Когда читаешь статьи, посвященные нытью про “маленькие зарплаты” и “жадность предпринимателей”, просто зашкаливает количество негатива от людей, которые сами всю жизнь работали в найме, ни разу не пробовали организовать прибыльное дело, но при этом желчью исходят в комментариях, что работодатель их держит за лохов.
Я в статье “Не ждите справедливости” уже отмечал, что это жестокий мир. И он несправедлив по умолчанию. И так получилось, что мы живем в капиталистическом обществе, никто из нас повлиять не может на внешние обстоятельства. Но адаптироваться и приспособиться вполне возможно. Вернее, даже не так… у вас нет выбора. Либо вы адаптируетесь и спокойно относитесь к внешним обстоятельствам, как к “исходным данным” или же начинаете с упорством маньяка отрицать реальность. Кроме страданий и чувства собственной никчемности ничего не удастся получить. И это ни к чему хорошему не приведет.
Еще раз отмечу подход “Относитесь к себе, как к личной корпорации”. Это настолько сильный прием, что мне хочется еще раз отослать к его описанию.
Позиция “мне плохо, потому что они сволочи” - заведомо проигрышная. Такой человек помещает себя в зону, где он ничего не может контролировать. Вот уж воистину, еще Сократ все верно говорил:
«Кто хочет делать — ищет способ, кто не хочет — ищет причину».
В прошлой части “Где взять бабла? Часть 5. Продаван холодильников.” я рассказал, что мне удалось придумать и реализовать план, как заработать моему работодателю круглую сумму. И важная мысль в том, что я очень хорошо понимал - этот заработок сделан исключительно за счет моего труда. И это понимание дало уверенность, что раз уж я смог заработать денег “дяде”, то и себе смогу. Но для того, чтобы заработать себе и не зависеть от зарплаты, то надо брать риски на себя.
Какие риски? Я этого тогда не понимал в полной мере. Кстати те, кто “хаят злых буржуев угнетателей”, тоже не понимают. Тем более, что никогда еще в нашей истории не было проще самому стать предпринимателем. Регистрируй самозанятость, ИП или ООО - и погнал. Че, слабо? В маленьком городе работы нет? Блин, это уже не причина. Это была веская причина лет так 15 назад… Но не сегодня. Сегодня с развитием Интернета так и хочется сказать - люди, вы ноете в Интернете… работать в интернете тоже не сложно. Даже простая работа может приносить значительно больше, чем зарплаты по 25 т.р., которыми так любят козырять комментаторы на Дзен.
У меня работают сотрудники, которые корректируют распознанный с помощью ИИ текст. Тот самый случай, когда задачу полной автоматизации я могу решить с помощью ИИ не на 70, а на 100%, но оказывается, что гораздо дешевле и качественнее разбить его на части. 70% сделать с помощью ИИ, а “полировку” отдать живому человеку. Знания и навыки такие, которыми легко овладеть. Все, что нужно - грамотность, умение работать в текстовых редакторах и гарнитура для прослушивания аудиофайла… Базовое тут, пожалуй - только грамотность. Как правило, если человек со школы безграмотен, то чаще всего это уже “навсегда”. Все остальное изучается за несколько дней при желании.
Так мой основной самозанятый сотрудник-партнер, который работает больше всех, при полной занятости за неделю может зарабатывать до 22 т.р. И она отмечала, что даже когда получаются суммы от меня такие, она еще берет и другие заказы. Это уже гораздо ближе к предпринимателю - человек САМ ищет себе заказы. У нее много заказчиков и она НЕ зависит от какого-то одного самодура работодателя. А если вас помыкают “очередью за забором”, то тут только два варианта: это действительно так, ну то есть вашу работу за эту низкую оплату могут выполнять много людей, либо же работодатель неадекватен.
Сразу сделаю оговорку о профессионалах, которые выросли в СССР. Нарабатывали и получали узкоспециализированные и специфические знания, которые внезапно из-за перемен, в которых мы живем, стало тупо некуда их применить. Таким людям действительно “тупо не повезло”… Но тем не менее, это не отменяет всего того, что я написал выше.
Опять же, сегодня мир меняется стремительно, и ваша “гибкость”, способность сменить сферу деятельности, научиться новому, будет сильно определять возможность вашего благосостояния.
И сам старт - “заработайте денег сначала дяде” - сам по себе очень неплохой вариант. Он хорошо прочищает мозги. Если вы понимаете, что вы “ключевая фигура” в компании, которая смогла принести прибыль, то скорее всего, у вас есть шансы сделать что-то свое. Я уже отмечал важность на любом месте “ломать голову”, как вы на текущем месте можете:
- увеличить продажи или каким-то образом помочь продажам;
- уменьшить издержки;
- решить проблемы руководства.
Добавлю комментарий по последнему пункту. Речь идет “от непосредственного начальника и выше” и вплоть до собственника компании. Там, кстати, тоже есть нюансы… если вы можете решить проблемы тех, кто сильно “выше”, но они этого не понимают и не окажут вам протекцию и продвижение, то скорее всего вы становитесь конкурентом своему непосредственному руководителю, который часто имеет все возможности избавиться от вас.
В общем, вернусь к своей истории. После того, как я понял, что заработать “дяде” я смог, то надо теперь заработать и себе. И начал “решать вопросы”, что нужно для старта и как поступить.
Решил я зарабатывать с помощью услуг продвижения сайтов, тем более, что у меня уже был хороший кейс. Но самое главное, я мог себе позволить эксперимент с предпринимательством очень легко, потому что:
- у меня полностью отсутствовали долги;
- мне было где жить. В случае чего, из комнаты в родительской квартиры меня никто не выгонял;
- создал себе первый серьезный канал “пассивного финансового потока” и несколько вспомогательных
- продумал “план Б”, как я буду зарабатывать деньги
Т.е. мой старт как предпринимателя был обеспечен некоторой подготовкой. Уже около 1200$ пассивного дохода в месяц. Пишу в долларах, т.к. с тех пор инфляция в рублях была безумно сильной, а в долларах она не такая дикая. И тем не менее, даже в долларах, инфляция на уровне 2..5% в год наблюдалась. Т.е. это условно сумма, аналогичная сегодняшним 100-130 т.р. рублей в месяц.
Поскольку эта серия статей про создание финансовых потоков, то остановлюсь подробнее на тех потоках, что я создал.
Активы, созданные за год работы “продаваном холодильников”
У меня на тот момент было несколько сайтов. Свои блоги, сайт с книгами, а также сайт для холодильной компании тоже принадлежал мне.
В то время можно было продавать не только площади рекламы на сайтах, но и ссылки на страницах сайта. На специальной бирже можно было выставить на продажу ссылки. Цена размещения зависела от индекса цитируемости ресурса. Если простыми словами, это показатель - который показывал “авторитет” сайта. И кто покупал ссылку, мог ожидать, что авторитет его сайта также повысится, и в поиске он будет выше других сайтов.
В общем, эта деятельность мне приносила около 200$ в месяц. А еще у меня были размещены блоки контекстной рекламы, которые приносили около 150$ в месяц.
Но самым хорошим активом, оказался сайт холодильников.
У меня точь в точь такая ситуация как в меме. Сайт холодильной компании я сделал на своем доменном имени. В раскрутку и т.п. вкладывался на 100% за свои средства…
И при увольнении предложил свой сайт в аренду за 800$ в месяц. И тут они обнаружили, что сайт им не принадлежит... И захотели выкупить его. Я назвал им сумму, равную примерно 30 месяцам аренды. После некоторого торга снизили сумму до 24 месяцев аренды.
И они купили этот сайт.
А еще через месяц выяснили, что для сохранения результатов продвижения надо, чтобы я продолжал поддерживать сайт.
Я им назвал сумму в месяц, которую изначально предложил за аренду сайта.
Забегая вперед, сотрудничали еще 4 года. Времени на них я тратил примерно 20 минут в месяц. Также раз в месяц я им готовил счет/акт и ездил в офис подписать закрывающие документы. Все.
Таким образом, за год работы мне удалось построить пассивный источник дохода, примерно равный тому, что за год до этого получал при работе на полный день.
Я был воодушевлен этим фактом и ринулся во все тяжкие. После изучения вопроса по поводу регистрации юр. лица, решил регить ООО. Многое было непонятно и страшно. Отличия систем налогообложения, разных типов юр. лиц и т.п.
Пункт про то, что ИП отвечает всем своим имуществом, а у ООО эта ответственность ограничена, меня сильно впечатлил и я начал выбрал ООО.
Налогообложение выбрал ОСН, т.к. собирался продавать холодильники. При таком раскладе нужен был бухгалтер. Оформление делала наемная юридическая организация т.к. я быстро убедился, что для новичка типа меня, разобраться в вопросах оформления будет сложно.
Название выбрали с моим другом детства, который стал генеральным директором по бумагам. Он вместе со мной работал помощником оптимизатора. Через несколько месяцев я переоформил все на себя, т.к. понял, что сильно мешает зависимость по поводу подписей документов от человека, который на тот момент не сильно был погружен в важные вещи, типа поисков клиентов.
План Б был в том, что я предполагал еще продавать от своего юр. лица промышленные холодильники. Идея была в том, что пока клиентов на продвижение не было, я создам сайт с холодильниками, продвину его и буду еще продавать как агент холодильной фирмы, в которой ранее работал. Как посредник, я получал 10% скидку.
И это была серьезная ошибка. Отсутствие фокуса на основном бизнесе сильно мешала. Я сделал два сайта. Один как фирма по продвижению сайтов, а второй по продаже холодильников. И пытался продвинуть одновременно эти два сайта. Оба назывались “Мастер поиск”. Один позиционировался как SEO компания, а второй “найдем холодильное решение”.
К слову сказать, тогда холодные звонки работали хорошо и компании, которые предлагали услуги продвижения с помощью обзвонов, зацепляли довольно большое число клиентов. Сам я так и не полюбил холодные звонки, а выстраивать отдел продаж, работающий на холодных звонках, не умел и не хотел.
В итоге обнаружил, что и то и другое направления у меня идут туго. За первые полгода я столкнулся с жестокой реальностью в том плане, что расходы есть на ООО, а доходов маловато. А клиенты автоматически не поперли…
Вообще, вопрос привлечения клиентов иными средствами, чем через продвижения в поиске я не мог придумать… Холодные обзвоны мне претили, а в голову мне ничего не лезло. Я все еще ужасно стеснительный в плане предложить свой продукт или услуги кому-то, кто изначально сам не вышел на меня. Поэтому всякие выставки, конференции и тп у меня лично не работали… вернее, я ездил на них, но толку было чуть.
У меня несколько месяцев ушло на то, чтобы понять бесперспективность и отказаться от своего направления с продажей холодильников. В итоге я продал две довольно крупные установки и даже получил относительно неплохой доход, но эта ерунда по сравнению с геморроем, который я получил при необходимости играться с НДС и довольно большим оборотом при совершенно копеечной прибыли.
Продвижение сайта компании в тематике “продвижения сайтов” требовало высоких бюджетов, которых у меня не было. Первые клиенты были на копеечные контракты. На 6..8 т.р. в месяц. Получается, я “продавливался” на любые суммы и не гнушался такими бюджетами, чтобы зацепиться и получить возможность наработать “кейс”, хотя в нормальных конторах с любыми клиентами разговор начинался от 20 тр. И это тоже было правильно. Кейсы и опыт мне сильно помогли далее.
Большей частью моих копеечных клиентов были “микробизнесмены”, у которых бизнес непонятно как работал, т.к. денег у них толком не было, а основной посыл был, “вы приведите нам клиентов, там бабло попрет и мы увеличим бюджеты…” И в некоторых случаях мне даже удалось это сделать.
В любом случае, первые месяцы были довольно бестолковым и я провел их в этой мышиной суете. Много каких-то дел с бумажками. Куча поездок по делам фирмы по части бухгалтерии и налоговой службы. Попытки разорваться между двумя несвязанными направлениями: холодильники и продвижение, тоже вносили свою лепту.
Из правильных решений: я не торопился снимать офис и работал из дома. Но спустя год я пришел к тому, что у меня несколько копеечных клиентов, выхлоп со звонков по холодильникам был слабый ввиду того, что мне не удалось сходу добиться хорошей посещаемости сайта по холодильникам. Да и продвижение шло по тем же фразам, что и сайт, который я до этого с такой душой делал ранее… Т.е. любой клиент, который звонил мне, скорее всего общался и с Вактех Холод, с которой я сотрудничал.
Также правильным решением оказалось продолжать развивать свой сайт-учебник по продвижению theeye.ru. В итоге он и стал моими основными воротами на получение клиентов.
При этом издержки на содержание ООО съедали значительную часть от дохода с моих созданных активов. В какой-то момент я понял, что идея по холодильникам была напрасной и свернул это направление. Что тоже вызвало опять много суеты и расходов.
И тут случается одно событие, которое мне открывает понимание, как лучше и правильно набирать клиентов. У меня регулярно приходили письма с благодарностью за те учебники по продвижению, которые я создал и некоторые люди просили платные консультации по продвижению. И я обнаружил, что это вообще классный канал - обучение продвижению сайтов, тем более, что личный сайт-блог у меня был раскручен неплохо.
И я создал пакетное предложение по индивидуальному обучению. Серия консультацией с четкой программой. Это оказалось гораздо интереснее, потому что в отличие от копеечных клиентов я зарабатывал больше и быстрее. И самое главное, что я не нес ответственности за результаты.
Не у всех моих копеечных клиентов дела шли сразу хорошо, а еще они мне регулярно выносили мозг, что результатов или заказов нет и что у них все плохо. У некоторых это было действительно так из-за низкого бюджета. Но были и такие, у которых эти жалобы были неадекватными. Например, один из клиентов, с которым мы начали с 8тр в месяц и который ездил на б/у газели эвакуаторе, за счет продвижения сайта всего лишь за год, расширил парк эвакуаторов до 7 машин, которые можно было загрузить. С ним мы постепенно выросли до бюджетов в 60 тр, но мозг о том, что “заказов нет” он мне полоскал знатно на всех этапах работы.
При этом я понял, что он не думал, что работа неэффективна, просто такой стиль был. любой “недозагруз” всех машин вызывал панику и жалобы, что “нет заказов”.
А с обучением я обнаружил еще один классный “побочный эффект”. После того, как люди проходили обучение, они:
- гораздо лучше понимали, как работает продвижение и сколько там нюансов;
- понимали, что они только погрузились в это и дальше еще учиться и учиться, а времени нужно много
- можно не искать нормального продвиженца, т.к. уже есть знакомый профессионал, которому они могут доверять.
Услуг по продвижению низкого качества было сплошь и рядом. Многие клиенты, которые приходили на обучение, уже сменили не одного подрядчика и в итоге решили разобраться в продвижении сами. Кого-то откровенно кидали подрядчики.
Около трети клиентов после обучения предлагали мне заняться их сайтом. И тут прелесть была в том, что я смог уже ставить адекватный ценник и делать предложения не на 6..10 т.р. В месяц, а поднять стоимость контрактов в три-четыре раза.
А все потому, что потихоньку начал понимать, как внятно посчитать свою ценность для клиентов. Тут надо сказать, что сам я в это время очень активно учился: веб аналитика, настройка контекстной рекламы, т.к.
Настройка систем контроля результатов продвижение была неотъемлемой частью любых услуг по продвижению, а контекстная реклама хорошо дополняла классическое продвижение в поиске.
Несмотря на то, что запросов было довольно мало, почти все, кто прилипал на продвижение, сотрудничали со мной долго. Тут очень помогал мой фокус на реальной пользе, которую я могу принести клиенту.
Посещение бизнес клубов
Все это я нащупывал потихоньку. Реально еще было сильным решением вступить в какое-нибудь бизнес сообщество. И я вступил в “московский клуб предпринимателей”. Сейчас он называется “Деловар”. Это стоило солидного для меня на тот момент взноса, но и вложения в этот канал отбились очень быстро, т.к. с первой же встречи-презентации своих услуг получил двоих нормальных клиентов на продвижение. Затем еще в течение дальнейшего участия в клубе было несколько клиентов оттуда.
При этом я уже не занимался демпингом, т.к. у меня было уже 6 или 7 клиентов, которых я вел, и у которых хорошо понимал результат своей деятельности.
В результате, диалоги с предпринимателями со временем научился вести так, что стал хорошо понимать, как им надо показывать выгоду от сотрудничества со мной. Благо погружение в бизнес клиента я делал куда глубже, чем наемные продвиженцы из крупных компаний. Так прошло примерно полтора года. Это был 2008 год и я стал себя чувствовать гораздо увереннее.
При этом меня нельзя назвать еще в полной мере предпринимателем. У меня не было наемников. Были, конечно, помощники, но совсем по мелочи. Так что пока меня можно было назвать “фрилансер” с юридическим лицом.
У меня появились шикарные кейсы и несколько крупных клиентов с хорошими бюджетами. Одним из самых крупняков был проект топ талант, которые хотели создать продукт вроде hh, superjob и еще живым тогда rabota ru.
За несколько недель работы мне удалось поднять серьезные запросы типа “поиск работы”, работа в москве” да и даже однословный запрос “работа”. Ну то есть вывести их в топ яндекса. Т. Е люди, которые вбивали в поиске эти фразы, находили сайт моего клиента на первой странице выдачи…
Так что в 2008 год я вошел уже окрепшим и полным оптимизма… Но… грянул кризис и некоторые мои клиенты, причем самые выгодные, этого не пережили.