Максим нервно крутил в руках новенький смартфон, стоя перед дверью квартиры на Ленинском проспекте. За дверью слышался громкий голос ведущего какого-то ток-шоу. Дедушка Петр Николаевич, видимо, уже освоился с новым телевизором.
— "Дед, открывай!" — постучал Максим.
Дверь распахнулась, и на пороге появился высокий мужчина семидесяти трех лет с седыми усами и удивительно живыми карими глазами. На нем была домашняя клетчатая рубашка и старые джинсы.
— "А, внучек пришел! Проходи, проходи. Чай будешь?"
— "Дед, у меня для тебя сюрприз", — Максим протянул коробку с телефоном.
Петр Николаевич недоверчиво покосился на яркую упаковку. "Опять какую-то ерунду притащил?"
— "Дед, поверь мне. Вот увидишь, как тебе понравится!"
Через полчаса они сидели на кухне с жёлтыми обоями в мелкий цветочек. Максим терпеливо объяснял, как включать телефон, как набирать номер, как заходить в интернет. Дедушка морщил лоб, щурил глаза, но старательно повторял каждое движение.
— "Понимаешь, дед, здесь можно фильмы смотреть. Любые! Хочешь про Штирлица? Пожалуйста. Хочешь новые сериалы? Тоже можно."
Глаза Петра Николаевича загорелись. — "Серьезно? А книги можно читать?"
— "Миллионы книг! Классику, детективы, что угодно."
Старик осторожно взял телефон, словно хрупкую вазу. — "Ладно, попробую разобраться."
— "Только помни, дед", — Максим стал серьезным.— "Тебе могут звонить всякие проходимцы. Будут представляться банкирами, говорить, что твоя карта заблокирована, просить данные. Ни в коем случае никому ничего не говори!"
— "Да что ты меня за дурака держишь?" — дед фыркнул. — "Я еще при Советском Союзе мошенников за версту чуял."
Максим облегченно вздохнул. — "Ну хорошо. Если что-то непонятное, сразу звони мне."
Пару месяцев спустя Максим получил странное сообщение от дедушки — "Внучек, заходи вечером. Есть что рассказать. Интересное кое-что произошло."
В сообщении проскользнули нотки хитрости, которые Максим помнил с детства. Именно так дедушка говорил, когда планировал очередную каверзу соседке тёте Клаве.
Вечером Максим застал дедушку в прекрасном настроении. Тот сидел в кресле, листал что-то в телефоне и посмеивался.
— "Дед, что случилось? Ты выглядишь довольным как кот, который сметану слизал."
— "Садись, внучек. Расскажу тебе историю", — Петр Николаевич отложил телефон и потёр руки, ему явно не терпелось чем то поделиться.
— "Вчера звонит мне некий Алексей Сергеевич. Голос молодой, вежливый. Говорит, что из службы безопасности Сбербанка. Карта, мол, заблокирована, подозрительные операции."
У Максима учащённо забилось сердце. — "Дед, ты же не..."
— "Да слушай ты дальше!" — замахал руками старик.— "Я же не вчера родился. Сразу понял, что липа. Но решил поиграть с ними."
— "Как поиграть?"
Дедушка ухмыльнулся. — "Говорю ему, Молодой человек, извините, но у меня нет никакого интернета. Я телефон только для звонков использую. Какое там приложение банка?'"
— "И что он?"
— "А он давай меня уговаривать, что мне срочно нужно зайти в приложение, проверить операции. Я ему в ответ: 'Сынок, да я же старый, где мне интернет взять? У меня даже компьютера нет!'"
Максим присвистнул. — "Хитро."
— "Подожди, это ещё не все!" — глаза дедушки заискрились. — "Тут этот Алексей Сергеевич говорит: 'Дедушка, не переживайте. Мы вам сейчас интернет подключим. Бесплатно, чтобы вы могли проверить карту.'
— "Не может быть!"
— "Могу показать выписку", — дедушка помахал телефоном. — "Пополнили они мне баланс на триста рублей! Представляешь, внучек? Сами мне интернет оплатили!"
Максим расхохотался. — "Дед, ты гений! А что дальше?"
— "А дальше я им говорю: 'Спасибо, молодые люди, очень любезно с вашей стороны. Только вот незадача, я все равно не умею в интернет заходить. Может, завтра внук придет, поможет?'"
— "И они купились?"
— "Ещё как! Алексей Сергеевич даже номер свой оставил, чтобы я обязательно перезвонил. Говорит, очень важно, кто-то пытается снять с моей карты деньги."
— "Дед, а у тебя же там всего пенсия лежит."
— "Именно!" — дедушка хлопнул себя по колену. — "Какие там большие деньги? Но они же не знают."
Максим покачал головой. — "И что ты сделал?"
— "А что я сделал? Подождал полчаса, перезвонил этому Алексею Сергеевичу и говорю: — 'Молодой человек, внук посмотрел, на карте все в порядке. Никаких подозрительных операций. А вот интернет, который вы мне подключили, работает отлично. Спасибо большое!'"
— "Представляю, как он разозлился."
— "Ха! Начал мне доказывать, что обязательно нужно зайти в приложение, ввести какой-то код. Я ему говорю: 'Сынок, а зачем? Деньги же на месте. А интернет ваш очень хороший, быстрый. Уже два фильма посмотрел.'"
Максим вытер слезы от смеха. — "Дед, ты их довел до белого каления."
— "Не только довел. Когда понял, что ничего не получится, этот Алексей Сергеевич начал материться. Причем так, что уши вянут. Я ему говорю: 'Молодой человек, как некрасиво. А ещё из банка.'"
— "И что в итоге?"
— "А в итоге я их заблокировал. Причем прямо во время разговора. Говорю: 'Извините, но с такими невоспитанными людьми я не общаюсь. Досвидания. И хлоп, заблокировал номер."
Дедушка довольно откинулся в кресле. — "Триста рублей интернета мне оплатили. Теперь буду сериалы смотреть за их счет."
— "Дед, а если они еще раз позвонят?"
— "Пусть звонят. Я им еще подскажу, что Wi-Fi дома тоже можно подключить", — подмигнул Петр Николаевич.
Максим обнял дедушку. — "Я горжусь тобой. Настоящий боец!"
— "Внучек, главное, голову на плечах иметь. Никакие технологии не заменят человеческую смекалку."
— "А расскажи, как ты их вообще распознал?"
Дедушка почесал затылок. — "Да очень просто. Во-первых, из банка никогда не звонят с мобильного. Во-вторых, если карта заблокирована, то банк пришлет SMS, а не будет по телефону названивать. В-третьих, у меня не зарплатная карта, там автоматом только пенсия приходит. Какие там подозрительные операции?"
— "Логично."
— "Ну и в-четвертых, голос у парня был какой-то напряженный. Сразу видно, что врёт. А когда человек говорит правду, он спокойный, уверенный."
Максим кивнул. — "Дед, а может, запишем видео? Расскажешь другим пенсионерам, как мошенников разводить?"
— "Отличная идея! Пусть знают, что мы не глупые какие-то. Опыт у нас есть."
— "Только не говори маме про триста рублей. А то будет переживать, что ты с мошенниками связался."
— "Договорились", — дедушка снова взял телефон. — "Кстати, внучек, а как тут в соц сети видео выкладывать?"
Максим рассмеялся. — "Дед, ты неисправимый! Давай покажу."
Они просидели до позднего вечера, планируя, как снять обучающее видео для пенсионеров. Петр Николаевич был полон энтузиазма и то и дело выдавал новые идеи.
— "А давай я покажу, как их самих на деньги разводить! Интернет-то они мне оплатили!"
— "Дед, это уже перебор", — смеялся Максим.
— "Да ладно тебе! Пусть знают, с кем связались. Мы еще покажем им, почем фунт лиха!"
Уходя домой, Максим оглянулся. Дедушка стоял в дверях, держа в руках телефон и улыбаясь во весь рот. Старик явно получил огромное удовольствие от своей маленькой победы над мошенниками.
— "Дед, береги себя!"
— "Не переживай, внучек. Теперь у меня есть интернет за их счет. Буду изучать новые способы борьбы с проходимцами!"
И точно, через неделю дедушка прислал Максиму сообщение: "Внучек, ещё одни звонили. Теперь триста рублей на телефон положили. Говорят, что я выиграл в лотерею. Сказал, что у меня нет банковской карты, только наличные принимаю. Пусть курьера присылают."
Максим покачал головой и улыбнулся. Дедушка Петр Николаевич явно объявил мошенникам личную борьбу. И пока что выигрывал со счетом 2:0.