Найти в Дзене
"Театральный чердак"

«Сказка о царе Салтане» А.Пушкин / Театр им.Е.Вахтангова / Симоновская сцена

Сказку читает Александр Олешко в сопровождении оркестра Театра имени Евгения Вахтангова. Композитор - Александр Зацепин. Песочная анимация - Лилия Чистина. Спектакль-урок Парадоксально, но совершенно эстрадный спектакль деликатно и тонко учит воспринимать именно драматическое искусство. Ничего не доказывает, не ищет новые смыслы, не гонится за модой, не поражает сложностью конструкции. И именно в этом его сила. В камерном зале еще до начала спектакля царит атмосфера старой доброй сказки. Уютно оформленное пространство – узнаваемый почерк главного художника театра Максима Обрезкова. Он формирует силуэт замка, обрамляя, словно паспарту, темно-синим звездным небом экран – главное визуальное поле спектакля. Стол для песочной анимации, расположенный в глубине сцены, рифмуется росписью и формой с декорацией, графичные потёки черной краски на белых стенах зрительного зала тоже вдруг становятся частью оформления и объединяются с рядом черных стульев для музыкантов, с их черными вечерними костю

Сказку читает Александр Олешко в сопровождении оркестра Театра имени Евгения Вахтангова. Композитор - Александр Зацепин. Песочная анимация - Лилия Чистина.

Спектакль-урок

Парадоксально, но совершенно эстрадный спектакль деликатно и тонко учит воспринимать именно драматическое искусство. Ничего не доказывает, не ищет новые смыслы, не гонится за модой, не поражает сложностью конструкции. И именно в этом его сила.

В камерном зале еще до начала спектакля царит атмосфера старой доброй сказки. Уютно оформленное пространство – узнаваемый почерк главного художника театра Максима Обрезкова. Он формирует силуэт замка, обрамляя, словно паспарту, темно-синим звездным небом экран – главное визуальное поле спектакля. Стол для песочной анимации, расположенный в глубине сцены, рифмуется росписью и формой с декорацией, графичные потёки черной краски на белых стенах зрительного зала тоже вдруг становятся частью оформления и объединяются с рядом черных стульев для музыкантов, с их черными вечерними костюмами. А плавные линии песочных рисунков перекликаются с резными ножками стола чтеца, с вязью его подсвечника и узорами на шелковом пиджаке, который отдаленно и неуловимо ассоциируется с веком 19-м. Если разобраться, секрет трехлетнего успеха спектакля совсем не в волшебстве царевны Лебедь, а в балансе – простые приемы, точно соответствующие цели, внимание к деталям и много искренности по отношению к зрителям.

И хотя спектакль подступает уж слишком осторожно, сбивая несколькими заходами-началами, постепенно он захватывает и взрослых, и детей. Первых окутывают ностальгией кадры советских фильмов-сказок (для малышей это, в лучшем случае, тизеры). С детьми равноправный контакт устанавливают маленькие фонарщики-«домисольки»: их танец сокращает эмоциональную дистанцию. Четвертую стену между сценой и залом окончательно ломает открытое общение Александра Олешко со зрителями.

В драматическом театре он сохранил свое эстрадное амплуа – чтец и ведущий. Ловко переключаясь между этими ролями, Олешко-чтец дает тексту уступить центральное положение в спектакле, разделяя его с музыкой и анимацией из песка. Он читает напевно и спокойно, будто слова рождаются прямо сейчас, остается фигурой нейтральной, без излишнего интонирования и драматизации – голос только основа. Но всякий раз опуская глаза в текст, чтец разрушает иллюзию сказки. Музыканты – другое. Их ноты на пюпитрах становятся для маленьких зрителей мостиком к пониманию, как создаются звуковые образы. Динамика, внутреннее напряжение, темп, ритм, широкий диапазон чувств в «Сказке о царе Салтане» обеспечивает не голос чтеца, а иллюстративная музыка, специально написанная Александром Зацепиным приемом тапёра. Визуальная иллюстрация остается за цветной песочной анимацией: под руками художника рождаются привычные, почти советские, образы героев, плавно сменяют друг друга, опираясь на общие элементы не только рисунка, но и смыслов. Дети познают тайну восприятия спектакля как такового, видя не только результат, но наблюдая процесс возникновения образов.

Им помогает Олешко-ведущий – хозяин коммуникации, её нерв и концентрация внимания. С юмором заигрывая с залом, он ненавязчиво превращает спектакль в урок: от истории вахтанговского театра переходит к рассказу о создателях сказки, правилах поведения в зале и способах поблагодарить артистов. Теорию дети тут же применяют на практике – чтение «Сказки…» становится спектаклем-презентацией. Урок усвоен – в финале звучат аплодисменты и искренние крики «браво» - как учили в начале.

Направленный, прежде всего, на эмоциональное восприятие, этот «эстрадный спектакль» сужает пушкинский текст до сюжета: сокращение бережное, разве что закономерный вопрос – куда так срочно отправился царь Салтан – повисает в воздухе. Отсутствие драматического конфликта оправдывает отсутствие и режиссера, и режиссуры. Но крепкая команда исполнителей преследует другую цель – сделать первое знакомство маленьких зрителей с творчеством Пушкина (а может, и с театром в целом) приятным и запоминающимся. И пусть этот спектакль не является событием для театральной столицы, но он становится важным театральным событием для каждого ребенка в зале.

Если будете в Санкт-Петербурге - с детьми или без - вот чудесный спектакль клоунского театра:

"Небылицы в лицах": спектакль частного театра, появившегося в пандемию и выжившего
"Театральный чердак"26 сентября 2023