Дзен

Все наши материалы про найденную заброшенную и действующую технику Вы можете посмотреть в подборке:

Действующая и брошенная техника | ComDig | Urban Exploration | Дзен