Найти в Дзене
Альтернативная история

Опытная пассажирская летающая лодка Supermarine Air Yacht. Великобритания

Предисловие редакции: Эрик Морган (Eric Morgan) рассказывает как разработанная компанией Supermarine вооруженная летающая лодка-разведчик стала оснащенным всему удобствами летающим баром миллионерши. Проект гидросамолета Supermarine Air Yacht восходит к 1927 году, когда Министерство авиации выпустило спецификацию 4/27, требовавшую создания трёхмоторной летающей лодки для вооруженной разведки. Первыми проектами, представленные 7 ноября 1927 года, были летающие лодки-бипланы. Каждая из таких машин должна была быть вооружена одним пулеметом в носовой кабине, двумя пулеметами в отдельных кабинах в середине корпуса и четвертым, предназначенным для стрельбы назад и вниз и расположенным в задней части корпуса почти под передней кромкой стабилизатора и выше ординара. Биплан был рассчитан на экипаж из пяти человек и предусматривал возможность подвески четырех бомб под внутренними секциями консолей нижнего крыла. Три двигателя должны были быть установлены на пилонах между крыльями, а хвостовое о
Оглавление

Предисловие редакции: Эрик Морган (Eric Morgan) рассказывает как разработанная компанией Supermarine вооруженная летающая лодка-разведчик стала оснащенным всему удобствами летающим баром миллионерши.

Авиация реальная и альтернативная | Блог альтернативная история | Дзен
Секретные проекты компании Supermarine | Блог альтернативная история | Дзен
Гидросамолёты прошлого настоящего и будущего | Блог альтернативная история | Дзен

Проект гидросамолета Supermarine Air Yacht восходит к 1927 году, когда Министерство авиации выпустило спецификацию 4/27, требовавшую создания трёхмоторной летающей лодки для вооруженной разведки. Первыми проектами, представленные 7 ноября 1927 года, были летающие лодки-бипланы. Каждая из таких машин должна была быть вооружена одним пулеметом в носовой кабине, двумя пулеметами в отдельных кабинах в середине корпуса и четвертым, предназначенным для стрельбы назад и вниз и расположенным в задней части корпуса почти под передней кромкой стабилизатора и выше ординара. Биплан был рассчитан на экипаж из пяти человек и предусматривал возможность подвески четырех бомб под внутренними секциями консолей нижнего крыла. Три двигателя должны были быть установлены на пилонах между крыльями, а хвостовое оперение было запланировано с тремя килями и тремя рулями направления. Нижнее крыло соединялось с верхней поверхностью лодочного корпуса.

Хотя для того времени бипланы были нормой для компании Supermarine – исключение составляли созданные Реджинальдом Митчеллом для шнейдеровских гонок поплавковые гидросамолёты S.4 и S.5 и легкий самолет Sparrow – Митчелл в качестве ответа на спецификацию Министерства авиации также представил монопланный вариант проекта чертежи которого были подписаны 11 ноября 1927 года. Корпус и хвостовое оперение были идентичны бипланному варианту, но вместо поплавков летающая лодка должна была получить выступающие из корпуса спонсоны или «жабры» по типу летающих лодок компании Dornier. Крыло соединялось с корпусом посредством системы стоек, и данная система дополнительно крепилась наклонными v-образными стойками, соединявшими консоли крыла и спонсоны. Крепления на V-образных стойках предназначались для размещения бомбовой нагрузки. Двигатели, тип которых не уточнялся, были вписаны в крыло и приводили во вращение двухлопастные винты.

схема вооруженной летающей лодки-разведчика компании Supermarine в варианте моноплана с тремя двигателями Armstrong Siddeley Panther IIA
схема вооруженной летающей лодки-разведчика компании Supermarine в варианте моноплана с тремя двигателями Armstrong Siddeley Panther IIA

Именно 3 декабря 1927 года был разработан монопланный вариант описанного ранее проекта биплана. Но вместо того, чтобы быть построенным в качестве летающей лодки-разведчика данный моноплан превратился в роскошную гражданскую летающую лодку, получившую название Air Yacht. В этом варианте носовая часть корпуса была приспособлена для размещения экипажа из четырех человек в двух открытых кабинах с двумя койками, расположенными непосредственно под кабинами. За койками находился камбуз с отдельным умывальником, а также уборная и кладовая. Далее за этими помещениями был расположен салон, в котором по бортам были установлены диваны, а в центре – складной стол и два буфета. Каюта владельца была оборудована полноразмерной кроватью, шкафом для одежды, умывальником, туалетным столиком, сиденьем и книжным шкафом. В крайней задней части корпуса были расположены отдельные умывальник и уборная, предназначенные для личного пользования владельцем самолета.

Летающая лодка Air Yacht была заказана достопочтенным Артуром Эрнестом Гиннесом в качестве летающей яхты, которая должна была заменить летающую лодку Supermarine Solent (G-AAAB). Air Yacht была первой построенной в Великобритании летающей яхтой. Кроме того гидросамолет Air Yacht был первым многомоторным монопланом, спроектированным и построенным компанией Supermarine. Силовая установка состояли из трех редукторных 490-сильных двигателей Jaguar VI, заключенных в кольца Тауненда, оснащенных длинными выхлопными трубами и вращавших двухлопастные деревянные винты. Самолет имел цельнометаллическую дюралюминиевую конструкцию с полотняной обшивкой несущих поверхностей и с узлами крепления из нержавеющей стали. Летающая лодка была оснащена двойным управлением для пилотов, сидевших бок о бок. Внутреннее убранство летающей лодки было выполнено в соответствии со спецификациями частного владельца. Самолет получил электрическое освещение и систему вентиляции, которая могла подавать теплый или холодный воздух, что позволяло поддерживать ровную температуру в любых условиях и климате. На камбузе использовалось электричество, но также были приборы для приготовления пищи на масле. В специальной кабине был установлен современный радиотелефон с дальностью передачи около 400 миль (644 км). Два пилота сидели по обе стороны от прохода с сиденьем для механика между ними. И сиденья пилотов, и педали управления рулями направления были регулируемыми. За кабиной пилотов располагались две открытые пассажирские кабины. Каюты владельца с их стеклянной и серебряной посудой, занавесками на окнах и коврами с глубоким ворсом были довольно роскошными.

летающая лодка Air Yacht по время изготовления на заводе компании Supermarine в Вулстоне
летающая лодка Air Yacht по время изготовления на заводе компании Supermarine в Вулстоне

летающая лодка Supermarine Air Yacht без консолей крыла. Снимок был сделан в Вулстоне в январе 1930 года незадолго до первого полета прототипа. Обратите внимание на название Flying Oma на носу машины
летающая лодка Supermarine Air Yacht без консолей крыла. Снимок был сделан в Вулстоне в январе 1930 года незадолго до первого полета прототипа. Обратите внимание на название Flying Oma на носу машины

Самолет впервые поднялся в воздух в Саутгемптоне в феврале 1930 года под управлением летчика-испытателя компании Supermarine Генри Байарда (Henri Biard). Летающая лодка Air Yacht получила собственное имя Flying Oma, хотя рабочие прозвали ее Flying Amo. В течение следующих 12 месяцев в отношении летающей лодки Air Yacht было проделано мало работ. Исключение составляли работы по двум заключенным контрактам. Первый контракт был предназначен для ремонта поплавков гидросамолета на сумму 287 фунтов стерлингов 10 шиллингов 0 пенсов, а второй – для установки поплавков со спонсонами стоимостью 2000 фунтов стерлингов. Контрактная цена летающей лодки Air Yacht составляла 34888 фунтов стерлингов, но к 17 июня 1931 года общая стоимость выросла до 51814 фунтов стерлингов. Эти дополнительные расходы были понесены частично из-за роскошного интерьера, а также из-за замены двигателей на 525-сильные авиамоторы Armstrong Siddeley Panther (предположительно потому, что 490-сильные двигатели Jaguar оказались маломощными).

на данном снимке, сделанном в 1932 году, показана летающая лодка Supermarine Air Yacht после замены 490-сильных двигателей Armstrong Siddeley Jaguar на более мощные 525-сильные Armstrong Siddeley Panther
на данном снимке, сделанном в 1932 году, показана летающая лодка Supermarine Air Yacht после замены 490-сильных двигателей Armstrong Siddeley Jaguar на более мощные 525-сильные Armstrong Siddeley Panther

8 мая 1931 года самолет был доставлен в Феликстоу для испытаний целью которых было получение сертификата летной годности. С мая по июль летающая лодка совершила всего девять полетов и провела у причала 570 часов. Самолет летал с полной массой 24900 фунтов [11294 кг]. Во время одного из этих полетов стабилизатор правого борта вышел из строя из-за волн высотой от трех до четырех футов. Остается неизвестным, был ли он когда они были отремонтирован.

В отчете по результатам тестирования в Феликсстоу, датированном октябрем 1931 года, говорится, что

«часть испытаний была проведена с одним заглушенным двигателем, но было установлено, что невозможно поддерживать высоту полета при любой возможной нагрузке.»

Самолет был оснащен тремя шарнирно закрепленными рулями направления с роговой компенсацией, а также тремя балансировочными поверхностями, установленными у нижних оконечностей задних кромок рулей высоты и оснащенных сервоприводами. Летные качества были сочтены хорошими, органы управления были достаточно легкими и отзывчивыми, но рули направления были склонны к небольшой перебалансировке на всех скоростях. Маневренность в воздухе была достаточно хорошей, но радиус разворота летающей лодки считался слишком большим. В ходе этих испытаний были получены показатели массы и летных характеристик.

-5

летающая лодка Supermarine Air Yacht на слипе в Вулстоне

После испытаний летающая лодка Air Yacht получила номер гражданской регистрации G-AASE. 22 декабря 1931 года в Феликсстоу ей, наконец, был выдан Сертификат летной годности, и машина была принята Артуром Гиннесом. В течение первых нескольких месяцев 1932 года Гиннес использовал гидросамолет для круизов в Ла-Манше, полётов к своему замку в Ирландии и для круизов к ирландским озёрам. Судя по тому короткому периоду, в течение которого Артур Гиннес владел летающей лодкой, он, вероятно, был недоволен этой машиной, и летом того же года он продал Air Yacht американке миссис Джун Джеветт Джеймс (Mrs June Jewett James), у которой были планы круизов по Средиземному морю. Для этой цели гидросамолет был модифицирован таким образом, чтобы взять на борт экипаж из двух человек и максимум 20 пассажиров. Новый владелец также изменил название летающей лодки с Air Yacht на Windward III.

-6

летающая лодка Supermarine Air Yacht после ее приобретения американкой миссис Джун Джеветт Джеймс и переименования в Windward III. На данном снимке хорошо показаны огромная площадь крыла и расположение кабин экипажа перед двигателями Panther

После тура по балтийским городам, выполненного на торпедоносце-бомбардировщике Vickers Vildebeest, Генри Байард сразу же получил задание сопровождать миссис Джеймс в ее круизах. Вскоре он узнал, что это за женщина, потому что за несколько дней до назначенной даты полета она внезапно появилась в Вулстоне на заводе компании Supermarine и захотела отправиться в путь в тот же день. В тот момент самолет после прохождения капитального ремонта находился на слипе с демонтированными двигателями, небольшим количеством бензина на борту и заменой одного из тросов управления рулем направления. В глазах американки это не имело никакого значения – она хотела лететь и немедленно! Даже отлив не был оправданием. Были вызваны дополнительные механики, и к вечеру самолет был готов. Первый этап путешествия в Шербур был завершен 11 октября до наступления сумерек, и летающей лодке потребовалось два часа чтобы пролететь 150 миль (241 км) из-за разразившегося шторма.

В Шербуре Генри Байард хотел найти более безопасную якорную стоянку и отправит пассажиров на берег на ночь из-за погоды, но миссис Джеймс была непреклонна, заявив, что она и ее семеро гостей будут спать на борту. В 10 часов вечера к борту гидросамолета подошел катер с командиром порта, который предупредил об ухудшении ситуации и заявил, что пассажиры должны немедленно сойти на берег. Однако миссис Джеймс было наплевать на командира порта и на погоду, и пассажиры остались на борту летающей лодки. Генри Байард, зная, что назревает, в ожидании шторма остался в кабине экипажа. Циклон наконец обрушился на Шербур, и Байард сделал все возможное, чтобы удержать самолёт на ветру и его крыло более или менее ровно. В течение двух минут все пассажиры хотели высадиться, но это было невозможно, и Генри Байард стал запускать сигнальные ракеты. Лоцманский буксир смог подойти лишь спустя три часа, и безумных и опасных дальнейших 15 минут все пассажиры были на борту подошедшего судна. К рассвету они, наконец, достигли берега.

«La Reine»

Летающая лодка выдержала шторм, но через пару дней произошел еще один инцидент, который расстроил миссис Джеймс. Она хотела вернуться на самолет, планируя в качестве «попутки» воспользоваться катером французского флота, и была весьма уязвлена, когда экипаж катера не смог её понять и ушел без нее. Затем миссис Джеймс отправила президенту Франции, вероятно, самую длинную телеграмму в истории, требуя извинений за то, как с ней разговаривал командовавший катером лейтенант. Что еще более удивительно, так это то, что она эти извинения получила. Командир порта получил приказ извиниться. Он сделал этот через Байарда, так как не мог видеть эту «La Reine» (королеву). Эти печальные события в Шербуре вызвали бурную реакцию в британской прессе, и поэтому 16 октября миссис Джеймс отправила руководству компании Supermarine телеграмму с просьбой:

«Исправьте газеты. Ни одна капля масла не просочилась из баков и труб летающей лодкиWindward III. Вода не попала в ее каюты или кабины. Никто на борту не страдал морской болезнью. Она пережила шторм и не пострадала, за исключением слегка порванного крыла.»

Свою телеграмму миссис Джеймс закончила словами:

«Это был триумф конструкции морского судна.»

Миссис Джеймс и группа вылетели из Шербура 7 ноября приземлились между Нантом и Бордо, потому что

«это выглядело красиво с воздуха.»

После этой остановки летающая лодка вылетела в Неаполь, где миссис Джеймс брала интервью у Муссолини и Папы. Здесь личный хирург Муссолини прооперировал Генри Байарда, чтобы восстановить разорванные мышцы живота, которые были повреждены в 1924 году во время крушения гоночного гидросамолета S.4. Операция, проведенная в Италии, была вызвана болями, которые испытывал Байард, а его выздоровление благодаря миссис Джеймс было в окружении роз и роскоши.

Поскольку Биард на некоторое время выбыл из строя, миссис Джеймс воспользовалась своим положением, чтобы заставить Томми Роуза (Tommy Rose; позднее он стал летчиком-испытателем компании Miles Aircraft) пилотировать летающую лодку. После взлета из Неаполя круиза по Средиземному морю продолжился. Неожиданный конец воздушного путешествия приключился 25 января 1922 года недалеко от Капри, когда резко отказал один из двигателей. По словам Роуза

«гигантский самолет резко сел на воду, что нанесло определенные повреждения верхней части корпуса. Кроме того, одна законцовка крыла ушла под воду чем полностью испортила двигатель с этой стороны крыла.»

Единственным средством спасения, находившимся на борту летающей лодки, была складная резиновая шлюпка, которую Томми Роуз привел в рабочее состояние и в которую посадил миссис Джеймс. Но прежде чем еще кто-либо успел сесть в шлюпку, она отошла от гидросамолета. Миссис Джеймс не смогла подойти к летающей лодке и, обойдя машину по кругу, в конце концов добралась до нескольких рыбацких лодок, находившихся более чем в миле от нее. Итальянские рыбаки пришли на помощь, и в конечном итоге все пассажиры были спасены.

Пока экипаж и пассажиры летающей лодки сами ползли или их тащили по 300-футовым (91 м) скалам в рыбацкую деревню, Air Yacht, окончательно разрушилась. Миссис Джеймс после гребли в спасательной шлюпки рухнула на полпути к деревне, но вскоре оправилась. Она оказалась очень галантной американской леди.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Supermarine Air Yacht

Назначение: пассажирская летающая лодка

Статус: единичное производство

Размеры:

размах крыла 92 фута (28,04 м)
длина 66 футов 6 дюймов (20,27 м)
высота 19 футов (5,79 м)
площадь крыла 1472 кв. футов (136,8 м²)

Масса:

пустого 16808 фунтов (7624 кг)
общая 23348 фунтов (10591 кг)

Топливный бак:

емкость 701 галлон (2654 кг)

Летные характеристики:

крейсерская скорость
• на уровне моря 100 узлов (185 км/ч)
• на высоте 7000 футов (2134 м) 90 узлов (167 км/ч)
максимальная скорость набора высоты 380 футов в минуту (116 м/мин)
практический потолок 6650 футов (2027 м)
абсолютный потолок 7400 футов (2256 м)

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Проект пассажирской летающей лодки Blackburn B-49 Clydesman. Великобритания - Альтернативная История
Полу-«спитфайр» – полу-«валрус». Необычная летающая лодка-амфибия Supermarine Type 381 Seagull. Великобритания - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/opytnaya-passazhirskaya-letayushhaya-lodka-supermarine-air-yacht-velikobritaniya/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉